Развитие

197

РАЗВИТИЕ - характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и ново-ведений и сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей. Выражая прежде всего процессы изменений, Р. Предполагает сохранение (системного) качества развивающихся объектов. Концепции Р. Тесно связаны с пониманием процессуальности и исторической изменчивости систем и явлений. В социологии первоначальное осознание прецес-суальности было связано с введенным Контом соотношением социальной статики и социальной динамики, а осознание историчности - с разработкой Марксом гегелевского принципа единства логического и исторического. Причем изначально эти две установки практически никак концептуально не соотносились между собой, а наоборот, чаще противопоставлялись друг другу.

Само общество описывалось при этом в различных концептуальных моделях, вводивших свои понимания идеи Р. Организмической (линия Спенсера, в которой уже разделялась структура как строение (форма) целого, и функция - как способы деятельности и трансформации целого). Системной (линия Дюркгейма с двумя продолжениями. Функциональным императивизмом Парсонса и функциональным структурализмом Мертона). Системно-процессуальной (линия Сорокина, введшего представление о процессе как любом виде модификаций и трансформаций, касающихся как количественных, так и качественных параметров объекта или системы). Альтернативных (по отношению к предыдущим) моделях (линия символического интеракционизма (нет социальных структур, есть структуры взаимодействия), линия Бурдье (анализ взаимодействующих социокультурных полей).

Цивилизационной (линия Тойнби и Шпенглера) - локализация разных типов Р. В самодостаточных социокультурных целостностях). Стадиальной (линия Маркса - Р. Как смена способов производства, конституирующих особые целостности - общественно-экономические формации). Проблема Р. Связывается в этих моделях с. Цикличностью или направленностью (линеарной или нелинеарной) процессуальных изменений. Их одно- или многовекторностью (факторностью в "теории факторов"). Их однозначной (естественноисторической) предзаданностью или возможностью альтернатив. С эволюционным или скачкообразным (революционным) характером социокультурных изменений. С мерой их "искусственности" (ор-ганизуемости) и "естественности". Все эти дихотомии синтезируются в основополагающей проблеме любой теории Р.

- критериях оценки качества изменений (дополнительная задача - понимание самого этого качества). Часть моделей связывает Р. С идеей прогресса - эволюционным или революционным, линеарным или нелинеарным приращением качества. Это порождает проблемы. Выбора критериев (прогресс разума, технический прогресс и т.п.). Обоснования их безусловности и "нулевой" (исходной) точки отсчета. Применимости за пределами рассматриваемой области (есть ли прогресс техники, например, одновременно и прогресс нравственности и т.д.). Определения временной (достаточно длительной) перспективы, позволяющей увидеть "последствия" Р. Универсальности данного типа Р. Для иных социокультурных систем и т.д. Таким образом, понятие прогресса оказывается выходящим за пределы рационального обоснования и фундирующим идеологические концепции.

Другая часть моделей пытается избегать отождествления Р. С прогрессом и задавать формальные основания Р. И критерии его оценки, что позволяет выделять в процессах Р. Как наращивание, так и потерю качества, которое важно удержать в социокультурной системе для поддержания ее идентичности и целостности. Тогда Р. Во многом отождествляется с процессуальной изменчивостью и противопоставляется фазам консервации и (или) стагнации социокультурных целостностей, связанных, как правило, с их переструктурацией функциональным и (или) смысловым переопределением, меняющим вектора изменений. Одна из первых попыток задания формальных критериев Р., нашедшая в дальнейшем широкую поддержку и породившая целый ряд переинтерпретаций, связана с идеей Спенсера о Р.

Как усложнении элементного состава и дифференциации структур и функций, организации взаимодействия и отношений между людьми. В этом же смысле можно трактовать идею Поппера об открытых и закрытых типах обществ, что предполагает разные критерии Р. В закрытых и открытых социокультурных системах и задает общую линию изменений - от структур закрытого типа к открытым. Это позволяет обосновывать формальные требования, которым должна удовлетворять система открытого типа и класть их в основу конкретных анализов и программных проектов Р. Культурология конца 20 в. Активно разрабатывает дополнительную к формальному типу задания понятия Р. Идею полифоничности и многомерности Р., а также его разнотипности в традиционных и нетрадиционных обществах.

Особые области в современных анализах Р. - концепции модернизации и социокультурных трансформаций..

Значения в других словарях
Развитие

IРазви́тие необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трёх указанных свойств выделяет процессы Р. Среди др. Изменений. Обратимость изменений характеризует процессы функционирования (циклическое воспроизведение постоянной системы функций). Отсутствие закономерности характерно для случайных процессов катастрофического типа. При отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и потому процесс лишается характерно..

