Топика

201

ТОПИКА (греч. Topos - место) - техника пространственной организации мышления и понимания, а также организованное на ее основе мыслительное пространство. Происхождение понятия восходит к античности. "Т." - одна из книг аристотелевского "Органона", посвященная вопросам логической организации мышления в коммуникативных ситуациях. В устной беседе, философской дискуссии, при публичном изложении некоторой темы и т.п. Особенность коммуникативного содержания состоит, по Аристотелю, в том, что оно основано не на онтологических началах и истинных положениях, а лишь на правдоподобных, т.е. Кажущихся правильными большинству людей или мудрейшим из них. Поэтому в коммуникации, считал Аристотель, необходимо использовать особую логическую технику, отличную от описанной им в "Аналитиках".

Т. Рассматривалась Аристотелем как такое искусство (techne), "при помощи которого мы в состоянии будем из правдоподобного делать заключения о всякой предлагаемой проблеме и не впадать в противоречие, когда мы сами отстаиваем какое-нибудь положение". Для этого он предлагал использовать топы - общие места, общие положения, которые организуют построение доводов, критику положений и т.д. Топы задают общую структуру различительности в пространстве коммуникативного содержания. Использование Т. Существенно изменяло организацию коммуникации. Высказывание тезисов, доводов и положений предполагало теперь фиксацию определенного топа, в котором они строились. Неконтролируемые переходы из топа в топ запрещались. Однако, Т.

Аристотеля, как и вся его логика, предполагала параллелизм между строением мыслительного содержания и строением речевой формы. Поэтому возможный набор топов строился Аристотелем, исходя из зафиксированных им предикабильных и категориальных характеристик сказуемого. Отказ от принципа параллелизма и включение Т. В контекст современной философско-методоло-гической культуры открывают горизонты для новых подходов к разработке и освоению Т. Как средства организации мышления и понимания в коммуникации. Современную интерпретацию и разработку понятие Т. Получило в системо-мыследеятельностной методологии (СМД-методологии), в рамках которой Т. Имеет организованное употребление в качестве особой мыслительной техники. Возрождение интереса к Т.

Можно объяснить как общим поворотом философско-методо-логической мысли к тематике коммуникации и диалога, так и тем значением, которое придается современным мышлением проблеме организации понимания. В употреблении Т. В СМД-методологии выделяются несколько этапов организации интеллектуальных процессов (мышления, понимания, рефлексии). 1) обнаружение/полагание Т. - это изначально естественно-исторический процесс в реальности мыслеком-муникации, в которой нечто обнаруживает себя, становясь существенным, принципиально важным, местом-средоточием проблемной ситуации, но именно общим местом - топом. Топ здесь - это самая общая фиксация проблемной точки ситуации, это то, что в дальнейшем предстоит понять и отрефлексировать, связать с другими топами в общем, целостном представлении.

Т. Здесь пока еще неотделима от смысловых структур, в которых организовано понимание ситуации, и является их функциональной компонентой. Вместе с тем, полагая Т., методолог стремится задать минимальную структуру различительности, необходимую для схватывания ситуации. Для этого он противопоставляет различные компоненты мыслекоммуникативной ситуации друг другу как различные ее топы. "...больше всего занимает нас вопрос, есть ли нечто одно и то же или разное" (Аристотель). С этой точки зрения, Т. Представляет для методолога особое средство проблематизации, используя которое, он может фиксировать противоречия в наличной ситуации. Технически этап полагания завершается номинацией топов и фиксацией их в топической схеме, изображающей Т.

Как неупорядоченный набор пустых мест. 2) Первичная организация Т. Начинается с восстановления рефлексивного контроля над процессами, протекающими на этапе полагания. Это предполагает осуществление двух мыслительных процедур. (i) элиминацию смысловых связей между топами и введение вместо них отношения дополнительности, в соответствии с которым топы полагаются как независимые, дополняющие друг друга проекции ситуации (в схеме этот момент выражается неупорядоченностью набора топов). (и) содержательную не-гацию самих топов, т.е. Такой интенциональный разворот мышления, в результате которого топы перестают рассматриваться мышлением как содержательные ядра ситуации, а переходят в разряд граничных условий, рамок и тем для дальнейшего анализа (именно поэтому в топической схеме топы изображаются как пустые места).

С этого момента становится возможным говорить о специфике Т. Как формы организации интеллектуальных процессов. А) Т. Есть наименее нормированный тип мыслительной техники, но именно это позволяет считать ее наиболее эффективным средством организации мышления в неопределенных, проблемных ситуациях. Б) Т. Не является изображением идеального объекта, она не задает никаких содержательных связей и отношений между топами, несмотря на то очевидное обстоятельство, что смысловым образом соответствующие топам компоненты ситуации тесно переплетены и связаны между собой, а общее понимание ситуации "угадывает" за Т. Некоторый целостный объект. В) Т. Не определяет последовательности и связи мыслительных процедур при рассмотрении топов, формальные отношения между ними не заданы.

