Белинский Виссарион Григорьевич

181

[30.5(11.6).1811, Свеаборг, ныне Суомен-линна, Финляндия, — 26.5(7.6).1848, Петербург], лит. Критик, публицист, философ. С 1829 студент словесного отделения Моск. Ун-та. Вызвал недовольство университетского начальства антикрепост-нич. Драмой «Дмитрий Калинин» и был исключён из ун-та (1832) за несдачу (по болезни) переводных экзаменов. С 1833 печатался в журн. «Телескоп» и в приложении к нему «Молва», в «Московском наблюдателе». Переехав в Петербург, стал ведущим критиком журналов «Отеч. Записки» (1839—46) и «Современник» (с 1847). Преподавал словесность в уездном уч-ще (1828, учась в ст. Классах пензенской гимназии), в Межевом ин-те (в 1838), давал частные уроки. Составил учебник рус. Грамматики («Основания рус. Грамматики для первоначального обучения, составленные Виссарионом Белинским», 1837), задумал руководство по изучению отечественной словесности.В многочисл.

Статьях и рецензиях дал развёрнутое изложение своих пед. И пси-хол. Воззрений, эволюция к-рых отразила сложный путь развития Б. От объективного идеализма в 30-е гг., когда он находился под влиянием И. Фихте и особенно Г. Гегеля, к утопическому социализму и с сер. 40-х гг. (под влиянием Л. Фейербаха) — к материализму. Вместе с тем пед. Взгляды Б. Отличались определённым единством в связи с характерным для него на всех этапах развития (за исключением периода «примирения с действительностью» в 1837- 1840) страстным утверждением жизни как «действования», истории — как непрерывного процесса прогрессивного развития общества и человека — как активного двигателя этого процесса, в к-ром ему принадлежит творч. Роль.В центре пед.

Размышлений Б. — категория личности. Личность, по Б., — индивидуальное целостное единство всех психич. Свойств человека, определяемое сферой его непосредств. Жизненных идеалов и ценностей и создающееся в процессе взаимодействия двух осн. Факторов. Природы (к-рую в период увлечения нем. Идеализмом Б. Понимал как форму проявления божеств, идеи) и общества, действующего на человека прежде всего через сферу воспитания. Воспитание не всесильно. Б. Резко выступал против теорий, утверждающих, что человек от природы есть «чистая доска» (Локк). Ребёнок, считал Б., — это «дерево в зерне», его нельзя заставить приносить «арбузы вместо орехов», и воспитание, не учитывающее природных задатков человека, ущербно. Но в развитии природных способностей и формировании духовного строя личности воспитанию принадлежит гл.

Роль. Им решается «участь человека». Социально-ист. Роль воспитания Б. Преувеличивал, особенно в нач. Период,. Когда он отдал дань просветительским иллюзиям. Цель истинного воспитания — содействие формированию такой личности, «живоносным» началом к-рой служит «любовь к человечеству, понимаемому в его историческом значении». С эволюцией взглядов Б. Этот программный образ теряет первонач. Характер отвлечённого гуманистич. Идеала и всё больше приобретает черты активного обществ, борца с социальной несправедливостью, способного любить человечество «по-маратовски». Воспитание такой личности требует целенаправленного развития в ней целого комплекса духовных, эмоциональных, волевых качеств и поэтому охватывает все сферы и виды воспитания.Считая, напр., что человечество вне национальностей — лишь логич.

Абстракция, Б. Подчёркивал важность развития в человеке чувства нац. Достоинства и любви к родине, заставляющего «пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому». Личность, способная к восприятию высших духовных идеалов, отвечающих назначению человека, не может выработаться и без усвоения привычки видеть цель и смысл своего существования вне себя, ограничивать свой эгоизм во имя любви к другим. Поэтому главенствующее значение приобретает нравств. Воспитание, к-рое, неуклонно расширяя сферу нравств. Отношения к миру (от родных и ближайшего окружения до народа и человечества в целом), должно превратить следование честным принципам во «вторую природу» человека, выработать в нём способность делать добро, любить других, быть честным и мужественным в служении истине, участливым к страданию, трудолюбивым, скромным по естеств.

И бескорыстной потребности души, а не по умозрительному понятию о долге или по расчёту. Именно воспитание непосредственных нравств. Чувств создаёт подлинную глубину личности, ибо без живого и сильного чувства не бывает убеждения, способного мобилизовать волю на решительный поступок, а только в реальном действии проявляется подлинный нравств. Мир человека.Эффективность такого воспитания зависит от того, насколько оно учитывает как общие психол. Законы формирования эмоциональной сферы человека, так и возрастные особенности психики. Непосредств. Доброе чувство нельзя воспитать насилием и приказом, отсюда принципиальная важность атмосферы доверия и любви в отношениях между воспитанником и воспитателем — ив семье, где на основе родственной биол.