Развитие

РАЗВИТИЕ - направленное, закономерное изменение. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта - его состава или структуры. Различают две формы развития. Эволюционную, связанную с постепенными количественными изменениями объекта (см. Эволюция). Революционную, характеризующуюся качественными изменениями в структуре объекта (см. Революция). Выделяют восходящую линию развития (см. Прогресс) и нисходящую (см. Регресс). В современной науке разрабатываются специально-научные тео..

Развитие

РАЗВИТИЕ, направленное, закономерное изменение в природе и обществе. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта - его состава или структуры. Различают две формы развития. Эволюционную, связанную с постепенными количественными изменениями объекта (смотри Эволюция>). Революционную, характеризующуюся качественные изменениями в структуре объекта (смотри Революция>). Выделяют восходящую линию развития (смотри Прогресс>) и нисходящую (смотри Регресс>). В современной науке раз..

Развитие

(филос.) — см. Эволюция.. ..

Развитие

Сделать развитие. Волг. Развлечься, развеяться, погулять. СРГК 5, 403.. ..

Развитие

РАЗВИВАТЬ, РАЗВИТИЕ. ..

Развитие

Прогресс, усовершенствование, эволюция, рост. Вырабатывание, выковывание, формирование, воспитание. Развитость, кругозор. Процесс, поступательное движение, шаг вперед, изощрение, пролификация, круг интересов, уточнение, течение, онтогенез, ход, горизонт, подвижка, интересы, развивание, становление, расширение, изменение, созревание, саморазвитие, протекание, подъем, сформирование, процветание, улучшение, анагенез, эволюционирование, продолжение, шаг, продвижение, обновление, сдвиг. ..

Развитие

Направленное, закономерное изменение. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта - его состава или структуры. Различают две формы развития. Эволюционную, связанную с постепенными количественными изменениями объекта (см. Эволюция). Революционную, характеризующуюся качественными изменениями в структуре объекта (см. Революция). Выделяют восходящую линию развития (см. Прогресс) и нисходящую (см. Регресс). В современной науке разрабатываются специально-научные теории развити..

Развитие

Ср.1) Процесс действия по знач. Глаг. Развить, развиться.2) Состояние по знач. Глаг. Развиться.3) Процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное, от старого качественного состояния к новому, более высокому, от простого к сложному, от низшего к высшему.4) Степень просвещенности, культурности, умственной и духовной зрелости.. ..

Развитие

РАЗВИ́ТИЕ -я. Ср.. ..

Развитие

-я, ср. 1. См. Развить2, -ся. 2. Процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное. Переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему. Законы общественного развития. 3. Степень сознательности, просвещённости, культурности. Высокое умственное р.. ..

Развитие

Развития, мн. Нет, ср. (книжн.). 1. Действие по глаг. Развить-развивать. Развитие мускулов гимнастикой. 2. Состояние по глаг. Развиться-развиваться. Развитие промышленности. 3. Процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное. Развитие есть "борьба" противоположностей. Ленин. Изучение героической истории большевистской партии вооружает знанием законов общественного развития и политической борьбы, знанием движущих сил революции. История ВКП(б). Диалектическое развитие. 4. Состояни..

Развитие

Это слово, имеющее значение "процесс изменения, перехода из одного состояния в другое", образовано по методу кальки с немецкого Entwicklung – "развитие", образованного суффиксальным способом от глагола entwickein ("развивать").. ..

Развитие

Словообразоват. Калька XVIII в. Нем. Entwicklung (ent- — раз-, -wickl- — -ви-, -ung — -тие).Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Развитие

Разви́тие Калька нем. Entwicklung – то же, которое в свою очередь калькирует лат. Ēvolūtiō или франц. Dévеlорреmеnt – то же. См. Унбегаун, RЕS 12, 39.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Развитие

- В контексте деятельности МА «развитие» может означать как усилия по увеличению численности членов и сторонников организации в той или иной стране или регионе, так и координацию усилий с другими правозащитными организациями с целью укрепления правозащитного движения. В своих программах организационного развития МА стремится достичь эффективного присутствия во всех регионах мира в соответствии с их потребностями и ресурсами и на условии равноправного представительства различных культур. Для дост..

Развитие

Необратимые, направленные, закономерные количеств. И качеств. Изменения в живом организме, характеризующиеся преобразованием в его структуре, переходом от одного качеств. Состояния к другому, от низшего к высшему через рождение нового и отмирание старого. Процессы Р. Происходят во времени, к-рое определяет и выявляет его направленность. Различают 2 формы Р. Органич. Мира — индивидуальное Р. Организма, или онтогенез , и историческое, или филогенез .. ..

