Дефектологическое Образование
Отрасль высш. Пед. Образования, система подготовки пед. Кадров для уч.-воспитат. Работы с аномальными детьми. Осуществляется гл. Обр. В пед. Ин-тах (иногда в ун-тах). Даёт квалификацию олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога, логопеда, профилированную по группам соответствующих специальных (коррекционных) образовательных учреждений и возрасту учащихся.В дорев. России подготовка кадров для дефектологич. Учреждений осуществлялась на краткосрочных курсах при Пе-терб. Уч-ще для глухонемых (руководитель А. Ф. Остроградский), Петерб. Психоневрологич. Ин-те (руководитель Л. Г. Оршанский), Моск. Дет. Саде для глухонемых (руководители Н. А. Рау и Ф. А. Рау) и др.В первые годы сов. Власти были организованы курсы дефектологов в Петрограде (1918, руководитель А.
С. Грибоедов) и Москве (1919, руководитель В. П. Кащенко). В Петрограде в 1918 открыты ф-т дефектологии при Ин-те дошк. Воспитания и Ин-т социального воспитания нормального и дефективного ребёнка (впоследствии объединён с ЛГПИ, где в 1924 создано дефектологич. Отделение, в 1934 — ф-т).На 1-м Всерос. Съезде по борьбе с дет. Дефективностью, беспризорностью и преступностью (1920) принято решение о расширении подготовки педагогов-де-фектологов, в соответствии с к-рым в Москве открыты 2 вуза. При Нарком-здраве — Гос. Ин-т дефективного ребёнка (1920), при Наркомпросе — Пед. Ин-т дет. Дефективности (1921). В 1924 они объединены в один ин-т, к-рый в 1925 вошёл во 2-й МГУ как дефектологич. Отделение пед. Ф-та, к-рое с 1934 стало ф-том МГПИ.
В 1938 ф-т переименован в ф-т спец. Школ. На его базе основан Моск. Гос. Пед. Дефектологич. Ин-т (МГПДИ, организатор И. И. Данюшев-ский), в 1942 ин-т вновь стал ф-том МГПИ. С 1920 началась подготовка дефектологов на Украине. Открыто меди-ко-пед. Отделение при ф-те социального воспитания Киевского ин-та нар. Образования. Видную роль в организации Д. О. В СССР сыграли Д. И. Азбукин, А. Н. Граборов, Ф. А. Рау, В. П. Кащенко, Л. В. Занков, Б. И. Коваленко, А. И. Дьячков, А. Р. Лурия.В системе и содержании высш. Д. О. В РСФСР до 1929 сохранялась обще-дефектологич. Направленность. Возрастающие требования к уровню подготовки учителей вызвали необходимость специализации по отд. Отраслям дефектологии. В 1939 введён (впервые — в МГПДИ) двойной профиль обучения. Выпускники помимо дефектологич.
Специальности получали право преподавать один из уч. Предметов в массовой школе. В послевоен. Годы было пересмотрено содержание спец. Подготовки дефектологов. В кон. 50-х гг. В уч. Планы ин-тов включены новые дисциплины дефектологич. Цикла, увеличен срок пед. Практики в спец. Уч.-воспитат. Учреждениях. Углублялась психолого-пед. Направленность обучения. В 70-е гг. Расширена и специализирована подготовка педагогов-дефектологов для дошк. Учреждений.С учётом потребностей спец. Учреждений в пед. Кадрах Д. О. Осуществляется по 4 специальностям (по осн. Отраслям дефектологии). Доп. Специализация проводится по уч. Предметам (родной язык и лит-ра, труд), направлениям пед. Работы с аномальными детьми (нач. Обучение, дошк. Воспитание) и по психологии. Срок обучения на дефектологич.
Ф-тах и отделениях 5—6 лет. Разработана (1985) квалификац. Характеристика учителя по специальности «дефектология».Д. О. Рос. Федерации включает циклы медико-пед. (основы генетики. Общая патология человека. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи, зрения. Психопатология дет. Возраста. Основы невропатологии. Клиника умственной отсталости и др.) и психолого-пед. (в соответствии со специализацией наряду с общей педагогикой и психологией предусмотрены курсы спец. Психологии — умственно отсталого ребёнка, детей с недостатками слуха, зрения, речи, а также спец. Педагогики) дисциплин.Студенты овладевают спец. Методиками обучения родному языку, математике, естествознанию, географии, истории, ручному труду, изобразит, иск-ву.