Связи между родителями и детьми должна возникнуть духовная общность (родители видят в ребёнке «будущего человека», к к-рому они уважительны, требовательны, но и очень сердечны), и в системе обществ, образования. У ребёнка мл. Возраста нужно вырабатывать нравств. Привычки и навыки поведения, а не растить болтуна-резонёра, образ к-рого более всего ненавистен Б. Формирование нравств. Понятий — дело более позднего возраста (примерно с 14 лет), но и тогда важны не только наставления. Главное — убеждающий пример (поведение воспитателя, биографии великих людей). Вполне достаточными средствами наказания Б. Считал суровый взгляд, лишение общения, прогулки, временную холодность.Утверждая образ естественного, резвого, здорового ребёнка, Б.

Не отделял нравств. Воспитания от физического. Одним из «первейших элементов человечности» Б. Считал «чувство изящного», придавая большое значение эстетич. Воспитанию и образованию ребёнка, равно как и выработке располагающего внеш. Облика (опрятность, красота, манеры), соответствующего высокому предназначению человека.Осуществление человеком творч. Миссии невозможно без развития у него истинного взгляда на мир и окружающую действительность, требующую к себе критич. Отношения. Этому способствует умственное воспитание и образование ребёнка в процессе обучения. Гл. Роль принадлежит здесь постепенному усвоению наук, к-рые развивают навыки самостоят, мышления, формируют общие представления о природе и человеке. Предпочтение Б.

Отдавал знаниям, связанным с реальной жизнью общества и способным содействовать её улучшению. В этой связи Б. Настойчиво пропагандировал изучение лит-ры, прежде всего отечественной (И. А. Крылов, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь), дающей правдивую картину рос. Действительности, и истории, в преподавании к-рой самое важное не хронология и факты, а понимание смысла ист. Развития человечества. Б. Указывал и на важность изучения языка, неразрывную связь языка и мышления. В последние годы жизни Б. Особенно подчёркивал значение естественных наук как средства воспитания материалистического взгляда на мир, освобождения человека от религиозных иллюзий.Учить детей, считал Б., нужно с 6 лет, следуя принципам систематич.

И научно обоснованного, а не случайного («путём игр и забав») обучения. Процесс обучения должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности ученика. В мл. Шк. Возрасте, когда преобладает конкретно-образное мышление, более продуктивны методы, осн. На индуктивном пути познания и наглядности, значение к-рой велико и позднее, когда формируется абстрактное мышление. Большое внимание Б. Уделял уч. Лит-ре, считая, что учебник должен иметь ясную пед. Цель, соответствовать уровню совр. Науки и должен быть написан хорошим лит. Языком.Один из гл. Образоват. Факторов Б. Видел в дет. Чтении, отводя особую роль дет. Лит-ре. «Книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон».

Посвятив проблемам лит-ры для детей и юношества ок. 200 статей и рецензий, Б. Заложил основы науч. Теории и критики дет. Лит-ры, впервые обосновал положение о единстве пед. И эстетич. Критериев в подходе к дет. Книге. Он требовал от дет. Писателей «не искажать действительности ни клеветами на неё, ни украшениями от себя», а показывать правдиво, «во всём её очаровании и во всей её неуловимой суровости, чтобы сердце детей, научась её любить, привыкало бы в борьбе с её случайностями находить опору в самом себе». Выступая против ограничений дет. Лит-ры в содержании, Б. Подчёркивал вместе с тем, что избирал «предметы те же, что и для взрослых», писатель должен их «излагать сообразно с детским понятием». Подлинно образцовыми детскими отеч.

Книгами Б. Считал сказки Пушкина, дедушки Иринея (В. Ф. Одоевского), басни Крылова, сборники нар. Сказок, пословицы и поговорки.Пронизанная идеей всестороннего развития, направление к-рому задавалось демокр. Идеалом личности, пед. Теория Б. Была прямым отрицанием господствовавшей в России сословной системы образования и воспитания. Он резко вы-В. Г. Белинский.Э. Белл. Ступал против ханжества «светского» воспитания, формирующего человека, для к-poro главное «казаться», а не «быть», равно как и против любых школ конформистского воспитания, критика к-рых была составной частью его пуб-лицистич. Деятельности.Соч. Поли, собр. Соч., т. 1 — 13, М. — Л., 1953—59. Собр. Соч., т. 1—9. М., 1976—82. Избр. Пед. Соч., М. — Л1948. То же, вступ. Ст. М. Ф. Шабаевой, М., 1982.

