Спенсер

87

СПЕНСЕР (Spencer) Герберт (1820-1903) - британский философ и социолог. С. Отличался необыкновенной эрудицией и работоспособностью. Оставленное им наследие огромно. Фундаментальный десятитомный труд, задуманный как энциклопедический синтез всех наук на принципах эволюционизма, был опубликован в 1862-1896. Этот труд включал. "Основные начала" (1862), "Основания биологии" (1864-1867), "Основания психологии" (1870-1872), трехтомный труд "Основания социологии" (1876-1896), "Социология как предмет изучения" (1903), "Основания этики" (1879-1893). Творчество С. С наибольшей полнотой воплотило основные идеи эволюционизма, оказало большое влияние на интеллектуальную атмосферу своей эпохи. Теоретические взгляды С. Формировались главным образом под влиянием достижений естественных наук, все чаще обращавшихся к идее эволюции.

Так, в частности, С. Высоко оценил "Происхождение видов" Дарвина. Большое влияние на С. Оказали также труды А. Смита и Мальтуса, английских утилитаристов, проповедовавших идеи радикального буржуазного либерализма и индивидуализма. Придерживаясь крайней версии либерализма, С. Горячо защищал принципы индивидуальной и свободы конкуренции. Всякое вмешательство в естественный ход событий, тем более социалистическое планирование, по мнению С, приводит к биологическому вырождению, поощрению "худших за счет лучших". С. Выступал за ограничение роли государства в общественной жизни вплоть до отказа бедным в помощи или заботе о воспитании детей. Критиковал колониальную экспансию, поскольку она ведет к усилению государственной бюрократии.

Основные идеи "синтетической философии" С. Звучат в конце 20 в. Как анахронизм, но в свое время они были популярны. Идея всеобщей эволюции - центральный пункт мировоззрения С.С. Предлагает следующее определение центрального понятия своей философской системы. "Эволюция есть интеграция вещества, которая сопровождается рассеянием движения и в течение которой вещество переходит из состояния неопределенной, бессвязной однородности в состояние определенной, связной разнородности, а сохраненное веществом движение претерпевает аналогичное превращение". Предел, за который эволюция не может перейти, - равновесие системы. В случае нарушения равновесия начинается распад, который со временем переходит в новый эволюционный процесс.

Все, что существует, проходит через этот цикл развития и распада. С. Выделяет три вида эволюционных процессов. Неорганический, органический и надорганический. Все они подчиняются общим законам. Однако специфические законы высших фаз не могут быть сведены к законам низших фаз. Так, в надорганической эволюции выступают явления, которые не встречаются в неорганическом и органическом мире. Общество - часть природы, и в этом смысле такой же естественный объект, как и любой другой, оно не создано искусственно, в результате "общественного договора" или божественной воли. На этой основе он переходит от общего рассмотрения идеи эволюции к характеристике общественного развития. Социология завершает философскую систему С.

Программа социологии изложена в "Основаниях социологии". Здесь впервые дано систематическое изложение предмета, задач и проблематики общественной науки. Эта книга была переведена на многие языки, способствовала не только разработке, но и пропаганде социологии. С. Опровергал не только теологические представления об обществе, но и теоретиков "свободной воли", философов, приписывающих решающую роль в истории "выдающимся мыслителям", "общественному договору", выдвигавших на первый план действие субъективных факторов или указывавших на отсутствие повторяемости в общественной жизни. История, по мнению С, не является продуктом сознательного творчества социальных групп или отдельных личностей, напротив, сама деятельность, ее цели и намерения должны получить естественное обоснование в законах социальной эволюции.

Социальные факты для С. - это такие явления, в которых проявляются эволюционные процессы, например дифференциация структуры и функций, усложнение политической организации и т.д. Для понимания спенсеровского определения предмета социологии большое значение имеет его концепция социальных институтов. С. Не дает строгого определения этого центрального понятия своей теоретической системы. Но из контекста его работ следует, что социальные институты - это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Социальные институты обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным коллективным действиям. Институты возникают в ходе эволюции помимо сознательных намерений или "общественного договора", но как ответ на рост численности популяции, и, согласно общему закону, - прирост массы приводит к усложнению структуры и дифференциации функций".