Г) изначально Т. Поддерживает лишь различительную способность мышления, т.е. Фиксирует то, что вычленяется и полагается в общем "проблемном месиве" (термин Р. Акоффа) ситуации как разное, как то, что необходимо различать, как различные фокусы этой ситуации (Деррида называет такую установку и организацию интеллектуальных функций неологизмом differance - различение). Д) Т. Предуготавливает само пространство, в котором рефлексия может устанавливать отношения между смысловыми структурами, удерживающими общее понимание ситуации, и идеальными объектами мышления. Таким образом, Т. Есть прежде всего организация самого пространства в котором становятся возможными методологические мышление и понимание. 3) Употребление Т.

В методологической работе зависит от типа решаемых задач, формы и жанра работы. При анализе ситуации, схематизации смысла, тематизации, целеполагании, проблематизации Т. Используется по-разному, сама она при этом погружается в более широкие по отношению к данной мыслекоммуникативной ситуации контексты. Сама по себе Т. Еще не дает оснований для определения порядка рассмотрения топов, последовательности процедур, установления отношений и связей между топами и объектами и т.п. Основания эти содержатся, во-первых, в функциональных структурах смыслов, во-вторых, в целевых и задачных установках, а, в-третьих, в системах мыслительных средств, используемых методологом. Их соотнесение в Т. И составляет содержание этого этапа.

В целом, в контурах употребления Т. Можно выделить несколько специфических моментов. Общим категориальным средством, регулирующим работу с Т., является категориальная пара "место - наполнение места". В соответствии с ней, один и тот же материал может рассматриваться в различных топах, и, наоборот, материал, полагаемый в том или ином топе, может по необходимости сменяться, дополняться и т.д. Изначально, Т. Полагается свободной от материала, а его привнесение определяется конкретными целевыми и заданными установками. Так, использование Т. В проблематизации позволяет организовать и особым образом фокусировать проблемный материал. Фиксируя на материале противоречия и разрывы на границах между топами, методолог вместе с тем проецирует эти противоречия в мышление, где им обозначаются дефициты средств и недостатки существующих объектных представлений.

При этом может быть показано, что данная Т. Является минимальной (или, если необходимо, может быть минимизирована) относительно определенного класса задач или определенного класса объектов, т.е. Что в меньшем числе топов данные задачи не могут быть решены, а данные объекты - описаны. Такое "выворачивание" Т. В мышление изменяет ее функцию. Теперь методолог стремится определить ту идеальную действительность, которая может быть в ней выражена. Т. Активно употребляется в процедурах схематизации смыслов и идеализации содержания. Для этого в ней задается необходимая система категориальных отношений. Схематизация производится функциональной рефлексией, устанавливающей функциональные смысловые отношения между топами в соответствии с заданной категориальной структурой.

Схема смысла как бы "рисуется" поверх Т., и одновременно Т. Схватывает и организует смысл своей категориальной структурой. Очевидно, всякая Т. Ограничивает набор возможных схематизаций. Если смысл не может быть "размещен" в Т., требуется расширение пространства. Схема предоставляет методологу возможность различных употреблений, в зависимости от типа решаемых задач. Например, может использоваться объектно-онтологический способ употребления, при котором содержание схемы идеализируется, а сама она интерпретируется как изображение объекта. Установление объектных отношений и связей в Т. Меняет ее организацию. Она становится объектным пространством или особой идеальной действительностью существования объектов. Если проблематизация подтвердит предположение о минимальности Т.

Относительно класса объектов, то последняя становится "ортогональной", т.е. Своего рода эпистемологическим аналогом координатного пространства в геометрии. Схематически такая Т. Изображается системой ортогональных плоскостей-топов. Т. Легко позволяет переходить от объектных представлений к тематизации, в которой определяются формы и границы данности того или иного содержания. Каждый топ полагается при этом как отдельная единица тематизации (рамка, тема, сюжет). На разных этапах методологической работы с Т. Особенно часто применяются процедуры фокусирования и рефлексивного "выворачивания". Процедура фокусирования предполагает выделение различных частных фокусов или аспектов в материале, организуемом Т. Каждая Т. Позволяет выделить столько же фокусов, сколько топов она содержит.