Особое место отводится филол. Подготовке, поскольку родной язык имеет важное значение в общеобразоват. И коррекционно-развивающей работе с аномальными детьми, а также методике воспитат. Работы в спец. Уч.-воспитат. Учреждениях. В зависимости от профиля изучаются психолого-пед. Диагностика умственной отсталости, методика работы с глубоко умственно отсталыми детьми. Мимико-жесто-вая речь и дактилология, методика пред-метно-практич. Обучения. Техника формирования речи у глухих. Сурдотехника. Тифлография и тифлотехника. Система устранения и предупреждения нарушений устной и письменной речи и др. Изучаются и смежные со специальностью отрасли знания. Студенты проходят практику в спец. Учреждениях соответствующего профиля, к-рая спланирована как непрерывная с 1-го по 5-й курс с последоват.
Усложнением задач и содержания (с 1982 введена медико-пед. Практика). С 1961 проводятся межвузовские студенч. Науч. Конференции по дефектологии.В нач. 90-х гг. В Рос. Федерации Д. О. Осуществлялось в Российском (в ЛГПИ с 1924. Здесь и далее год начала подготовки) и Московском (во 2-м МГУ с 1925) ун-тах и в пед. Ин-тах. МГЗПИ (1951), Екатеринбургском (1962), Иркутском (1963), Мордовском (1983), Курском (1986), Хабаровском (1987), Самарском (1988), Саратовском (1989) и др. Дефектологич. Специализации имелись в пед. Ин-тах Украины (Киевском, 1939. Славянском, 1966. Одесском, 1988), Латвии (Лиепайском, 1969), Узбекистана (Ташкентском, 1967), Казахстана (Казахском в Алма-Ате, 1976. Карагандинском, 1984), Киргизии (Киргизском в Бишкеке, 1981), Армении (Ереванском, 1983), Молдовы (Кишинёвском, 1970).
Подготовка дефектологов ведётся (с 1968) также в Тартуском ун-те в Эстонии. На дефектологич. Ф-тах и отделениях обучалось ежегодно св. 14 тыс. Студентов, в т. Ч. На дневных отделениях — св. 6 тыс., на заочных и вечерних-св. 8 тыс. На 1-й курс приём составлял св. 2,8 тыс. Чел. Выпуск — св. 2,5 тыс. Чел., в т. Ч. С дневных отделений — св. 1 тыс. Чел.В Рос. Пед. Ун-те (Санкт-Петербург), МГЗПИ, Киевском, Минском, Кишинёвском, Екатеринбургском, Ташкентском и нек-рых др. Пед. Ин-тах ведётся подготовка дефектологов в сокращённые сроки (3—4 года). В 1966 при МГПИ (ныне МиТГУ им. Ленина) созданы с этой целью одногодичные заочные курсы (принимаются лица с высш. Пед. Образованием, имеющие стаж работы в спец. Уч.-воспитат. Учреждениях). Повышение квалификации дефектологов осуществляется через систему ИУУ.К нач.
90-х гг. Результативность работы мн. Дефектологич. Ф-тов не отвечала реальным запросам практики спец. Уч.-воспитат. Учреждений, обеспеченность к-рых специалистами-дефектологами (включая педагогов, прошедших курсовую подготовку) не превышала 14%. Не получили развития специализации студентов для работы с детьми, страдающими задержкой психич. Развития, последствиями полиомиелита и дет. Церебрального паралича, комбинированными и множественными дефектами развития. Большинство дефектологич. Ф-тов не располагало удовлетворит, базой для проф.-трудового обучения студентов. Недостаточно разработанными оставались методики вузовского преподавания отд. Дисциплин Д. О., связанных, в частности, с ранней диагностикой аномалий развития, с дошк.
Воспитанием и обучением аномальных детей.Дефектологич. Ф-ты и кафедры работают в контакте с НИИ коррекционной педагогики РАО. Проводятся конференции преподавателей дефектологич. Ф-тов пед. Вузов и ун-тов, совещания-семинары зав. Кафедрами. На нек-рых дефектологич. Ф-тах имеется аспирантура.Лит. Развитие спец. Обучения и воспитания аномальных детей, под ред. Т. А. Власовой и А. Т. Орлова, Ми973. Вопросы подготовки дефектологич. Кадров, Шяуляй, 1975. Сов. Дефектология за 60 лет. «Дефектология», 1977, № 5. 3 а м с к и и X. С., История олигофренопедагогики. M., 19802. Формирование личности учителя в системе уч.-воспитат. Процесса в пед. Ин-те. Метод, рекомендации. Сб, МГПИ им. В. И. Ленина, Ми980, с. 182—204. Совершенствование системы подготовки учителей-дефектологов.
Межвузовский сб. Науч. Трудов, Ми983. Пути совершенствования подготовки будущих учителей-дефектологов. Межвузовский сб. Науч. Трудов, Ми984. Проблемы совершенствования подготовки дефектологов в свете Основных направлений реформы школы, Шяуляй, 1985. И. А. Грошенков..
Дополнительный поиск Дефектологическое Образование
На нашем сайте Вы найдете значение "Дефектологическое Образование" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дефектологическое Образование, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 29 символа