Социальные институты - органы самоорганизации и управления. Как и Конт, С. Начинает с семьи, брака, проблем воспитания (домашние институты), воспроизводит этапы эволюции семьи. Следующий тип социальных институтов С. Обозначил как обрядовые, или церемониальные. Последние призваны регулировать повседневное поведение людей, устанавливая обычаи, обряды, этикет и т.п. Третий этап институтов - политические. Их появление С. Связывал с переносом внутригрупповых конфликтов на сферу конфликтов между группами. Он был убежден в том, что конфликты и войны сыграли решающую роль в становлении политической и классовой структуры общества. Война и труд, по С, - те силы, которые создают государство, причем на начальных этапах роль насилия и военных конфликтов была решающей, так как потребность обороны или завоевания больше всего сплачивают и дисциплинируют общество.

В последующем объединяющей силой становится общественное производство, разделение труда, прямое насилие уступает место внутреннему самоограничению. По С, сильное государство неизбежно ведет к ограничению индивидуальной свободы. Еще в своей ранней работе "Социальная статика" он сформулировал закон "равной свободы", согласно которому каждый человек свободен делать все, что он хочет, если он не нарушает равной свободы другого человека. Свобода, по С, ограничивается не государственным принуждением, а свободой другого человека. Следующий тип - церковные институты, обеспечивающие интеграцию общества. Завершают типологию профессиональные и промышленные институты, возникающие на основе разделения труда. Первые (гильдии, цеха, профессиональные союзы) консолидируют группы людей по профессиональным занятиям, вторые поддерживают производственную структуру общества.

Значение этих институтов возрастает по мере перехода от военизированных обществ к индустриальным. Промышленные институты принимают на себя все большую часть общественных функций, регулируют трудовые отношения. С. Был воинствующим противником социализма. Попытки глобального планирования он называл "социалистической химерой". Теория социальных институтов С. Представляла попытку системного исследования общества. Концепция институтов воспроизводит образ общества по аналогии с биологическими организмами. "кровяные частицы уподобляются деньгам". С. Не только уподоблял общество организму, но и свою биологию наполнял социологическими аналогиями. Пытаясь избежать грубого редукционизма, к которому так склонны были многие эволюционисты, С.

Использует термин "надорганизм", под черкивая автономию индивида (в отличие от Конта или Дюркгейма). С. Располагает все общества по шкале сложности структуры и функциональной организации от "малого простого агрегата" до "большого агрегата". С. Выделяет два типа обществ. Военные и промышленные. Военный и промышленный типы общества С. Характеризует прямо противоположными социальными свойствами. Разработанная С. Типология обществ менее известна, чем его теория эволюции. Между тем в творческом наследии С. Она представляет наибольший исторический интерес. Содержание исторического процесса описывается как постепенный переход от механического принуждения к органическому объединению на основе общности интересов. С. Рисует картину будущего индустриального общества, впечатляющую глубиной научного предвидения.

В новом обществе управление децентрализовано и строится на принципах самоорганизации и самоуправления, широкое распространение получают различные неформальные объединения, подчинение индивида господству заменяется охраной прав человека, единство идеологии сменяется плюрализмом, общества станут открытыми для международного сотрудничества, восприимчивыми к инновациям и др. В своих попытках раскрыть движущие силы социальной эволюции С. Так и не смог преодолеть дилемму номинализма и реализма. С одной стороны, он постоянно подчеркивал важную роль "человеческой натуры", с другой - так же ссылался на действие надындивидуальных сил, "социального организма", "искусственной среды". В итоге концепция факторов эволюции С.

