Афганистан
Исламское Государство Афганистан, гос-во в Азии. Пл. 647,5 тыс. Км2. Нас. 16,7 млн. Чел. (1988, оценка. Св. '/2 -афганцы). Гос. Языки -пушту и дари. Столица — Кабул.В доисламский период на терр. А. Господствующим вероучением был зороастризм, к-рый проповедовался странствующими учителями. В первые века н. Э. Нек-рым влиянием пользовался буддизм и были созданы буддистские школы. С распространением ислама (8 в. Н. Э.) появились мусульм. Уч. Заведения, в т. Ч. С 9—10 вв. — медресе. Крупными центрами арабской культуры стали Газни, Гур, Герат. С 17 в. — Кандагар. На некоторых афганских территориях уже с 10 в. В обучении стал использоваться язык дари.Во 2-й пол. 19 в. Правитель А. Шер Али предпринял нек-рые просветительские реформы. Появилось неск. Школ европ. Типа, в крепости Бала-Хисар был учреждён гос.
Лицей с отделениями для подготовки правительств, чиновников и военных. Началось издание уч. Лит-ры, в т. Ч. Переводной. В нач. 20 в. Стали открываться гос. Школы, гл. Обр. Нач. И неполные средние. В становлении нац. Системы просвещения важная роль принадлежала лицею «Хабибия» (1903), где началась и систематич. Подготовка шк. Учителей.После провозглашения независимости (1910) были созданы гос. Нач. Школы, проф. Уч. Заведения, в т. Ч. Для подготовки учителей. Ср. Уч. Заведения в 20-е гг. Строились по образцу иностранных. «Амания» (по типу франц. Лицеев), «Амани» (по типу герм, реальных уч-щ), «Гази» (по типу брит, колледжей). В 1921 открыто первое жен. Уч. Заведение (позже получило назв. «Заргуна»). Лицеи и другие ср. Уч. Заведения размещались в Кабуле. Лишь в 1936 в Кандагаре открыт первый провинц.
Лицей.Конституция 1931 декларировала обя-зат. Нач. Обучение (6 лет в городе, 3 года в сел. Местности). В 50-х гг. Оно приобрело заметные масштабы, однако не могло решить проблемы повышения образоват. Уровня населения. Развивалось проф. Обучение в пед. Колледжах, с.-х. Уч-щах, механич., худож.-кустарных школах. Действовали кабульские духовные школы и академии и др. Число уч. Заведений всех типов возросло с 762 в 1955 до 2,8 тыс. В 1967, число уч-ся-со 121 тыс. До 520 тыс., бюджетные ассигнования увеличились с 3,3 млн. До 5,4 млн. Афгани соответственно. Правительств, реформы носили поверхностный характер. Развитие сети совр. Уч. Заведений сдерживалось экон. Возможностями страны, тяготением населения к традиц. Мусульм. Образованию. Накануне провозглашения А.
Республикой (1973) в стране работало 418 школ всех типов, из них 70% размещалось в помещениях, не приспособленных для уч. Целей. Обучением было охвачено ок. 20% детей шк. Возраста, в т. Ч. 7% девочек. В вузах занималось ок. 7% молодёжи. 90% нас. Оставалось неграмотным. На просвещение выделялось 2% ВНП. Обучение было раздельным, а в проф. Уч-щах с 1961 — смешанным, в нач. Школе бесплатным, в средней и высшей-платным. Преподавание велось на языках дари и пушту. Во всех уч. Заведениях большое внимание уделялось изучению богословских дисциплин. Система образования включала. Дошк. Учреждения для детей от 3 до 6 лет (ими было охвачено 0,8% детей), нач. Школу для детей с 7 лет (3 года обучения в деревнях, 6 лет в городах), неполную среднюю школу (3 года), среднюю (3 года), высшую (4—6 лет).
Проф.-тех. Подготовка осуществлялась в проф. Уч-щах на базе нач. Образования (4 года обучения) и в проф. Лицеях и др. Уч. Заведениях на базе неполной ср. Школы (3—4 года).В Демокр. Республике Афганистан (1979—87) были провозглашены равные права всех граждан на образование. Гл. Задачами пр-во считало расширение светского образования, ликвидацию неграмотности, развитие, гос. Средних общеобразоват. И проф. Уч. Заведений. Школы, вновь организованные дошкольные и внешк. Учреждения, пед. Колледжи и вузы были переданы в ведение Мин-ва просвещения, др. Проф. Уч. Заведения — Мин-ву высш. И ср. Спец. Образования.С сер. 80-х гг. Проводилась шк. Реформа, имевшая целью переход к единой 11-летней общеобразоват. Школе с совм. Обучением, новыми уч. Программами и учебниками.