Белинский В. Г., Чернышевский Н. Г., Добролюбовы. А., О дет. Лит-ре, М., 19832.Лит. Теп л он Б. М., Психол. Взгляды В. Г. Белинского, СП, 1948, № 5. II о з-нанский Н. Ф., В. Г. Белинский о воспитании, М., 1949. Монжале Е. С., Пед. Идеи В. Г. Белинского, Л., 1955. Петрова Е. Н., В. Г. Белинский о преподавании рус. Яз. В школе, М., 1961. Смирнов В. 3., Крупнейший рус. Педагог 1-й пол. XIX в., СП, 1961, МЬ 6, с. 32—43. Г о-з у и Л. А., Эстетич. Кодекс Белинского, ВМУ, сер. 9. Филология, 1981, № 4, с. 10 — 16..

Значения в других словарях
Белинский Виссарион Григорьевич

Белинский Виссарион Григорьевич [30.5(11.6).1811, Свеаборг, ‒ 26.5(7.6).1848, Петербург], русский литературный критик, публицист. Отец Б. ‒ флотский лекарь, затем уездный врач. В 1816 семья переехала в г. Чембар (ныне г. Белинский) Пензенской губернии. В 1822‒24 Б. Учился в Чембарском уездном училище, в 1825‒28 в Пензенской гимназии (не окончил). В 1829 поступил на словесное отделение Московского университета. Участвовал в студенческом литературном «Обществе 11 нумера», читал здесь свою антикреп..

Белинский Виссарион Григорьевич

БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич (1811-48) - русский литературный критик. Сотрудничал в журналах "Телескоп" (1833-36), "Отечественные записки" (1839-46) и "Современник" (1847-48). Стремился создать литературную критику на почве философской эстетики (в основном под влиянием идей Ф. Шеллинга и Г. Гегеля). Поставив во главу угла критику существующей действительности, разработал принципы натуральной школы - реалистического направления в русской литературе, главой которого считал Н. В. Гоголя. В ежего..

Белинский Виссарион Григорьевич

(1811-1848), русский литературный критик, публицист. Родился 30 мая 1811 в Свеаборге (ныне Суоменлинна, Финляндия). В 1829-1832 учился на словесном отделении Московского университета. В 1833 становится участником философского кружка Н.В.Станкевича. В 1834-1836 Белинский - ведущий литературный критик журналов "Телескоп" и "Молва". В 1839-1846 сотрудничал в "Отечественных записках", затем - в "Современнике". Умер Белинский в Петербурге 26 мая 1848. В молодости Белинский пережил глубокое увлечение ..

Белинский Виссарион Григорьевич

Белинский, Виссарион Григорьевич, знаменитый критик. Родился 1 июня 1811 г. В Свеаборге, где отец его был морским врачом. Детство свое Белинский провел в городе Чембаре, в 1820 г. Поступил в уездное училище, а с 1825 г. Учился в пензенской гимназии. Не кончив учения в гимназии, в 1828 г. Он решил поступить в Московский университет. Для осуществления этой мечты ему пришлось преодолеть много препятствий. Но все-таки в конце 1829 г., после многих затруднений, ему удалось стать студентом Московского..

Белинский Виссарион Григорьевич

(1811, крепость Свеаборг — 1848, Петербург), литературный критик. Сын священника. В 1829—32 учился на словесном отделении философского факультета Московского университета, где вокруг Белинского сложился кружок («Литературное общество 11-го нумера»). Инициатор ряда студенческих протестов. В сентябре 1832 исключён из университета (формально — «по слабому здоровью» и «по ограниченности способностей»). Зарабатывал на жизнь переводами и репетиторством, с марта 1833 сотрудник журнала «Телескоп» и газе..

Белинский Виссарион Григорьевич

(1811—48), критик, публицист, революционный демократ. В октябре 1839 переехал из Москвы в Петербург (остановился сначала у И. И. Панаева на Грязной улице, ныне улица Марата, участок дом 70. Дом не сохранился), чтобы возглавить критический отдел в журнале «Отечественные записки» А. А. Краевского. Гнетущие впечатления от встречи с казённо-чиновничьим Петербургом в значительной степени положили конец периоду примирения Б. С действительностью («Петербург был для меня страшною скалою, о которую бол..