Отличалась крайним эклектизмом и послужила источником развития прямо противоположных социологических направлений. Философская система С. Оказалась слишком тесно связанной с духовной и интеллектуальной атмосферой викторианской эпохи. Другой причиной падения популярности С. Явилось то, что созданная им интеллектуальная конструкция была последней попыткой создания всеохватывающей философской системы. Эта форма интеллектуального творчества окончательно изжила себя к концу 19 в. Тем не менее, стремление С. Выйти за рамки абстрактных рассуждений по поводу общества, широко использовать данные общественных и естественных наук способствовали формированию новых стандартов научной деятельности в социологии. Начиная с 1950-х, вместе с развитием системных методов и возникновением неоэволюционизма, интерес к творчеству С.

И других эволюционистов стал возрастать..

Значения в других словарях
Спенсер

IСпе́нсер (Spencer) Герберт (27.4.1820, Дерби, — 8.12.1903, Брайтон), английский философ и социолог, один из родоначальников Позитивизма. Работал инженером на железной дороге (1837—41), затем сотрудничал в журнале «Экономист» («Economist») (1848—53), большую часть жизни провёл как кабинетный учёный. Философия С. Явилась дальнейшим развитием позитивизма О. Конта, хотя С. И отрицал свою зависимость от его взглядов. Влияние на С. Оказали также агностицизм Д. Юма и Дж. С. Милля (См. Милль), кантианс..

Спенсер

СПЕНСЕР (англ. Spencer - по имени лорда Спенсера, считающегося автором этого вида одежды), коротенькая курточка с длинными рукавами, закрывающими кисти рук. Мужчины носили спенсер очень недолго на рубеже 18-19 вв. Позже он стал частью только женского костюма.. ..

Спенсер

СПЕНСЕР (Spencer) Герберт (1820 - 1903), английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма, основатель органической школы в социологии. Идеолог либерализма. Развил механистическое учение о всеобщей эволюции. В этике - сторонник утилитаризма. Внес значительный вклад в изучение первобытной культуры. Основное сочинение - "Система синтетической философии" (1862 - 96).. ..

Спенсер

(англ. Spincer). Род короткой куртки, без пол, также дамский корсаж.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)англ. Spencer, по имени лорда Spencer. Женская одежда вроде куртки, застегивающейся спереди.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)женский лиф, верхнее платье, вроде куртки, застегив. Спереди.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в соста..

Спенсер

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Спенсер

М. Устар.1) Корсаж со шнуровкой.2) Короткая облегающая куртка.. ..

Спенсер

Спенсера, м. (англ. Spencer) (старин.). Род короткой куртки. Сидит у окна в зеленом бархатном спенсере. Лесков.. ..

Спенсер

Спе́нсер "род короткой куртки, также дамский корсаж", диал. Спе́нзерь "короткая кофта", олонецк. (Кулик.), спе́нзель – то же, арханг. (Подв.). Из нем. Sреnсеr или англ. Sреnсеr "куртка, короткий сюртук", по фам. Лорда Спенсера, который ввел в обиход этот вид одежды. См. Чемберс 482.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Спенсер

Спенсер (1820 - 1903) - английский философ, один из основоположников эволюционного мировоззрения. Его главный труд - "Система синтетической философии". Спенсер исходит в своей философии из противоположения между познаваемым и непознаваемым. Анализ "основных начал" познания приводит, по мнению Спенсера, к заключению, что за пределами познаваемых явлений есть нечто, абсолютно недоступное познанию и поэтому составляющее законную область веры (принцип ignorabimus). Задачей философии, как высшего обо..

Спенсер

(Spencer) Герберт (1820-1903). ..

Спенсер

Залив в Юж. Австралии. Открыл в 1802 г. Англ, мореплаватель М. Флиндерс и назвал в честь Джорджа Спенсера (Spencer, 1758-1834), который в то время был первым лордом Адмиралтейства.. ..