Развитие

(Development. Psychogenese) - психоанализ утверждает, что поведение человека можно рассматривать в его развитии, т. Е. Интерпретировать поведение взрослого как усложнение или эволюцию детского (инфантильного) поведения, и что "высшие". Формы последнего можно понимать как усложнение примитивных влечений и поведенческих стереотипов (паттернов).Термин "психическое развитие человека". Употребляется в юнгианской психологии в связи с самыми различными понятиями и представлениями, слу..

Развитие

(Development. Psychogenese) — психоанализ утверждает, что поведение человека можно рассматривать в его развитии, т. Е. Интерпретировать поведение взрослого как усложнение или эволюцию детского (инфантильного) поведения, и что «высшие» формы последнего мож. ..

Развитие

(биол.), процесс тесно взаимосвязанных количеств. (рост) и качеств, (диффе-ренцировка) преобразований особей с момента зарождения до конца жизни (индивид. Р., или онтогенез) и в течение всего времени существования жизни на Земле их видов и др. Система-тич. Групп (ист. Р., или филогенез). ..

Развитие

(см. Также Эволюция, Генезис) — закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство. Собственно развертывание до тех пор «свернутого», выявление, обнаружение вещей, частей, состояний, отношений, которые имелись и прежде, существовали з потенции, но не были доступны восприятию. Развитие бывает или экстенсивным (проявление и увеличение уже имевшегося) или интенсивным (эпигенез — возникновение нового, новых форм).. ..

Развитие

Прохождение организмом ряда стадий, отличающихся морфологическими и физиологическими признаками, приводящее, как правило, к изменению его строения и функций.. ..

Радищев

РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749-1802) - русский мыслитель, основоположник революционной теории в интеллектуальном российском движении, поэт, общественный деятель. Учился в Лейпцигском университете, усвоил ряд революционных идей западно-европейской философии. По возвращении в Россию служит в Сенате, Коммерц-колле-гии и в Петербургской Казенной палате. В условиях отказа Екатерины Второй от либеральных обещаний ("Наказа" - 1760) становится противником самодержавия и крепостничества. В 1773 вперв..

Радклиф-браун

РАДКЛИФ-БРАУН (Radclif-Brown) Альфред Реджинальд (1881-1955) - британский антрополог, создатель структур-но-функционалистского подхода в антропологии. Изучал философию, экономику, психологию и антропологию в Кембридже. Ученик У. Риверса. Проводил полевые исследования в Австралии, Африке, Полинезии и на Андаманских островах. Директор департамента образования королевства Тонга (1916-1919). Создал школу Африканских исследований в Университете Кейптауна (1921-1926) и кафедру антропологии в Сиднейско..

Различие

ТОЖДЕСТВО И РАЗЛИЧИЕ - две взаимосвязанные категории философии и логики. При определении понятий Т. И Р. Используют два фундаментальных принципа. Принцип индивидуации и принцип тождества неразличимых. Согласно принципу индивидуации, который был содержательно развит в традиционной натурфилософии и эксплицитно сформулирован уже Боэцием, всякая вещь универсума обладает уникальными чертами. Из этого принципа вытекает проблема универсалий, которая формулируется в следующем виде. Каким образом неповто..

Райх

РАЙХ (Reich) Вильгельм (1897-1957) - австро-американский психолог, психиатр и психоаналитик. Один из лидеров леворадикального фрейдизма. Ученик и коллега Фрейда. Доктор медицины (1922). Основные труды. "Функции оргазма" (1927), "Анализ характера" (1928), "Генитальный и невротический характеры" (1929), "Массовая психология фашизма" (1933), "Сексуальная революция" (1936) и др. Под влиянием идей Фрейда, Адлера, Маркса, Бергсона и буддистских доктрин развивал собственные психоаналитически ориентиров..

Развитие

Поступательное движение, эволюция, переход от одного состояния к др. Р. Противопоставляется "творению", "взрыву", появлению из ничего, а также спонтанному формированию из хаоса и "катастрофизму", предполагающему внезапное, одномоментное замещение имевшихся объектов совершенно новыми. Идея Р. Начала складываться в античности, но в 18 в. И. Кант называл ее "рискованным приключением разума", поскольку многие области невозможно было представить как развивающиеся ("небесный" мир, органическая природа..

Дополнительный поиск Развитие Развитие

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Развитие" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Развитие, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 8 символа