Воспитание Социальное
Целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Категория В. — одна из основных в педагогике. Исторически сложились разл. Подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объём понятия, мн. Исследователи выделяют В. В широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (т.е. Отождествляя В. С социализацией), и В. В узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей ойстему качеств личности, взглядов и убеждений. В. Часто трактуется в ещё более локальном значении — как решение к.-л. Конкретной воспитат. Задачи (напр., В. Обществ, активности, коллективизма).Физич., психич. И социальное развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.
Оно идёт в процессе социализации — усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводства им социальных связей и социального опыта. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на развивающегося человека факторов обществ, бытия (по сути весьма противоречивого), так и под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых в процессе В. Условий. Процесс и результат развития человека под влиянием наследственности, среды и В. В педагогике принято называть формированием личности.Способность к развитию — важнейшее свойство личности на протяжении всей жизни человека. В то же время традиционной была точка зрения, что В.
Осуществляется лишь по отношению к подрастающим поколениям. Только в 20 в. Начала активно разрабатываться проблема В. Взрослых, что нашло отражение в возникновении спец. Отрасли пед. Знания — андрагогики.В., будучи частью социализации личности, осуществляется через образование и организацию жизнедеятельности общ-ностей воспитуемых. Образование включает в себя просвещение, т.е. Пропаганду и распространение культуры, к-рое предполагает высокий уровень избирательности субъектов в отборе и усвоении тех или иных знаний, и обучение. Организация жизнедеятельности происходит в opr-циях и группах, создающих условия для участия воспитуемых в разл. Видах деятельности- познавательной, предметно-практической, духовно-практической, коммуникативной, игровой, спортивной.
Особую роль в В. Играет иск-во, к-рое отражает в эмоционально-образной форме разл. Виды социальной деятельности и развивает способность человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя. Естественно, что систематичность, интенсивность, характер, содержание, формы и методы образования и организации жизнедеятельности непосредственно зависят от возраста, этнокультурной и социально-проф. Принадлежности воспитуемых, от специфики систем В. В разл. Странах.С содержат, точки зрения В. Классифицируется по-разному. Наиб, обобщённая классификация включает в себя умственное, трудовое и физич. В. Часто, принимая во внимание аспекты воспитат. Процесса, называют (в разл. Сочетаниях) идейно-полит., воен.-патриотич., патриотич., нравств., интернац., эстетич., трудовое, физич., правовое, половое, экологич., экон.
В. Существуют концепции прагматич., гражд., ценностного, коллективистского, коммуникативного В. И др. По институциональному признаку выделяют семейное воспитание, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), а также В. В дет. И юношеских орг-циях, по месту жительства (общинное в амер. Педагогике), в закрытых и спец. Уч.-воспитат. Учреждениях.По доминирующим принципам и стилю отношений воспитателей и воспитуемых выделяют авторитарное, свободное, демокр. В.Дискуссионна проблема целей В., имеющих конкретно-ист, характер. Реальные цели всегда специфичны не только для определённой эпохи, но и для конкретных социальных систем, а также конкретных институтов.Ни одно из существующих многочисл. Определений цели В. Не является исчерпывающим.
В разл. Пед. Концепциях цель В. Трактуется, в зависимости от со-циально-филос. Позиций авторов, как В. Всесторонне и гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физич. Совершенство. Приобщение человека к культуре, развитие у него творческой индивидуальности. В. Социально компетентной личности. Автономной личности, способной к позитивному изменению и совершенствованию себя и окружающей действительности. Эмансипация, свободное развитие личности. Формирование отношений личности к миру и с миром, к себе и с самой собой. Развитие самосознания личности, помощи ей в самоопределении, самореализации и самоутверждении.Будучи сложным социальным явлением, В. Является объектом изучения ряда наук.
Философия исследует познавательное, ценностное, социально-полит., нравств. И эстетич. Отношение человека к миру, онтологич. И гносеологич. Основы В. Формулирует наиб, общие представления о высш. Целях и ценностях В., в соответствии с к-рыми определяются его конкретные средства.Социология изучает. Социальные проблемы развития личности, социальный «заказ» системе В., определяемый обществом в неявном виде и формируемый гос-вом в документах, условия осуществления, региональные и социально-культурные особенности В., систему воспитат. Институтов, учреждений, соотношение и удельный вес непрограммируемых социальных влияний и целенаправленного воздействия на человека в процессе социализации и В.Этнография рассматривает закономерности В.
