Развитие
РАЗВИТИЕ - характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и ново-ведений и сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей. Выражая прежде всего процессы изменений, Р. Предполагает сохранение (системного) качества развивающихся объектов. Концепции Р. Тесно связаны с пониманием процессуальности и исторической изменчивости систем и явлений. В социологии первоначальное осознание прецес-суальности было связано с введенным Контом соотношением социальной статики и социальной динамики, а осознание историчности - с разработкой Марксом гегелевского принципа единства логического и исторического. Причем изначально эти две установки практически никак концептуально не соотносились между собой, а наоборот, чаще противопоставлялись друг другу.
Само общество описывалось при этом в различных концептуальных моделях, вводивших свои понимания идеи Р. Организмической (линия Спенсера, в которой уже разделялась структура как строение (форма) целого, и функция - как способы деятельности и трансформации целого). Системной (линия Дюркгейма с двумя продолжениями. Функциональным императивизмом Парсонса и функциональным структурализмом Мертона). Системно-процессуальной (линия Сорокина, введшего представление о процессе как любом виде модификаций и трансформаций, касающихся как количественных, так и качественных параметров объекта или системы). Альтернативных (по отношению к предыдущим) моделях (линия символического интеракционизма (нет социальных структур, есть структуры взаимодействия), линия Бурдье (анализ взаимодействующих социокультурных полей).
Цивилизационной (линия Тойнби и Шпенглера) - локализация разных типов Р. В самодостаточных социокультурных целостностях). Стадиальной (линия Маркса - Р. Как смена способов производства, конституирующих особые целостности - общественно-экономические формации). Проблема Р. Связывается в этих моделях с. Цикличностью или направленностью (линеарной или нелинеарной) процессуальных изменений. Их одно- или многовекторностью (факторностью в "теории факторов"). Их однозначной (естественноисторической) предзаданностью или возможностью альтернатив. С эволюционным или скачкообразным (революционным) характером социокультурных изменений. С мерой их "искусственности" (ор-ганизуемости) и "естественности". Все эти дихотомии синтезируются в основополагающей проблеме любой теории Р.
- критериях оценки качества изменений (дополнительная задача - понимание самого этого качества). Часть моделей связывает Р. С идеей прогресса - эволюционным или революционным, линеарным или нелинеарным приращением качества. Это порождает проблемы. Выбора критериев (прогресс разума, технический прогресс и т.п.). Обоснования их безусловности и "нулевой" (исходной) точки отсчета. Применимости за пределами рассматриваемой области (есть ли прогресс техники, например, одновременно и прогресс нравственности и т.д.). Определения временной (достаточно длительной) перспективы, позволяющей увидеть "последствия" Р. Универсальности данного типа Р. Для иных социокультурных систем и т.д. Таким образом, понятие прогресса оказывается выходящим за пределы рационального обоснования и фундирующим идеологические концепции.
Другая часть моделей пытается избегать отождествления Р. С прогрессом и задавать формальные основания Р. И критерии его оценки, что позволяет выделять в процессах Р. Как наращивание, так и потерю качества, которое важно удержать в социокультурной системе для поддержания ее идентичности и целостности. Тогда Р. Во многом отождествляется с процессуальной изменчивостью и противопоставляется фазам консервации и (или) стагнации социокультурных целостностей, связанных, как правило, с их переструктурацией функциональным и (или) смысловым переопределением, меняющим вектора изменений. Одна из первых попыток задания формальных критериев Р., нашедшая в дальнейшем широкую поддержку и породившая целый ряд переинтерпретаций, связана с идеей Спенсера о Р.
Как усложнении элементного состава и дифференциации структур и функций, организации взаимодействия и отношений между людьми. В этом же смысле можно трактовать идею Поппера об открытых и закрытых типах обществ, что предполагает разные критерии Р. В закрытых и открытых социокультурных системах и задает общую линию изменений - от структур закрытого типа к открытым. Это позволяет обосновывать формальные требования, которым должна удовлетворять система открытого типа и класть их в основу конкретных анализов и программных проектов Р. Культурология конца 20 в. Активно разрабатывает дополнительную к формальному типу задания понятия Р. Идею полифоничности и многомерности Р., а также его разнотипности в традиционных и нетрадиционных обществах.
Особые области в современных анализах Р. - концепции модернизации и социокультурных трансформаций..
Дополнительный поиск Развитие
На нашем сайте Вы найдете значение "Развитие" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Развитие, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Р". Общая длина 8 символа