Тойнби

153

ТОЙНБИ (Toynbee) Арнольд Джозеф (1889-1975) - британский историк и общественный деятель. Работал преподавателем в высшей школе и служащим министерства иностранных дел. Один из крупнейших представителей исторической мысли 20 в. Его основной труд - фундаментальное 12-томное "Исследование истории" (1934-1961) - принадлежит к числу высших достижений современной философии истории. На богатейшей фактологической основе Т. Стремился разработать концепцию сущности истории, адекватную состоянию исторического знания и социальному опыту 20 в. Подлинным объектом исторического изучения Т. Считает цивилизации - общности, большие в пространственно-временном плане, чем нации, и меньшие, чем все человечество. При этом историческая концепция Т.

Антропоцен-трична. Личности создают историю, а общество есть лишь посредник во взаимодействии людей между собой. Понимая человека как существо, возвышающееся над природным и социальным детерминизмом сознательностью и способностью осуществлять выбор, Т. Разрабатывает оригинальное - "драматическое" - понимание истории. Элементарной "клеточкой" истории Т. Считает столкновение Вызова, ставящего под угрозу существование общества, и творческого Ответа, даваемого людьми. Вызов, в метафизическом плане означающий Божественное испытание человека, позволяющее реализовать его свободу, в своих эмпирических проявлениях многообразен. Это может быть ухудшение природных условий, внешнее завоевание, появление в недрах общества инородных социальных сил, давление "варваров" и др.

Соответственно, человеческий выбор, в метафизическом смысле представляющий собой выбор между добром и злом, в эмпирическом плане есть творческое усилие, призванное разрешить конкретную проблемную ситуацию. Если в принципиальном плане челночное движение Вызова-и-Ответа трансисторично и образует ткань всей истории, то в конкретных условиях места и времени удачный Ответ рождает "локальную цивилизацию", обладающую неповторимым своеобразием. Автором Ответа, по Т., является не общество в целом, а творческое меньшинство, которое посредством мимесиса (подражания) приобщает инертную массу к новым социальным ценностям. Локальные цивилизации сопоставимы друг с другом, что позволяет посредством сравнительного анализа вывести эмпирически обоснованные закономерности истории.

За генезисом цивилизации следует фаза роста поступательного движения, возможного благодаря повторяющемуся чередованию успешных Ответов и все новых Вызовов, рождаемых изменением общества. Критериями роста цивилизации Т. Считает процессы самоопределения (переориентации Вызовов извне вовнутрь общества, обретение им неповторимого облика) и дифференциации (усиления внутреннего разнообразия). За ростом следует фаза надлома, вызванная деградацией элиты. Творческое меньшинство вырождается в правящее меньшинство, озабоченное лишь сохранением собственной власти, основанной уже не на добровольном подчинении, а на силе. Нравственное отчуждение большинства раскалывает общество, перестающее быть гармоническим единством.

Однако, полемизируя со шпенглеровским фатализмом социального старения и смерти, Т. Подчеркивает, что цивилизация не есть организм с жестко заданным жизненным циклом. Ход истории определяется творческим усилием человека, и пока элита сохраняет духовный потенциал, цивилизация жизнеспособна. Наряду с первичными цивилизациями, возникшими непосредственно из первобытных обществ, Т. Выделяет цивилизации второго и третьего поколений. Особенностью перехода от второго к третьему поколению является воспроизводство цивилизации посредством церкви - "куколки". В условиях "универсального государства", создаваемого в фазе распада правящим меньшинством вторичной цивилизации, духовно отчужденный "внутренний пролетариат" творческим усилием создает "вселенскую церковь" как зародыш нового общества.

Возникновение "высших религий" - христианства, ислама, индуизма и буддизма - Т. Считает важнейшим этапом духовного прогресса человечества. Вопреки распространенному мнению, можно утверждать, что не замкнутые "локальные цивилизации", а смысловое единство истории находилось в центре внимания Т. "цивилизации приходят и уходят, а Цивилизация остается". Цивилизация для Т. - это синоним свободы и творческих возможностей человека, бесконечная духовная задача, а не окончательно достигнутый результат. Т. Также автор сочинений. "Греческая историческая мысль" (1924), "Христианство и цивилизация" (1946), "Цивилизация перед лицом испытания" (1948), "Мир и Запад" (1953), "Америка и мировая революция" (1962), "Изменение и обычай" (1966), "Города в движении" (1970), "Человечество и колыбель-земля.

Нарративная история мира" (1976) и др..

