Блонский Павел Петрович
[14(26). 5.1884, Киев, — 15.27.1941, Москва], педагог и психолог, проф. (1918), дер пед. Наук (1935). Окончил ист.-филол. Ф-т Киевского ун-та (1907). С 1907 в Москве, с 1908 преподавал педагогику в ср. Уч. Заведениях. С 1913 приват-доцент Моск. Ун-та. Одновременно преподавал в ун-те Шанявского, на Тихомировских высш. Жен. Курсах и на летних учительских курсах. После Окт. Революции Б. Вёл интенсивную преподавательскую (МГУ и др. Вузы) и науч. Работу (н.-и, ин-ты педагогики и психологии), участвовал в составлении шк. Программ, писал учебники для пед. Вузов и уч. Пособия для нач. Школы («Красная зорька», 1926"). Был одним из создателей и руководителей Академии социального воспитания (с 1924 — АКБ). Совм. Работа с Н. К. Крупской (по её инициативе Б. Введён в состав науч.-пед.
Секции ГУСа, членом к-рой был в 1922—32) серьезно повлияла на формирование науч. Мировоззрения Б. С нач. 30-х гг. Б. Заведовал лабораторией памяти, а затем лабораторией мышления и речи в Гос. Н.-и, ин-те психологии (ныне Психол. Ин-т РАО).Дорев. Работы Б. Имели гл. Обр. Ист.-филос. (анализ взглядов Дж. Беркли, Плотина и др.) и ист.-пед. Характер (очерк франц. Педагогики, сочинения о пед. Взглядах Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского, Ф. Паульсена). Обстоятельное изложение разл. Пед. Систем и взглядов на основные пед. Проблемы (предмет педагогики, сущность и задачи воспитания и т. П.) было дано Б. В уч. Пособии для вузов «Курс педагогики» (1916). В работе «Задачи и методы нар. Школы» (1916) сформулированы собств. Пед. Идеи Б., к-рые автор развивал и в сов. Время.
Обучение и воспитание на основе знаний закономерностей развития ребёнка, уважение личности ребёнка, его потребностей и интересов, разностороннее умственное, нравств., эстетич. И трудовое воспитание, трудовое обучение и по-литехн. Образование. В первые годы после Окт. Революции главное в деятельности Б. — обоснование принципов марксистской перестройки пед. Науки и разработка основ трудовой политехн. Школы. Статья Б. «Марксизм как метод решения пед. Проблем» (1921) имела важное значение для применения диалектич. Метода в решении теоретич. Проблем и преподавании уч. Предметов. Попытка раскрыть общие понятия педагогики как науки была сделана Б. В «Педагогике» (1922, 19248) и «Основах педагогики» (1925, 19293).В «Трудовой школе» (ч.
1—2, 1919) и др. Работах были сформулированы принципы, сохраняющие свою актуальность. Неразрывная связь трудового обучения с общим образованием, связь содержания общего и политехн. Образования с совр. Состоянием науки, необходимость согласовывать его с возрастными и индивидуальными возможностями ребёнка. Содержательны работы Б. По проблемам дошк. Педагогики, нравств. И полового воспитания и др. Вопросам.Б. Был убеждён, что правильно построить пед. Процесс нельзя без знания возрастных и индивидуальных особенностей детей. Исследования Б. Сер. 20-х гг. Основывались на двух гл. Принципах. Идее развития (необходимость рассматривать психику как результат эволюции) и целостном подходе к изучению ребёнка (необходимость изучать его психич.
И фи-зич. Свойства в их взаимосвязи и взаимодействии). Исходя из этого, Б. Попытался дать полную картину жизни ребёнка, показать его как «естественное целое». Работы Б. Тех лет проводились в русле педологии. В учебнике «Педология» (1934, 19362) в результате обобщения огромного науч. Материала Б. Дал представление о своеобразии разных возрастных периодов и связанных с ним особенностях воспитания и обучения.Б. Выступил за перестройку психол. Науки на основе марксизма («Очерк науч. Психологии», 1921). В кн. «Психол. Очерки» (1927) выдвинул оригинальное представление о происхождении и развитии психич. Жизни, трактуя её как ряд разных уровней психич. Деятельности. От сна (примитивного психич. Состояния) до высш. Интеллектуальных функций.
Экспериментально изучал особенности функционирования мышления в ходе возрастного развития. Выдвинул оригинальную теорию памяти, рассматривая различные её виды как ступени развития мнемич. Функции. Исследовал проблемы речи, высказал свою гипотезу происхождения внутр. Речи. Изучал эмоциональную сферу, считая её фундаментом поведения человека. Акцентировал внимание на взаимодействии разных психич. Сфер и процессов (памяти и мышления, мышления и речи, внимания и эмоций и т. Д.). Соч. Избр. Пед. Произведения, вступ. Ст. Ф. Ф. Королева, М. 1961 (библ.). Избр. Психол. Произведения, вступ. Ст. В. Н. Колба-новского, М., 1964 (библ.). Избр. Пед. И психол. Сочинения, вступ. Ст. А. В. Петровского и М. Г. Данильченко, т. 1—2, М., 1979. Мои воспоминания, М., 1971.Лит. Никольская А.
А., О психол. Воззрениях П. П. Блонского, ВП, 1974, № 3. С ё же, Значение П. П. Блонского в истории психологии, ВП, 1985, № 1. Смирнов А. А., Проблема развития психики в трудах П. П. Блонского. В его кн. Развитие и совр. Состояние психол. Науки в СССР, М., 1975. Фрадкин Ф. А., Программа создания науч. Педагогики в работах П. П. Блонского, СП, 1984, № 6. А. А. Никольская..
Дополнительный поиск Блонский Павел Петрович
На нашем сайте Вы найдете значение "Блонский Павел Петрович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Блонский Павел Петрович, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Б". Общая длина 23 символа