Хейзинга

225

ХЕЙЗИНГА (Huizinga) Йохан (1872-1945) - нидерландский историк и теоретик культуры. Профессор кафедры всеобщей истории в Гронингенском (с 1905) и Лейденском (с 1915) университетах. Мировую известность получили труды X. По культуре европейского средневековая и Возрождения ("Осень средневековья" - 1919. "Эразм и век Реформации" - 1924) и по философии культуры ("Homo ludens" - "Человек играющий" - 1938) и др. В области методологии исторического познания ("Новое направление в истории культуры", 1930 и др.) X. Примыкает к традиции швейцарского историка культуры Я. Буркхардта, отказываясь от формальных схем исторического процесса, его объективации. Он выдвигает на первый план понятия культуры и личности, представление о целостности той или иной эпохи, тезис о присущем ей особом культурном языке, идеал единства и духовной наполненности человеческой культуры.

Парадокс его методологии заключается в том, что X. Подчеркнуто неметодоло-гичен, он как бы прислушивается к голосу самой Истории, почти не интересуясь методологическими проблемами своей науки. Не достигая целостности, полноты, системности в своей работе историка, он отрицает исторический фатализм, а вместе с тем и вообще познаваемость и возможность исторических законов. И в то же время в работах X. Четко прослеживается неумолимая логика историко-культурного мышления, благодаря которой разнообразные исторические факты складываются в целостную, диалектически противоречивую, сложную картину, жизни эпохи. Для X. Характерен интерес к переломным, "зрелым и надламывающимся" эпохам, когда традиции вступают в диалог с обновляющими тенденциями в развитии культуры, причем в большей степени X.

Привлекает тезис об умирающей культуре, чем о зарождающейся или цветущей. Средневековье как гармоничная целостность для него не провозвестие грядущего, а отмирание уходящего в прошлое, в Ренессансе же он вовсе не видит единого периода, ядра культурной эпохи. Возможно, проблема заключается всего лишь в произвольности выбора определенной точки зрения, а может быть, в экзистенциальном опыте 20 в., уверившем X. В том, что современность деградирует, и ее культура рушится. В таком контексте 15 век понимается как аллегория всей истории в ее "нормальности" и в ее "закате", а так же и как обнаружение архетипических праоснов современной культуры. Культурологическая позиция X. Проясняется в работе "Homo ludens", книге об извечной первоздан-ности человеческой культуры, никогда не порывающей со своими истоками.

X. Прослеживает роль игры во всех сферах человеческой жизни и во всей истории в целом. Для него вся культура - игровая, игра - это больше, чем культура. Выступая в качестве культурно-исторической универсалии, игра заменяет собой все другие культурологические категории. Расценивая игру как творческое позитивное начало, X. Наделяет серьезность атрибутом негативности. Несмотря на то, что ценность работы несколько приглушается неопределенностью ее выводов (X. Вынужден апеллировать к неразрешимой запутанности проблемы серьезного и игры), само выдвижение игры на роль важнейшего элемента человеческой истории сыграло исключительную роль в философии культуры, ибо X. Предопределил одну из ключевых тем современной культурологии, имеющей дело с целым рядом взаимосвязанных понятий - игра, карнавал, смех.

Значение X. Для современной истории, теории культуры определяется так же и тем, что в своих работах он наметил возможности новых методологических подходов. Антропологического, структурно-типологического, семиологического и др., что свидетельствует о близости работ. X. С работами Леви-Стросса, Мосса и др., а его обращение к социальной психологии, специфике средневекового мировидения, того, что позднее получило название "ментальность", позволяет говорить о X. Как о непосредственном предшественнике французской исторической школы "Анналов"..

Значения в других словарях
Хёйзинга

(Huizinga) Йохан (7.12.1872, Гронинген, — 1.2.1945, близ Арнема), нидерландский историк культуры, профессор Гронингенского (1905—15) и Лейденского (1915—40) университетов. В годы немецко-фашистской оккупации Нидерландов подвергся заключению в концлагерь. Получил мировую известность благодаря исследованиям по истории западно-европейского средневековья и Возрождения. «Эразм» (1924) и особенно «Осень средневековья» (1919) — о франко-фламандской культуре бургундского государства в 15 в. В этой работ..

Хёйзинга

ХЁЙЗИНГА (Huizinga) Йохан (1872 - 1945), нидерландский историк и философ культуры. Труды по истории культуры средних веков и Возрождения ("Осень средневековья", 1919, и др.). Основу культуры видел в "игре" как высшем проявлении человеческой сущности.. ..

Хёйзинга

(Huizinga), Йохан (7.XII.1872 - 1.II.1945) - голл. Историк культуры. Проф. Гронин-генского (в 1905-15) и Лейденского (в 1915-40) ун-тов. В годы нем.-фаш. Оккупации Нидерландов подвергся заключению в концлагерь. По образованию индолог, X. Получил мировую известность благодаря исследованиям по истории зап.-европ. Средневековья и Возрождения. "Эразм" ("Erasmus", N. Y.-L., 1924) и особенно "Осень средневековья" ("Herfsttij der Middeleeuwen", Haarlem, 1919) - о франко-фламандской культуре бургундског..

Харизма

ХАРИЗМА (греч. Charisma - божественный дар, благодать, милость) - наделенность (во мнении определенного круга приверженцев или последователей) какого-либо лица (харизматического лидера - политического деятеля, проповедника, пророка), института, символа или совокупности действий свойствами исключительности, выделенности, сверхъестественности, непогрешимости или святости. Качество X. Традиционно полагается не столько приобретаемым, сколько даруемым природой либо "потусторонними", мистическими сила..

Хвостов

ХВОСТОВ Вениамин Михайлович (1868-1920) - русский социолог, правовед, философ. Окончил юридический факультет Московского университета, в котором с 1895 по 1911 и с 1917 читал лекции по римскому и гражданскому праву. Преподавал на Высших женских курсах, Высших женских юридических курсах, в народном университете им. А.Л. Шаняв-ского. С 1889- профессор. В 1911 - вышел в отставку в знак протеста против нарушения университетской автономии. Участвовал в создании журнала "Вопросы права", активно сотруд..

Хилиазм

ХИЛИАЗМ, МИЛЛЕНАРИЗМ (греч. Chilioi, лат. Mille - тысяча) - религиозно-утопическое учение о приходе Спасителя - Машиаха (в иудаизме) или о втором пришествии Христа (в христианстве) и его тысячелетнем царствии. Христианство, став официальной религией Римской империи (324), отказалось от изменения земных порядков, сделало упор на идею потустороннего воздаяния и осудило X. Как ложное учение. X. Неоднократно возрождался в эпоху средневековья в т.н. Крестьянско-плебейских ересях (см. МИСТИКА), а такж..

Хинтикка

ХИНТИККА (Hintikka) Яакко Юхани (р. 1929) - финский логик и философ. Профессор университета Флориды (США), член Американской академии наук и искусств и Академии Финляндии (1970). Главные сочинения. "Знание и вера" (1962), "Модели модальностей. Избранные очерки" (1969), "Логика, языковые игры и информация. Кантовские темы в философии логики" (1973), "Время и необходимость. Исследования по Аристотелевской теории модальности" (1973), "Знание и познание. Исторические перспективы эпистемологии" (1974..

Дополнительный поиск Хейзинга Хейзинга

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хейзинга" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хейзинга, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 8 символа