Для этого каждый ее топ последовательно центрируется, т.е. Полагается как центр, организующий вокруг себя все остальные топы и соответственно весь остальной материал, иначе говоря, вся Т. Рассматривается с позиции и точки зрения отдельного топа. Другой часто используемой процедурой является "рефлексивное выворачивание", которая позволяет переносить ("выворачивать") организованности материала из топа в топ. Поскольку в данном случае переносится уже так или иначе заданный и организованный материал, то прямое его "перекладывание" становится невозможным, ведь каждый топ определяет свою форму задания и свою собственную организацию. Поэтому, каждый топ при этой процедуре необходимо рассматривать как "рефлексивно равно-мощный" всей Т.

В целом, т.е. Как способный в своих границах ассимилировать материал, организованный в других топах. Для этого топ, в который производится выворачивание, полагается в качестве организующей рамки, тогда как выворачиваемые топы, наоборот, полагаются не как организующие начала, а как организуемая этой рамкой морфология и содержание. Фокусирование и рефлексивное выворачивание лежат в основе ряда типологических процедур, выделяющих идеальные типы объектных отношений и структур. Помимо того, рефлексивное выворачивание нередко используется для конструктивного развертывания тематизации или онтологических представлений..

Значения в других словарях
Топика

(Topeka) город в США, административный центр штата Канзас, на р. Канзас (приток Миссури). 125 тыс. Жителей, с пригородами — 155 тыс. Жителей (1970). Железнодорожный узел. Торговый центр с.-х. Района. Пищевая (мясо-молочная, мукомольная), резиновая промышленность. Университет. ..

Топика

(греч.) — у древних греков и римлян так называлось учение о риторическом изложении какой-либо темы, в особенности систематическое соединение общих суждений (греч. Τόποι, лат. Loci communi), которые при диспутах, речах и т. П. Должны были способствовать выбору целесообразных доводов. Древнейшее сочинение о Т. Принадлежит Аристотелю ("Topika"). Цицерон писал о Т. В своих сочинениях "De inventione" и "Topica". В общем Т. Заключалась в одном внешнем схематизме. В средние века Т. Обратилась в простую..

Топика

"Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)так называемое "общее место", пустая фраза или неинтересная, всем известная мысль.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907). ..

Топика

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Топика

Ж.1) Искусство пользоваться общими местами, общими суждениями при изложении какой-л. Темы (в риторике).2) Общий довод, общее суждение, применимое ко всем однородным случаям.. ..

Топика

Топики, ж. (греч. Topik techne - искусство пользоваться общими местами, от topos - место) (филос.).. ..

Топика

«ТОПИКА». ..

Толстой

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828-1910) - русский писатель и мыслитель. Автор произведений - идейных манифестов "Исповедь" (1880-1882) и "В чем моя вера. "(1883), а также художественных сочинений "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресение" и мн. Др. Избрав основным предметом творчества "диалектику человеческой души", Т. Обосновал возможность мучительного обретения человеком полной гармонии со своей подлинной сущностью, достижения им высочайшего градуса нравственного самосовершенствования посредство..

Томизм

ТОМИЗМ - основное направление в схоластике, учение школы Т., которое с 13 века по наши дни представляет собой интерпретацию доктрины Фомы Аквината, с учетом темпоральных изменений социо-культурного и научного плана. Сразу после смерти Фомы началась обработка его трудов и согласование имеющихся противоречий (особенно между "Summa Theologiae" и комментариями к "Сентенциям" Петра Ломбардского). Осмысление наследия "ангельского доктора" первоначально происходило преимущественно в рамках августинизма..

Тоталитаризм

ТОТАЛИТАРИЗМ (лат. Totalitas - цельность, полнота) - понятие, обозначающее политическую (государственную) систему, осуществляющую или стремящуюся осуществлять ради тех или иных целей абсолютный контроль над всеми сферами общественной жизни и над жизнью каждого человека в отдельности. Впервые употреблено критиками режима Муссолини (Дж. Амендола и П. Гобетти) в Италии в 20-х 20 века. В научной литературе Запада вошло в обиход в конце 30-х. (В дополнительном томе "Оксфордского английского словаря",..

Тотем

ТОТЕМ (от алгонкинского "ототем" - его род) - существо, предмет или явление (чаще всего животные или растения), являющиеся объектом почитания (или культа) группы людей, считающих его своим покровителем и верящих в общее происхождение и кровную близость с ним.. ..

Топика

(греч. Topos - место) - техника пространственной организации мышления и понимания, а также организованное на ее основе мыслительное пространство. Происхождение понятия восходит к античности. "Т." - одна из книг аристотелевского "Органона", посвященная вопросам логической организации мышления в коммуникативных ситуациях. В устной беседе, философской дискуссии, при публичном изложении некоторой темы и т.п. Особенность коммуникативного содержания состоит, по Аристотелю, в том, что оно основано не н..

Дополнительный поиск Топика Топика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Топика" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Топика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 6 символа