Дружба
Отношения между людьми, основанные на взаимном доверии, общности интересов и эмоциональной привязанности. В отличие от деловых, функциональных отношений Д. Обычно понимается как отношение самоценное, бескорыстное, само по себе являющееся нравств. Ценностью. В отличие от объективно данной общности, обусловленной родством или принадлежностью к одному и тому же коллективу, Д. Индивидуально-избирательна, основана на взаимной симпатии. В отличие от более или менее поверхностного и изменчивого приятельства Д. — отношение глубокое, интимное и устойчивое, предполагающее внутр. Близость, доверие, любовь. Уже Аристотель определял друга как «другое Я» («alter ego»). Однако каноны Д. И предъявляемые к ней требования неодинаковы в разных человеческих обществах и у разных индивидов.
Кроме того, реальные дружеские отношения далеко не всегда и не во всём соответствуют нормативным канонам и представлениям. Для педагогики особенно существенны половозрастные и индивидуальные особенности дет. И юношеской Д.Возрастная динамика дет. Д. Обусловлена, с одной стороны, развитием самосознания и коммуникативных умений ребёнка, с другой — изменением круга и структуры его общения. Потребность в общении и эмоциональном контакте, составляющая психофизиол. Основу Д., появляется у младенца с первых дней его жизни. Уже 1—1,5-годовалые дети реагируют на сверстников иначе, чем на взрослых, и проявляют особый интерес к контактам с ними. С возрастом в отношениях с другими детьми ребёнок обычно становится более самостоятельным и активным, чем в общении со взрослыми.
У 3—6-летних детей существует осознанная потребность в обществе сверстников, общение становится всё более избирательным, индивидуализированным и эмоционально окрашенным, а потребность в игровом сотрудничестве дополняется потребностью в доброжелат. Внимании к себе. Дифференциация и рост устойчивости дет. Дружеских контактов идут параллельно развитию способности к сопереживанию и пониманию другого человека.У дошкольников и мл. Школьников Д. Обычно является непосредственной, нере-флексированной эмоциональной привязанностью и измеряется объёмом совм. Деятельности и количеством проведённого вместе времени. В ср. Шк. Возрасте поведенческие свойства Д. Начинают рассматриваться как подчинённые социально-нормативным ценностям.
Формируется особый моральный кодекс Д., к-рый подчёркивает, прежде всего, нерушимость её правил, взаимную выручку, справедливость, верность, умение хранить тайну и т. Д. У старших подростков и младших юношей ценности Д. Психологизи-руются, на первый план выходят потребности понимания и самораскрытия, к-рые из-за подросткового эгоцентризма часто не различаются.В ранней юности стремление к исключительной, интимной Д. Особенно велико. Это объясняется рядом причин. Ростом самосознания и связанной с этим потребностью сравнивать свои переживания с чужими. Обострённым осознанием своей индивидуальности. Переориентацией с родителей и вообще взрослых на сверстников. Растущей дифференциацией деятельности, общения и интересов, к-рые не замыкаются в рамках группового «мы».Поиск Д.
— самая насущная и страстная потребность мл. Юношеского возраста. Дружеские отношения (как правило, однополые) теперь значительно избирательнее, чем раньше. Д. Становится более интимной и психологически значимой. По своему эмоциональному накалу эта Д. Напоминает влюблённость, а предъявляемые к ней требования часто отличаются крайним максимализмом, становясь в силу этого практически неосуществимыми. Нередко эти отношения имеют юмоэротич. Окращенность, часто неосознанную. Юношеский культ Д. Сочетается с острым чувством одиночества, более сильным, чем в других возрастах. Значение друзей как советчиков и поверенных в интимных секретах возрастает от ср. Классов к старшим, тогда как аналогичная роль родителей и учителей снижается, хотя это и зависит от конкретной сферы жизнедеятельности.
