Спенсер
1.(Spencer), Болдуин (23.VI.1860 - 14.VII.1929) - биолог и этнограф. Англичанин по происхождению. По окончании Оксфордского ун-та (1884) переселился в Австралию. В 1887-1919 - проф. Мельбурнского ун-та. С 1894 вел полевые исследования в Центр. И Сев. Австралии. В сотрудничестве с Ф. Гилленом изучил культуру и быт многих австрал. Племен, особенно аранда (арунта). Собрал ценнейшие этногр. Коллекции. Оба исследователя пользовались доверием аборигенов, посвящавших их в тайные племенные предания, пытались облегчить положение коренного населения.Соч. The native tribes of Central Australia, L., 1899. Across Australia, v. 1-2, L., 1912. The Arunta. A study of a stone age people, v. 1-2, L., 1927. Native tribes of the Northern Territory of Australia, L., 1914 (все книги, кроме последней, совместно с F.
Gillen).2.(Spencer), Герберт (27.IV.1820 - 8.XII.1903) - англ. Философ, социолог, психолог. Один из родоначальников позитивизма. Знания приобрел гл. Обр. Путем самообразования. Был школьным учителем (1837), инженером на ж. Д. (1837-41). В 1848-53 сотрудничал в журн. "Economist", затем полностью посвятил себя науч.-лит. Труду. Был близок с Дж. С. Миллем, естествоиспытателем Т. Гексли, писательницей Дж. Элиот, с Б. Вебб.С. Предпринял попытку создать универсальную философию (своего рода "сумму наук"), к-рую рассматривал как совокупность осн. Принципов спец. Наук, и дал свою классификацию наук. Его гл. Труд - "Система синтетической философии" ("Synthetic philosophy") - состоит из серии книг. "Основные начала" ("First principles", L., 1862. Рус.
Пер., СПБ, 1897), "Основания биологии" ("The principles of biology", v. 1-2, L., 1864-67. Рус. Пер., т. 1-2, СПБ, 1870), "Основания психологии" ("Principles of psychology", v. 1-2, L., 1855-72. Рус. Пер., т. 1-4, СПБ, 1876), "Основания социологии" ("The principles of sociology", v. 1-3, L., 1876-96. Рус. Пер., т. 1-2, СПБ, 1898), "Основания этики" ("The principles of ethics", v. 1-2, L., 1879-93. Рус. Пер., т. 1-2, СПБ, 1899). Как философ С. Испытал на себе влияние О. Конта, (хотя сам С. Отрицал это и по многим вопросам существенно расходился с Контом), а также Юма, Дж. С. Милля. Агностик в теории познания, С. Видел задачу науч.-филос. Познания в сведении явлений (основу к-рых считал непознаваемой) к минимуму наиболее общих принципов. Осн. Стержень его филос.
Концепции - идея эволюции. Эволюцию С. Понимал как определяющий развитие мира универсальный закон "интеграции материи и сопутствующего ей рассеяния движения" ("закон сохранения энергии"), как закон равновесия и приспособляемости, господствующий и в природе, и в обществе. С. Обосновывал возможность существования науки об обществе (он - один из родоначальников социологии), выступал против теологич. Понимания истории, против сведения истории к деятельности правителей и полководцев и представлений о неповторяемости ист. Явлений (полемизируя, в частности, с англ. Историком Дж. Фрудом) и настаивал на существовании законов в истории и возможности причинного объяснения ист. Фактов. Однако при этом С. Переносил на общество категории и понятия, заимствованные из точных и естеств.
Наук, придерживаясь т. Н. Органич. Теории развития общества (прослеживая сходство общества с биологич. Организмом, он тем не менее не отождествлял их полностью). Социология С. Оказала большое влияние на бурж. Обществознание и позитивистскую историографию в Европе и Америке. В поисках мат-ла для своих социологич. Обобщений С. Широко обращался к истории первобытной культуры и внес значит. Вклад в ее изучение. Он был одним из создателей эволюционной школы в этнографии (оказал влияние на многих видных ее представителей, в частности на Э. Тайлора). Разработал теорию происхождения и развития религ. Верований (древнейшей их формой считал культ умерших и культ предков). С. Начал выпуск серии "Описательная социология" ("Descriptive sociology", v.
1-15, L., 1873-1934) - ценного собрания мат-лов по истории социальных институтов, быта, верований разных народов. Взгляды С. На роль в обществе психологии способствовали становлению социальной психологии. С. Отстаивал идею прогресса, понимая его, однако, в духе бурж.-либеральных оптимистич. Иллюзий викторианской Англии (выступал как против угрозы торийской реакции, так и гл. Обр. Против социалистич. Идеологии и рабочего движения). В политике крайний индивидуалист, противник всякого гос. Вмешательства в частную инициативу, особенно враждебно относившийся к социализму, С. Вынужден был, однако, признать, что "социализм" - неизбежное звено грядущей эволюции человечества от "диссоциации" (господства индивидуализма и свободной конкуренции) к "интеграции" (гос.
И плановое начала).Соч. Works, L.-N. Y., 1910. В рус. Пер. (кроме указ. В статье). Социальная статика, СПБ, 1906. Социология как предмет изучения, СПБ, 1896. Автобиография, ч. 1-2, СПБ, (1914).Лит. Кон И. С, Позитивизм в социологии, Л., 1964, гл. 2. Duncan D., The life and letters of Herbert Spenser, L., 1908. Diaconide Й., Étude critigue sur le sociologie de Herbert Spenser, P., 1938. Kasparzyk L., Spencer, Warsz., 1967.И. H. Неманов. Смоленск..
Дополнительный поиск Спенсер
На нашем сайте Вы найдете значение "Спенсер" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Спенсер, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 7 символа