У народов мира на разных стадиях ист. Развития, существующий у разных народов нормативный канон человека и его влияние на В. Характер родительских чувств, ролей и отношений и т. Д.Экон. Наука определяет роль В. В росте эффективности обществ, производства, финансовые и материально-техн. Ресурсы, необходимые для создания оптимальной инфраструктуры системы В.Правоведение занимается правовыми формами организации и функционирования В., правовыми нормами, регламентирующими статус, права и обязанности гос-ва, его институтов и граждан в сфере В. Криминология, изучая преступность, в т. Ч. Как издержки социализации и В., разрабатывает меры её предупреждения.Биология, физиология, генетика исследуют естеств. Основы развития, отражающиеся на процессе и результатах В.Психология выявляет индивидуальные, возрастные, групповые особенности и закономерности развития и поведения людей, создающие объективные и субъективные предпосылки эффективности способов и средств В.
Большое внимание В. Уделяет т. Н. Конфессиональная психология, разрабатываемая в целях формирования религ. Сознания и поведения.Педагогика исследует сущность В., его закономерности, тенденции и перспективы развития. Разрабатывает теорию и методику В., определяя его принципы, содержание, формы и методы.В зависимости от возраста человека В. Осуществляется семьёй, к-рой принадлежит важнейшая роль в формировании личности, обществ, и гос. Ин-тами, уч.-воспитат. Учреждениями, обществ, орг-циями, учреждениями культуры, средствами массовой коммуникации, предприятиями, религиозными орг-циями (в конкретных этногеогр. Регионах роль религиозных орг-ций в В. Различна).Непосредственно В. Подрастающих поколений заняты дошкольные учреждения, школы, проф.
Уч. Заведения (ПТУ, ТУ, техникумы, вузы и т. Д.), внешк. Учреждения (см. Внешкольная работа), летние объединения детей, подростков, юношей, детские дома, школы-интернаты, спец. Воспитат. Заведения (как для одарённых детей, так и для детей с физич. И социальными дефектами и отклонениями), объединения по интересам по месту жительства (см. Воспитательная работа по месту жительства) и др.Роль разл. Институтов в В. Неравноценна. Школа, безусловно, играет ведущую роль, т. К. На неё возложены осн. Функции и ответственность в деле В. Подрастающих поколений. Через систему гос. И обществ, институтов В. Гос-во и общество стремятся, с одной стороны, обеспечить равные возможности для В. Всех своих граждан, с другой — создать условия для реализации каждым своих потенциальных возможностей и развития своих способностей и интересов.Процесс В.
Можно представить в виде схемы. Включение человека в систему отношений институтов В., приобретение и накопление знаний и др. Элементов социального опыта, их интериоризация, т.е. Преобразование внутр. Структур психики человека благодаря усвоению структур социальной деятельности, и экстериори-зация, т.е. Преобразование внутр. Структур психики в определённое поведение (действия, высказывания и т. Д.).Совр. Педагогика исходит из того, что процесс В. Представляет собой непрямое воздействие на воспитанника (как традиционно считалось), а социальное взаимодействие разл. Субъектов. Индивидуальных (конкретных людей), групповых (микрогрупп и коллективов) и условно социальных — институтов В.Социальные взаимодействия, в к-рых происходит В.
Человека, можно представить в виде множества «цепочек». Общество — группа — личность, государство — институты В. — человек, коллектив — микрогруппа — личность, воспитатель — коллектив, воспитатель — микрогруппа, воспитатель — воспитанник и т. Д.В одних «цепочках» взаимодействие непосредственное, в других — опосредованное. Существует понятие асимметричности взаимодействия в процессе В., проявляющейся в разл. Мере активности субъектов В. Очевидно, что она объективно значительно больше во взаимодействии гос-ва, институтов В. И человека, чем воспитателя и воспитанника.Содержание и характер взаимодействия общества, групп и личностей в процессе В. Обусловлены социальными ценностями, идеологией и обществ, психологией.
Идеи, представления данного общества определяют жизнедеятельность разл. Типов и видов социальных общно-стей, в т. Ч. Групп и коллективов, а в конечном счёте отношения людей к миру и самим себе.Взаимодействие гос-ва с институтами В. Определяется особенностями конкретной социально-политич. Системы и гос. Политикой в сфере В. Социально-экон. Политика гос-ва объективно определяет престиж В., что отражается как в деятельности отд. Институтов В., так и в социальном поведении конкретных людей. В то же время деятельность институтов В. Оказывает обратное влияние на гос. Политику в сфере В.Взаимодействие между институтами В. Обусловлено их функциями и объективно выражается во взаимодополнении в процессе В. Разл. Возрастных и соци-ально-проф.
