Томизм

183

ТОМИЗМ - основное направление в схоластике, учение школы Т., которое с 13 века по наши дни представляет собой интерпретацию доктрины Фомы Аквината, с учетом темпоральных изменений социо-культурного и научного плана. Сразу после смерти Фомы началась обработка его трудов и согласование имеющихся противоречий (особенно между "Summa Theologiae" и комментариями к "Сентенциям" Петра Ломбардского). Осмысление наследия "ангельского доктора" первоначально происходило преимущественно в рамках августинизма и явилось причиной многих теологических споров и критики томистского рационализма со стороны ориентированного на катафатическое богословие августинианства. С 1278 Т. Становится официальным учением доминиканского ордена (в отличие от опиравшегося на августинизм раннефранцисканско-го ордена).

Первое цитирование трудов Фомы относится к 1280 (первая книга "Сентенций" Р. Кнепвелла), приблизительно в то же время Якоб Витербский и Иоаганн Эрфуртский занимаются разбором и доказательством некоторых фрагментов из трудов Аквината, а в 1314 на одном из судебных процессов слова Фомы приводятся в качестве авторитета. Сам Фома был канонизирован в 1323. Однако труды теолога не только комментируются, но также исправляются. Наиболее известная редакция принадлежит В. Де ля Марсу. Свод ранних тезисов Фомы представлен в различных доминиканских редакциях ("Correctorium corruptorii"). В борьбе со взглядами Иоанна Дунса Скотта на "Сумму" ссылаются даже противники томистского метода, например Генрих Гентский и Готфрид Фон-тейский.

Особенное развитие Т. Получил в трудах Гервея Но-талиса, Томаса Саттена, Бернарда Клермонтского, Иоанна Парижского и др. За счет свободной интерпретации трудов ранних монистов Т. Достигает апогея в творчестве И. Тинкто-ра (автор первого комментария к "Сумме теологии") и И. Ка-преола, - в реальном культурном функционировании "Princeps thomistarum" последнего практически заменяют собой произведения Аквината. Но, начиная с Каитана (с его именем связано рождение школы Т. Как таковой, он же судья Лютера), происходит возврат к Фоме. Ф. Де Виктория использует "Сумму теологии" вместо "Сентенций" в качестве учебного пособия по богословию, для чего пишет свой комментарий. После Три-дентского собора (1545-1563), который явился началом второго периода развития Т., Д.

Бонез систематизирует все произведения, имеющие отношение к творчеству Фомы. Благодаря Бонезу становится возможным введение курса "Суммы теологии" в 1596 в Левенском университете. Этот предмет с 1617 начинает изучаться на протяжении 7 лет. Т. Получает широкое распространение благодаря образовательной деятельности миссионерских орденов, особенно иезуитов, использовавших метод Фомы в борьбе с протестантизмом и исламом на спорных между конфессиями территориях. Значительным событием в истории Т. Был I Ватиканский собор 1870, где была принята "Догматическая Конституция католической веры". Третий период Т. (см. НЕОТОМИЗМ) начался с 1879 и длится по наши дни. В рамках католической цркви Т. Рассматривается не как самостоятельное учение, но только метод рациональной интерпретации учения Церкви, в своих корнях восходящий к Августину, Петру Ломбардскому, Альберту Великому.

Доктрина Т. Выступает не столько учением о догматах веры, сколько учением о способах постижения этого учения посредством разума. Таким образом, Т. Призван преодолевать нигилизм тер-туллианства и августинизма по отношению к интеллектуализму. Поскольку бытие иерархично, то и познание имеет степени - разум и веру, дистанция между которыми была окончательно снята в Т. Посредством неразличения их объектов (они оба говорят о Боге, мире, человеке), атрибутирования им разного уровня адекватности, полноты и "спасительности для души". Т. Исходит из того, что благодать просвещает всего человека, следовательно облагодетельствованному изменению подвергается и его разум, а не только нравственное чувство, благодаря чему и возможна христианская философия, представляющая собой синтез метафизических идей античности, переосмысленных в свете веры, которая не элиминирует, но "ведет" разум.

Наряду с этой базовой презумпцией, Т. Основан на следующих философско-теоретических предпосылках. 1) различение сущего и сущности, что приводит к позиции умеренного реализма, где универсальный характер понятий происходил из абстрактной способности интеллекта (т.е. Универсалии, не существующие в реальности, имеют реальное основание). Различение логически сущего и реально сущего. Противопоставление сущности и существования (бы-тийствования), совпадающих только в Боге, благодаря чему возможно различение вещей. Поскольку ничто в своей сущности не совпадает со своей бытийственностью, то все в мире только стремится к тому, чтобы быть. Мир, существование которого не тождественно сущности в виду того, что ни одна его часть не обладает этим качеством, не существует сам по себе, но зависит от Бога, обладающего бытием "от века".

Сущий - имя Божие, т.е. Только Он подлинно существует, а мир только участвует в Его бытийствовании, следовательно в акте бытия мира происходит разворачивание Его сущности, представляющей собой бытийную потенцию мира. 2) "все сущее одно", едино, что в разных степенях обнаруживается на разных уровнях бытия. Все следующее истинно, но не потому, что все сущее может быть познано, а потому, что все суть результат мышления Бога (т.е. В отличие от учения Аристотеля, в Т. Истина является предметом метафизики, где истину онтологическую, божественную, следует отличать от логической, человеческой), степень истинности сущего зависит от уровня обладаемого бытия. "все сущее благо" (ибо создано благим Богом) и стремится к совершенству, Богу, поскольку зависит от Его бытия.

