Демков Михаил Иванович

274

[12(24).3. 1859, хутор Скрынный Прилукского уезда, ныне Черниговской обл., — 27.3.1939, Прилуки Черниговской обл.], рус. Теоретик, историк и популяризатор педагогики. По окончании Киевского ун-та (1881) преподавал физику и естествознание в Черниговской жен. Гимназии и Глухов-ском учительском ин-те. В 1905—11 директор Моск. Учительского ин-та. С окт. 1911 директор нар. Уч-щ Владимирской губ. С нач. 1890-х гг. Публиковал статьи по педагогике, дидактике, истории педагогики в журналах «Рус. Школа», «Рус. Нач. Учитель», «Пед. Сборник», «Вестник воспитания» и др. После Окт. Революция преподавал педагогику и историю педагогики в Прилукском пед. Техникуме. В теоретич. Работах Д. Обращал особое внимание на изучение принципов и закономерностей воспитания и обучения.

Эм-пирич. Педагогику (т.е. Свод правил и ги-потетич. Суждений) расценивал как материал, подлежащий науч. Обработке при построении пед. Теории. Считал, что педагогике, как и всякой др. Науке, присуще стремление формулировать свои законы, приводить их в единую систему. Чем сильнее эта тенденция, тем выше уровень развития педагогики. Мн. Труды Д. Посвящены истории рус. И зап.-европ. Педагогики. Подчёркивая самобытность и оригинальность рус. Пед. Мысли, он выступал против засилья нем. Педагогики в рус. Школе, однако переоценивал возможности церкви в развитии просвещения. В соч. Д. Представлен обширный фактич. Материал, имеются подробные указатели пед. Лит-ры. Важнейшей стороной своей деятельности считал распространение в популяризацию пед. Знаний.

Его учебники по педагогике для учительских ин-тов, учительских семинарий и пед. Классов жен. Гимназий многократно переиздавались. «Курс педагогики...» (ч. 1—2, 1917—183) по сравнению с др. Учебниками кон. 19 — нач. 20 вв. (К. Н. Смирнова, Л. А. Соколова, И. В. Скворцова, К. В. Ельницкого) был наиб, полным по охвату пед. Проблематики. Издавал пособия, рассчитанные на нар. Учителей. Напр., сокр. Дешёвое издание «Очерки по истории рус. Педагогики» (19174), «Естеств. История для нар. Школы» (1914). В кн. «Рус. Педагогика в главнейших ее представителях» (1898, 19152) и «Старые и новые педагоги, их жизнь, мысли и труды» (1912) Д. Знакомит читателей с биографиями крупнейших педагогов. Привлекает внимание к пед. Профессии рассказами из жизни преподавателей и учащихся («Дары юности», 1915).

Написал также рассказы для детей «Уголок дет. Жизни» (1915).Соч. О принципах науки воспитания, «Пед. Сб.», 1898, Мб 9. История рус. Педагогии, ч. 1—3. Ч. 1 — Др.-рус. Педагогия (X—XVII вв.), M., 19133. Ч. 2 — Новая рус. Педагогия (XVIII в.). M., 19102. Ч. 3 — Новая рус. Педагогия (XIX в.), М., 1909. История зап.-европ. Педагогики. Ми912. Краткая история педагогики, М., 1917'. Педагогика западноевропейская и русская. Пед. Хрестоматия, Ми911.Лит. Педагогические и др. Сочинения М. И. Демкова [библиографич. Указатель], М., 1916. С. Ф. Егоров..

Значения в других словарях
Делла-вос Виктор Карлович

[31.1 (12.2).1829, Одесса, — 15(27).5.1890, Париж], рус. Деятель проф. Образования. Окончил Ришельевский лицей, затем Моск. Ун-т (1853). С 1854 учитель рус. Яз., математики и геодезии в Гл. Уч-ще садоводства Мин-ва гос. Имуществ. С 1857 учитель математики и физики в Ри-шельевском лицее. В 1859—62 изучал теоретич. И прикладное машиностроение во Франции. С 1862 в Петровско-Разумовской земледельч. И лесной академии (в 1864—71 проф. Механики), одновременно (с 1867) директор моек, ремесл. Уч. Заведен..

Демагогия

(греч. Demagogia, от de-mos — народ и ago — веду), характеристика рассуждения, аргументации, апеллирующих к общим принципам, за к-рыми скрывается подлинная суть дела, некомпетентность, голословность. Д. Наиболее часто проявляется в полит, и обществ, деятельности и, как правчло, принимает форму камуфлирования лжи, извращения фактов, тенденциозности их отбора, морализаторства. Демагог часто спекулирует на интересах групп людей, апеллирует к низменным побуждениям и предрассудкам, выдвигает безответ..

Демолен (Demolins) Эдмон

(1852, Марсель, — 22.7.1907, Рош), франц. Историк, социолог и педагог, один из инициаторов нового воспитания. Выступал за создание сельских ср. Частных школ-интернатов, к-рые должны воспитывать разносторонне развитых людей, способных стать активными деятелями в разл. Областях обществ, жизни. Особое значение придавал развитию воли, инициативы и самостоятельности детей, их физич. Воспитанию, спорту и труду. В 1899 создал частное ср. Уч.-воспитат. Учреждение — первую во Франции «новую школу» — школ..

Демонстрация

(от лат. Demonstra-tio — показывание) наглядных пособий, опытов и пр., наглядный метод обучения, использование к-рого обеспечивает направленность внимания учащихся на существенные (а не случайно обнаруженные) характеристики изучаемых предметов, явлений, процессов. Применяется для доказательности словесного объяснения учителя и является средством активизации уч. Деятельности, развития наблюдательности у учащихся. Может служить источником новых знаний. Д. Целесообразна в след, случаях. 1) наглядно..

Дополнительный поиск Демков Михаил Иванович Демков Михаил Иванович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Демков Михаил Иванович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Демков Михаил Иванович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 22 символа