Спенсер

(1820 - 1903) - английский философ, один из основоположников эволюционного мировоззрения. Его главный труд - "Система синтетической философии". Спенсер исходит в своей философии из противоположения между познаваемым и непознаваемым. Анализ "основных начал" познания приводит, по мнению Спенсера, к заключению, что за пределами познаваемых явлений есть нечто, абсолютно недоступное познанию и поэтому составляющее законную область веры (принцип ignorabimus). Задачей философии, как высшего обобщения н..

Спенсер

1.(Spencer), Болдуин (23.VI.1860 - 14.VII.1929) - биолог и этнограф. Англичанин по происхождению. По окончании Оксфордского ун-та (1884) переселился в Австралию. В 1887-1919 - проф. Мельбурнского ун-та. С 1894 вел полевые исследования в Центр. И Сев. Австралии. В сотрудничестве с Ф. Гилленом изучил культуру и быт многих австрал. Племен, особенно аранда (арунта). Собрал ценнейшие этногр. Коллекции. Оба исследователя пользовались доверием аборигенов, посвящавших их в тайные племенные предания, пыт..

Спенсер

(Spencer) Герберт (1820-1903) - британский философ и социолог. С. Отличался необыкновенной эрудицией и работоспособностью. Оставленное им наследие огромно. Фундаментальный десятитомный труд, задуманный как энциклопедический синтез всех наук на принципах эволюционизма, был опубликован в 1862-1896. Этот труд включал. 'Основные начала' (1862), 'Основания биологии' (1864-1867), 'Основания психологии' (1870-1872), трехтомный труд 'Основания социологии' (1876-1896), 'Социология как предмет изучения' (..

Социометрический Тест

СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ (социометрия и англ. Test - испытание, исследование) - специальный социометрический метод, прием и способ фиксации, измерения и исследования установок, оценок, предпочтений и желаний людей, проявляемых ими в отношении других людей или групп в процессе социометрического опроса (тестирования). В зависимости от предмета, целей и задач научного исследования, СТ. Проводится по одному или нескольким критериям (в т.ч. По различным разновидностям коммуникативных критериев), посредс..

Социометрия

СОЦИОМЕТРИЯ, микросоциология (лат. Societas - общество и греч. Metreo - измеряю) - социологическая дисциплина, основанная на совокупности методов и приемов, направленных на получение и анализ количественных данных о межличностных отношениях людей, структуре и функционировании малых групп, ориентированные на регуляцию человеческих взаимоотношений и решение конкретных практических задач. В настоящее время понимается преимущественно как междисциплинарная отрасль социологии, социальной психологии и ..

Спиноза

СПИНОЗА (Spinoza, Espmosa) Бенедикт (Барух) (1632-1677) - нидерландский философ. Родился в Амстердаме в семье купца, принадлежавшего к еврейской общине. Первое образование получил в духовном училище, готовившем раввинов. За увлечение светскими науками и современной ему философией в 1656 на С. Руководителями общины был наложен "херем" (великое отлучение и проклятие). С. Вынужден был покинуть Амстердам. Основные сочинения. "Основы философии Декарта" (1663), "Богословско-политический трактат" (1670..

Спиритуализм

СПИРИТУАЛИЗМ (лат. Spiritualis - духовный, spiritus - душа, дух) - философское воззрение, противоположное как материалистической, так и позитивистской концепциям сущего. Главный тезис С. - несводимость человека к природе. С. Рассматривает дух в качестве первоосновы действительности, как особую бестелесную, "тонкую" субстанцию, существующую внеположенно материи и независимо от нее. Как философский термин "С", был введен в употребление Кузеном (начало 19 в.). В дальнейшем С. Стали называть ряд фра..

Спенсер

маленькая короткая курточка, пришедшая из англии во францию. Названа по имени лорда спенсера. Существует анекдот, что он как-то задремал у камина в ресторане и прожег фалды фрака. Недолго думая, он отрезал фалды, и получилась курточка. Этой «моде» стали подражать и мужчины и женщины. Спенсер появился в конце 18 в. И был популярной одеждой 19 в.. ..

Дополнительный поиск Спенсер Спенсер

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Спенсер" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Спенсер, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 7 символа