В рамках единой школы предполагалось нач. Обучение (1—5-й кл.), неполное среднее (6—8-й кл.), полное среднее (9—11-й кл.). В 1988/89 у ч. Г. Работало 1350 школ (857 тыс. Уч-ся), в т. Ч. 344 средние. В 20 религ. Школах и медресе обучалось св. 8 тыс. Уч-ся. Заметный урон нар. Образованию нанесли военные действия. Сожжено или разрушено св. 2 тыс. Школ, погибли сотни уч-ся и учителей.Проф.-тех. Образование осуществлялось в техн., с.-х., ремесл. И др. Уч. Заведениях. В 1984 число уч-ся проф. Уч-щ увеличилось по сравнению с 70-ми гг. На 42%. В 1988 в 28 проф.-тех. Уч. Заведениях обучалось 10,1 тыс. Чел. Впервые открыты школы по подготовке ква-лифициров. Рабочих. Все проф.-тех. Уч. Заведения находятся на гос. Обеспечении.Большое внимание уделялось ликвидации неграмотности среди взрослого населения.
При Сов. Мин. Республики и при Мин-ве просвещения были созданы спец. Органы для руководства и координации этой работы. В ней использовался опыт ликвидации массовой неграмотности в СССР, однако этот опыт не был достаточно осмыслен применительно к конкретным условиям А. При широком привлечении добровольцев из пед. Общественности, выпускников нач. И ср. Уч. Заведений в этих мероприятиях имели место формализм, адм. Методы и т. П. В 1979—88 курсы ликбеза окончили ок. 1,8 млн. Чел., но 75% населения А. В 80-х гг. Считалось неграмотным.Подготовка учителей нач. Классов велась в пед. Колледжах (уч-щах) на базе неполной ср. Школы — 4 года, на базе полной ср. Школы — 2 года. Воспитателей дошк. Учреждений готовили на годичных курсах после окончания ср.
Школы. Учителя ср. Школы получали проф. Образование в пед. Ин-тах (в Кабуле, Ма-зари-Шарифе, Герате, провинции Нап-гархар), а также в Кабульском и Нан-гархарском ун-тах. На базе Кабульского пед. Ин-та велась подготовка магистров, создан научно-метод. Центр (1987). В 1980 открыт Центральный ин-т усовершенствования учителей.Крупнейшие вузы (1988/89 уч. Г.). Кабульский ун-т (открыт в 1946 на базе ранее созданных уч. Заведений. 10 ф-тов, ок. 11 тыс. Студентов). Кабульский по-литехн. Ин-т (построен при содействии СССР в 1967. 5 ф-тов, ок. 2 тыс. Студентов). Нангархарский ун-т в Джелалабаде (осн. В 1962, официально работает с 1978. 3 ф-та, ок. 1,5 тыс. Студентов). Кабульский мед. Ин-т (3 ф-та, ок. 1,2 тыс. Студентов). Кабульский пед. Ин-т (осн. В 1985 на базе Пед.
Академии. 4 ф-та, св. 1,2 тыс. Студентов). 8 1988/89 уч. Г. В вузах А. Обучалось 17,4 тыс., за рубежом- св. 43 тыс. Студентов.В период обществ.-полит, кризиса кон. 80-х — нач. 90-х гг. Нар. Образование А. Оказалось фактически парализованным. Переход власти в руки исламского пр-ва (1992) даёт начало новому этапу реформ образоват. Системы страны.Лит. Демокр. Республика Афганистан, М., 1981, с. 124—27. Георги ян Э. А., Образование в Демокр. Республике Афганистан, ССО, 1983, № 1, с. 43—44. Афганистан. Борьба и созидание, М., 1984. Б с л о-зерцев Е. П., Нар. Образование в Республике Афганистан, М., 1988. Achievements ofthe April Revolution in Afghanistan, Kabul, 1984..
Дополнительный поиск Афганистан
На нашем сайте Вы найдете значение "Афганистан" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Афганистан, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 10 символа