Белинский Виссарион Григорьевич

Белинский, Виссарион Григорьевич, знаменитый критик. Родился 1 июня 1811 г. В Свеаборге, где отец его был морским врачом. Детство свое Белинский провел в городе Чембаре, в 1820 г. Поступил в уездное училище, а с 1825 г. Учился в пензенской гимназии. Не кончив учения в гимназии, в 1828 г. Он решил поступить в Московский университет. Для осуществления этой мечты ему пришлось преодолеть много препятствий. Но все-таки в конце 1829 г., после многих затруднений, ему удалось стать студентом Московского..

Белинский Виссарион Григорьевич

- литературный критик, революционный демократ. Главное содержание истории гражданских обществ, замечал Б., заключено в политической борьбе, и поэтому вся "история человечества по преимуществу должна быть политическою". Победу социализма Б. В конце своей жизни начал ставить в зависимость от соединения социализма с робеспьеризмом, т.е. С политическими, революционно-демократическими методами борьбы. "Отрицание мой бог. В истории мои герои - разрушители старого - Лютер, Вольтер, энциклопедисты, те..

Белинский Виссарион Григорьевич

(1811-1848) -рус. Литературный критик, публицист, философ. В 1829-1832 учился в Московском ун-те, откуда под надуманным предлогом был отчислен за левые убеждения. Сотрудничал в различных газетах и журналах, сразу проявив талант литературного критика. Его публицистическое творчество органически включало в себя и филос. Размышления. Посещал кружок Н.В. Станкевича, где изучал произведения Г.В.Ф. Гегеля, а также И. Канта, И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинга. На взглядах Б. Того времени отразилось учение Гег..

Бекариюков Дмитрий Дмитриевич

[1(13).1.1861, дер. Васильевка Волчанского уезда Харьковской губ., — 13.9. 1934, Москва], врач-гигиенист. В 1886 окончил мед. Ф-т Казанского ун-та. В 1889 за участие в рев. Движении был выслан в Акмолинск. С 1898 в Москве, ред. Отдела шк. Гигиены журн. «Вестник воспитания». Секретарь (с 1901) и пред, (с 1907) моек, комиссии шк. Врачей. После Октябрьской революции до 1931 заведовал московским школьно-сан. Бюро, затем работал в Ин-те гигиены им. Ф. Ф. Эрис-мана.Б. Разрабатывал проблемы шк. Гигиены..

Бекетов Андрей Николаевич

[26.11 (8.12).1825, с. Алферьевка, ныне в Пензенской обл., — 1(14).7.1902, Шахматове Моск. Обл.], ботаник, обществ, деятель, п. Ч. Петерб. АН (1895. Ч.-к. 1891). Создатель рус. Школы ботаников. Окончил Казанский ун-т (1849). В 1850—55 учитель естествознания в Тбилисской гимназии. Затем преподавал в Харьковском (1859- 1860) и Петерб. (1890—97. В 1876—83 — ректор) ун-тах. Один из основателей Петерб. Об-ва естествоиспытателей (1886) и первого рус. Науч. Ботан. Журн. «Ботан. Записки» (1886). За год ..

Белл (Вell) Эндрю

(27.3.1753, Сент-Энд-рю, Шотландия, — 27.1.1832, Челтнем), англ, педагог, священник англиканской церкви, один из основателей Белл-Ланкас-терской системы, взаимного обучения. Образование получил в ун-те Сент-Эндрю. С 1789 заведовал приютом для сирот военнослужащих близ Мадраса (Индия). В 1791 в связи с острой нехваткой учителей ввёл там систему взаимного обучения, элементы к-рой заимствовал из практики инд. Школы. Вернувшись в Великобританию в 1797, изложил свою «мадрасскую систему» в соч. «Опыт ..

Белл-ланкастерская Система

Взаимного обучения, система организации и методов обучения в нач. Школе, при к-рой старшие и более успевающие ученики (мониторы) под руководством учителя вели занятия с остальными учащимися. Возникла в связи с появлением необходимости массового обучения грамоте. Была предложена независимо друг от друга англ, педагогами Э. Бвллом и Дж. Ланкастером. Первоначально применялась в Индии (1791, Белл), затем в Великобритании (1801, Ланкастер). В нач. 19 в. Получила широкое распространение в ряде стран (..

Дополнительный поиск Белинский Виссарион Григорьевич Белинский Виссарион Григорьевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Белинский Виссарион Григорьевич" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Белинский Виссарион Григорьевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 31 символа