Значения в других словарях
Тойнби

IТо́йнби (Toynbee) Арнолд (23.8.1852, Лондон, — 9.3.1883, Уимблдон), английский историк-экономист. Окончил Оксфордский университет, где с 1878 преподавал политическую экономию и историю экономики. Работа Т. «Промышленный переворот в Англии в 18 столетии» (1884, рус. Пер. 1898) посвящена процессу капиталистической индустриализации. Эпоху промышленного переворота Т. Называл самым бедственным периодом в истории Англии, когда особенно увеличилась пропасть между пролетариатом и господствующими класса..

Тойнби

ТОЙНБИ (Toynbee) Арнолд Джозеф (1889 - 1975), английский историк и социолог. Выдвинул теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит аналогичные стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Движущая сила их развития - "творческая элита", увлекающая за собой "инертное большинство". Прогресс> человечества - в духовном совершенствовании, эволюции от примитивных анимистических верований через универсальные религии к единой религии будущего. Выход из п..

Тойнби

Арнольд (Toynbee, 1852—83) — англ. Экономист и филантроп. Отец его, Джозеф Т., образованный натуралист и популярный врач в Лондоне, относился с теплым участием к положению рабочего класса, и маленький Т. Провел свое детство среди рабочих, помогая отцу, устроившему для них вечерние классы. В Оксфордском унив. Т. Увлекался лекциями Джона Рёскина, оказавшего на Т. Неотразимое влияние своею критикой экономического строя и в особенности системы свободной конкуренции, которой Рёскин противопоставлял к..

Тойнби

1.(Toynbee), Арнолд (23.VIII.1852 - 9.III.1883) - англ. Историк и экономист. Окончил Оксфордский ун-т (1878), где с 1878 до своей смерти читал курсы политич. Экономии и экономил, истории. В лекциях, с к-рыми он выступал перед широкой рабочей аудиторией в крупных пром. Центрах, Т. Отмечал растущую враждебность в отношениях между предпринимателями и рабочими, видя в этом серьезную опасность для социального мира, и призывал обе стороны сотрудничать. Т. Предлагал также широкое проведение примирит. П..

Тождество

См. РАЗЛИЧИЕ.. ..

Тождество И Различие

ТОЖДЕСТВО И РАЗЛИЧИЕ - две взаимосвязанные категории философии и логики. При определении понятий Т. И Р. Используют два фундаментальных принципа. Принцип индивидуации и принцип тождества неразличимых. Согласно принципу индивидуации, который был содержательно развит в традиционной натурфилософии и эксплицитно сформулирован уже Боэцием, всякая вещь универсума обладает уникальными чертами. Из этого принципа вытекает проблема универсалий, которая формулируется в следующем виде. Каким образом неповто..

Токвиль

ТОКВИЛЬ (Tocqueville) Алексис (1805-1859) - французский политический мыслитель, историк, социолог, государственный деятель, министр иностранных дел Франции в 1848. Т. Не оказал значительного влияния на социальную науку 19 в., но, заново открытый в середине 20 в., все чаще признается одним из классиков социологии и политологии. Основные работы Т. "Демократия в Америке" (1835-1840) и "Старый режим и революция" (1856) - посвящены анализу новейшей социальной истории Америки и Франции. В центре внима..

Толанд

ТОЛАНД (Toland) Джон (1670-1722) - английский философ, один из первых представителей свободомыслия в интеллектуальной традиции Нового времени. Обучался в университетах Глазго (1687-1690), Эдинбурга (1690, магистр свободных искусств), Лейдена (Голландия, 1691-1692), в Оксфорде (1693-1695). Основные сочинения. "Племя левитов" (1691, не сохранилось), "Христианство без тайн" (издано анонимно в 1696), "Свободная Англия" (1701), "Письма к Се-рене" (1704), "Адеисидемон" (1708), "Письма против духовенст..

Тойнби

(Toynbee) Арнольд Джозеф (1889-1975), видный англ. Историк и историософ. Род. В Лондоне в семье литератора. Учился в Оксфорде и Британской археологич. Школе (Афины). Участвовал в археологич. Экспедициях по Греции. Работал в британском Министерстве иностр. Дел и корреспондентом газеты. Был проф. Международной истории в Лондонской школе экономики. Т. Отличала огромная работоспособность и творческая активность. Гл. Труд его, сделавший эпоху в англ. Историософии, - 12-томное "Исследование истории" (..

Дополнительный поиск Тойнби Тойнби

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тойнби" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тойнби, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 6 символа