Томизм
ТОМИЗМ - основное направление в схоластике, учение школы Т., которое с 13 века по наши дни представляет собой интерпретацию доктрины Фомы Аквината, с учетом темпоральных изменений социо-культурного и научного плана. Сразу после смерти Фомы началась обработка его трудов и согласование имеющихся противоречий (особенно между "Summa Theologiae" и комментариями к "Сентенциям" Петра Ломбардского). Осмысление наследия "ангельского доктора" первоначально происходило преимущественно в рамках августинизма и явилось причиной многих теологических споров и критики томистского рационализма со стороны ориентированного на катафатическое богословие августинианства. С 1278 Т. Становится официальным учением доминиканского ордена (в отличие от опиравшегося на августинизм раннефранцисканско-го ордена).
Первое цитирование трудов Фомы относится к 1280 (первая книга "Сентенций" Р. Кнепвелла), приблизительно в то же время Якоб Витербский и Иоаганн Эрфуртский занимаются разбором и доказательством некоторых фрагментов из трудов Аквината, а в 1314 на одном из судебных процессов слова Фомы приводятся в качестве авторитета. Сам Фома был канонизирован в 1323. Однако труды теолога не только комментируются, но также исправляются. Наиболее известная редакция принадлежит В. Де ля Марсу. Свод ранних тезисов Фомы представлен в различных доминиканских редакциях ("Correctorium corruptorii"). В борьбе со взглядами Иоанна Дунса Скотта на "Сумму" ссылаются даже противники томистского метода, например Генрих Гентский и Готфрид Фон-тейский.
Особенное развитие Т. Получил в трудах Гервея Но-талиса, Томаса Саттена, Бернарда Клермонтского, Иоанна Парижского и др. За счет свободной интерпретации трудов ранних монистов Т. Достигает апогея в творчестве И. Тинкто-ра (автор первого комментария к "Сумме теологии") и И. Ка-преола, - в реальном культурном функционировании "Princeps thomistarum" последнего практически заменяют собой произведения Аквината. Но, начиная с Каитана (с его именем связано рождение школы Т. Как таковой, он же судья Лютера), происходит возврат к Фоме. Ф. Де Виктория использует "Сумму теологии" вместо "Сентенций" в качестве учебного пособия по богословию, для чего пишет свой комментарий. После Три-дентского собора (1545-1563), который явился началом второго периода развития Т., Д.
Бонез систематизирует все произведения, имеющие отношение к творчеству Фомы. Благодаря Бонезу становится возможным введение курса "Суммы теологии" в 1596 в Левенском университете. Этот предмет с 1617 начинает изучаться на протяжении 7 лет. Т. Получает широкое распространение благодаря образовательной деятельности миссионерских орденов, особенно иезуитов, использовавших метод Фомы в борьбе с протестантизмом и исламом на спорных между конфессиями территориях. Значительным событием в истории Т. Был I Ватиканский собор 1870, где была принята "Догматическая Конституция католической веры". Третий период Т. (см. НЕОТОМИЗМ) начался с 1879 и длится по наши дни. В рамках католической цркви Т. Рассматривается не как самостоятельное учение, но только метод рациональной интерпретации учения Церкви, в своих корнях восходящий к Августину, Петру Ломбардскому, Альберту Великому.
Доктрина Т. Выступает не столько учением о догматах веры, сколько учением о способах постижения этого учения посредством разума. Таким образом, Т. Призван преодолевать нигилизм тер-туллианства и августинизма по отношению к интеллектуализму. Поскольку бытие иерархично, то и познание имеет степени - разум и веру, дистанция между которыми была окончательно снята в Т. Посредством неразличения их объектов (они оба говорят о Боге, мире, человеке), атрибутирования им разного уровня адекватности, полноты и "спасительности для души". Т. Исходит из того, что благодать просвещает всего человека, следовательно облагодетельствованному изменению подвергается и его разум, а не только нравственное чувство, благодаря чему и возможна христианская философия, представляющая собой синтез метафизических идей античности, переосмысленных в свете веры, которая не элиминирует, но "ведет" разум.
Наряду с этой базовой презумпцией, Т. Основан на следующих философско-теоретических предпосылках. 1) различение сущего и сущности, что приводит к позиции умеренного реализма, где универсальный характер понятий происходил из абстрактной способности интеллекта (т.е. Универсалии, не существующие в реальности, имеют реальное основание). Различение логически сущего и реально сущего. Противопоставление сущности и существования (бы-тийствования), совпадающих только в Боге, благодаря чему возможно различение вещей. Поскольку ничто в своей сущности не совпадает со своей бытийственностью, то все в мире только стремится к тому, чтобы быть. Мир, существование которого не тождественно сущности в виду того, что ни одна его часть не обладает этим качеством, не существует сам по себе, но зависит от Бога, обладающего бытием "от века".
Сущий - имя Божие, т.е. Только Он подлинно существует, а мир только участвует в Его бытийствовании, следовательно в акте бытия мира происходит разворачивание Его сущности, представляющей собой бытийную потенцию мира. 2) "все сущее одно", едино, что в разных степенях обнаруживается на разных уровнях бытия. Все следующее истинно, но не потому, что все сущее может быть познано, а потому, что все суть результат мышления Бога (т.е. В отличие от учения Аристотеля, в Т. Истина является предметом метафизики, где истину онтологическую, божественную, следует отличать от логической, человеческой), степень истинности сущего зависит от уровня обладаемого бытия. "все сущее благо" (ибо создано благим Богом) и стремится к совершенству, Богу, поскольку зависит от Его бытия.
3) трансцендентирование Бога и человека в апофатическом смысле, где все сотворенное сообразно Богу и существует настолько, насколько уподоблено Богу, благодаря чему мир приобретает свое единство. 4) человек имеет рациональную природу, поэтому понимать - значит быть человеком. Если бы разум знал только Бога, то он не желал бы ничего другого, но, в границах земного опыта человек сталкивается с добром и злом в вещах и действованиях (что ниже Бога), что постулирует право свободного выбора, в котором разум есть причина свободы, предполагающей возможность греха. Т. Сыграл решающую роль в истории философско-тео-логической мысли и христианской культуры в целом. Все последующие течения в рамках христианской теологии либо прямо продолжают развитие томистских идей, добавляя к ним новые, либо косвенно зависят от них, полемизируя и оспаривая их (см.
Также ФОМА АКВИНСКИЙ, СХОЛАСТИКА, НЕОТОМИЗМ)..
Дополнительный поиск Томизм
На нашем сайте Вы найдете значение "Томизм" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Томизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Т". Общая длина 6 символа