Групп людей. В В. Подрастающих поколений оно проявляется, напр., таким образом. Школа обеспечивает необходимый минимум В. Всех детей, подростков и юношей. Дет. И юношеские орг-ции дополняют его развитием обществ, активности. Проф.-техн. Уч-ща и ср. Спец. Уч. Заведения обеспечивают проф. Подготовку. Внешк. Учреждения создают доп. Условия для удовлетворения индивидуальных интересов и развитие творческих задатков. Предприятия, учреждения и т. Д. Помогают в создании благоприятных условий В.Отсутствие между институтами В. Достаточно отработанной и четкой системы связей делает процесс В. Дискретным (прерывным), в отличие от непрерывности процесса социализации. Это приводит к неоднозначности и относительной противоречивости воспитывающих влияний на человека в каждом конкретном случае.В.
— процесс двупланный. Гос-во ставит задачи В., определяет его инфраструктуру, программу, содержание. В то же время реализуют В. Конкретные групповые и индивидуальные субъекты, имеющие собств. Ценностные ориентации, стереотипы, предрассудки и т. Д. И вносящие существенные коррективы в требование обществ, норм и гос. Установок. Вследствие этого, с одной стороны, в практике В. Рождаются новые, прогрессивные явления, с другой — воспитатели и воспитуемые проявляют консерватизм, к-рый имеет глубокие ист., этнич. И со-циально-психол. Корни. Поэтому, напр., в рамках одной системы В. Складываются разл. Стили пел. Руководства и взаимодействия.Взаимодействие в процессе В. Представляет собой обмен между его субъектами информацией, типами и способами деятельности и общения, ценностными ориентациями, социальными установками, отбор и усвоение к-рых имеет добровольный и избират.
Характер. Такое взаимодействие в значит, мере социально дифференцирование, индивидуализи-рованно и вариативно, поскольку конкретные участники взаимодействия, являясь членами определённых этнич., социальных и социально-психол. Групп, более или менее осознанно и целенаправленно реализуют во взаимоотношениях друг с другом тот тип социального поведения, к-рый одобряется в этих группах и имеет свою специфику. Напр., этнич. Особенности влияют на стиль взаимодействия старших с младшими. В пределах одного региона в социально-проф. Группах или институтах В. Могут наблюдаться существенные различия во взаимодействии воспитателей и воспитанников. В одних стиль взаимодействий более демократичный, в других — авторитарный.В целом взаимодействие — диалог воспитателей и воспитанников и его воспитат.
Эффективность определяется тем, какие личности в нём участвуют, в какой мере они сами ощущают себя личностями и видят личность в каждом, с кем общаются.Результаты и эффективность В. В условиях социального обновления общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько успешностью подготовки молодых членов общества к сознат. Активности и самостоят, творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений. Важнейший результат В. — готовность и способность к самовоспитанию.Совр. В. Направлено на формирование у личности, с одной стороны, нравств.-мировоззренч. Устойчивости, с другой — гибкости.
В быстроизменяющемся мире человек может жить и эффективно функционировать, обладая высокой психол. Гибкостью. Ему необходима способность получать и усваивать новую информацию, адаптироваться к экон., социальным и психол. Переменам как в обществе и roc-ве, так и в ближайшем социальном окружении и в своей собств. Судьбе. В то же время человеку необходимо иметь определённый внутр. Стержень, мировоззрение, убеждения, иначе при каждом изменении развития общества и гос-ва, индивидуального жизненного пути у человека могут проявиться невротич. Реакция, дезадаптация, дезинтеграция личности, вплоть до её распада.В. — конкретно-ист, явление, тесно связанное с социально-экон., полит, и культурным уровнем общества и гос-ва, а также с их этносоциальными и социально-психол.
Особенностями.На ранних стадиях развития человечества В. Было слито с социализацией, осуществляемой в процессе практич. Участия детей в жизнедеятельности взрослых (производств., обществ., ритуальной и игровой). Оно ограничивалось усвоением жизненно-практич. Опыта и житейских правил, передававшихся из поколения в поколение. При этом разделение труда между мужчинами и женщинами обусловливало различие в В. (точнее, в социализации) мальчиков и девочек.С усложнением труда и жизнедеятельности увеличился объём знаний, умений, навыков, к-рые должен усвоить человек. Постепенно это привело к выделению В. В особую сферу обществ, жизни. Всё более важную роль начинает играть система-тич. Обучение, формы к-рого со временем дифференцируются.
Так, уже в родовой общине люди специализировались в передаче опыта младшим её членам в тех или иных видах деятельности (охотники, рыболовы, скотоводы, старейшины и жрецы и др.). Причём все дети получали примерно одинаковое В., к-рое в целом можно рассматривать как своеобразное естеств. Воспитание.В раннеклассовых обществах цели и содержание В. Определялись прежде всего .
Дополнительный поиск Воспитание Социальное
На нашем сайте Вы найдете значение "Воспитание Социальное" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Воспитание Социальное, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 21 символа