3) трансцендентирование Бога и человека в апофатическом смысле, где все сотворенное сообразно Богу и существует настолько, насколько уподоблено Богу, благодаря чему мир приобретает свое единство. 4) человек имеет рациональную природу, поэтому понимать - значит быть человеком. Если бы разум знал только Бога, то он не желал бы ничего другого, но, в границах земного опыта человек сталкивается с добром и злом в вещах и действованиях (что ниже Бога), что постулирует право свободного выбора, в котором разум есть причина свободы, предполагающей возможность греха. Т. Сыграл решающую роль в истории философско-тео-логической мысли и христианской культуры в целом. Все последующие течения в рамках христианской теологии либо прямо продолжают развитие томистских идей, добавляя к ним новые, либо косвенно зависят от них, полемизируя и оспаривая их (см.

Также ФОМА АКВИНСКИЙ, СХОЛАСТИКА, НЕОТОМИЗМ)..

Значения в других словарях
Томизм

учение Фомы Аквинского (См. Фома Аквинский)(Thomas Aquinas) и основанное им направление католической философии, характеризующееся приспособлением аристотелевской философии к требованиям христианского вероучения. В 13 в. Занял господствующее положение в схоластике (См. Схоластика), оттеснив августиновский платонизм (см. Августин) и Аверроизм. В 14 в. Соперником Т. Стало учение У. Оккама. Новое усиление Т. Относится к периоду так называемой второй схоластики в 16 в. См. Также Неотомизм. ..

Томизм

ТОМИЗМ - учение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии и теологии, соединившее христианские догматы с методом Аристотеля. В 13 в. Занял господствующее положение в схоластике, оттеснив августиновский платонизм и противостоя аверроизму. См. Также Неотомизм.. ..

Томизм

ТОМИЗМ, учение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии и теологии, соединившее христианские догматы с методом Аристотеля (смотри также Аристотелизм>). В 13 в. Занял господствующее положение в схоластике, оттеснив августиновский платонизм> и противостоя аверроизму. Смотри также Неотомизм>.. ..

Томизм

То же, что Фомизм.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910). ..

Томизм

Учение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии и теологии, соединившее христианские догматы с методом Аристотеля. В 13 в. Занял господствующее положение в схоластике, оттеснив августиновский платонизм и противостоя аверроизму. См. Также Неотомизм.. ..

Томизм

ТОМИ́ЗМ -а. М. Направление католической философии и теологии, соединившее христианские догматы с идеями Аристотеля ● Названо по имени основателя - богослова Фомы Аквинского.. ..

Томизм

— доминирующее течение в католической философии. Основано Фомой Аквинским, от имени которого и получило свое название. Соединил христианские догматы с методом Аристотеля. В XIII в. Занял господствующее положение в схоластике, оттеснив августриновский платонизм и противостоял аверроизму. Во второй половине XIX в. Начинается возрождение Т. В форме неосхоластики и неотомизма.. ..

Толкин

ТОЛКИН (Tholkien) Джон Рональд Руэл (1892-1973) - английский писатель, литературовед и медиевист, чьи произведения имеют выраженную мифо-философскую размерность. Родился в Оранжевой Республике (Южная Африка), с 1896 - в Англии. В 4 года лишился отца, в 12 - матери. Окончил школу имени короля Эдуарда и Оксфорд. Участвовал в 1-й Мировой войне в звании лейтенанта. Профессор Оксфордского университета. Т. Написаны работы по лигвистике, фольклору и мифологии, романы, эссе и литературные произведения м..

Толстой

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828-1910) - русский писатель и мыслитель. Автор произведений - идейных манифестов "Исповедь" (1880-1882) и "В чем моя вера. "(1883), а также художественных сочинений "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресение" и мн. Др. Избрав основным предметом творчества "диалектику человеческой души", Т. Обосновал возможность мучительного обретения человеком полной гармонии со своей подлинной сущностью, достижения им высочайшего градуса нравственного самосовершенствования посредство..

Топика

ТОПИКА (греч. Topos - место) - техника пространственной организации мышления и понимания, а также организованное на ее основе мыслительное пространство. Происхождение понятия восходит к античности. "Т." - одна из книг аристотелевского "Органона", посвященная вопросам логической организации мышления в коммуникативных ситуациях. В устной беседе, философской дискуссии, при публичном изложении некоторой темы и т.п. Особенность коммуникативного содержания состоит, по Аристотелю, в том, что оно основа..

Тоталитаризм

ТОТАЛИТАРИЗМ (лат. Totalitas - цельность, полнота) - понятие, обозначающее политическую (государственную) систему, осуществляющую или стремящуюся осуществлять ради тех или иных целей абсолютный контроль над всеми сферами общественной жизни и над жизнью каждого человека в отдельности. Впервые употреблено критиками режима Муссолини (Дж. Амендола и П. Гобетти) в Италии в 20-х 20 века. В научной литературе Запада вошло в обиход в конце 30-х. (В дополнительном томе "Оксфордского английского словаря",..

Томизм

(от лат. Thomas - Фома) - направление в схоластической философии и теологии католицизма, порожденное влиянием Фомы Аквинского. Для Т. В целом характерно стремление соединить строго ортодоксальную позицию в религиозных вопросах с подчеркнутым уважением к правам рассудка, здравого смысла (в отличие от августинианства, апеллирующего к интуиции). С этим связаны. Ориентация более на Аристотеля, чем на Платона и неоплатоников (модифицированная, впрочем, тем обстоятельством, что средневековая традиция ..

Дополнительный поиск Томизм Томизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Томизм" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Томизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 6 символа