Наличие близких друзей и характер взаимоотношений с ними — важнейший фактор эмоционального благополучия юношей и девушек. Отсутствие друзей нередко снижает самоуважение личности, что может иметь длительные психол. Последствия.Возрастные особенности Д. Являются в сущности половозрастными. Как правило, девочки во всех возрастах превосходят мальчиков в уровне способности к сопереживанию и самораскрытию и тяготеют к более интенсивному и исключит, общению. Однополые девичьи диады и триады (9—12 лет) более исключительны, более закрыты для посторонних, чем мальчишеские компании, в к-рых обычно присутствуют дух соперничества, иерар-хич. Организация и т. Д. Ценности Д. У девочек раньше психологизируются, а мотив «понимания» выражен сильнее, чем у мальчиков, подчёркивающих, скорее, «верность» и «взаимопомощь».
«Пик» однополой дружбы у девочек также наступает раньше, чем у мальчиков и приходится на подростковый возраст. В старших классах девушки уже мечтают о Д. С мальчиком, в к-рой выражается, скорее, потребность в любви. У мужчин ориентация на однополую Д. И связанные с нею формы общения сохраняются значительно дольше, даже после вступления в брак.Хотя смешанная, разнополая Д. В принципе возможна, она встречается значительно реже, чем однополая, большей частью в раннем детстве и среди взрослых, но не у подростков и юношей, и наделяется другими психол. Свойствами. Это объясняется стихийной сегрегацией общения мальчиков и девочек, существующей во всех человеческих обществах и затрудняющей их психол. Контакты и взаимопонимание, особенно в период полового созревания.
В условиях равноправия женщин, совм. Обучения и т. Д. Половая сегрегация заметно ослабляется, но не устраняется полностью. Поиск своего подобия («другого Я») в Д. Выражен сильнее, чем ориентация на дополнение, а половая принадлежность — один из важнейших компонентов «ЯкД. Оказывает сильное влияние на личность. Друзей не только выбирают по принципу подобия, но в ходе длительного тесного взаимодействия друзья нередко вырабатывают определённые общие качества, ценностные ориентации и т. Д. Изучение круга и характера дружеского общения воспитанника — важнейший шаг к пониманию его внутр. Мира и особенностей поведения.Способность к психол. Интимности, подразумеваемая Д., тесно связана с уровнем развития личности, её самосознания и социального самоопределения.
Однако эта связь неоднозначна. Степени общительности, устойчивости и психол. Интимности (глубины) межличностных отношений у разных людей неодинаковы и по-разному сочетаются друг с другом. Многие коммуникативные особенности — общительность, импульсивность, застенчивость и др. — весьма устойчивы. А от них во многом зависят и популярность ребёнка, юноши или девушки среди сверстников, место в коллективе и характер дружеских отношений, в частности ориентация на парную Д. Или на принадлежность к дружеской компании из неск. Человек.Психол.-пед. Значение Д. Определяется тем, что она является важнейшей сферой развития личности, её самосознания и коммуникативных качеств. В отношениях со своими друзьями ребёнок учится любить и понимать, заботиться и принимать на себя ответственность за других.
Дефицит дружеских контактов уже в возрасте 8—10 лет так же отрицательно сказывается на коммуникативных качествах личности, как и отсутствие эмоционального родительского тепла в раннем детстве. Непосредственно руководить развитием дет. Д. Невозможно. Дружеские отношения для этого слишком индивидуальны. Прямые родительские запреты и предписания в этой сфере малоэффективны и порой дают результат, обратный желаемому. Воспитатели могут и должны внимательно следить за тем, как складываются взаимоотношения ребёнка со сверстниками, какие неосознаваемые потребности он пытается в этих отношениях удовлетворить, насколько адекватны его коммуникативные умения, уровень притязаний и т. Д. Эти отношения и качества поддаются психол.-пед.
Коррекции путём включения ребёнка в тот или иной вид деятельности, активизации самосознания, привлечения внимания ребёнка к определённым аспектам собств. Поведения и т. П. Важно формировать у воспитанников умение правильно оценивать нравств. Смысл Д. С точки зрения её обществ, направленности и общественно значимых ценностей, к-рые она утверждает.Лит. Коломинский Я. Л., Психология личных взаимоотношений в дет. Коллективе, Минск, 1969. Комплексное иссл. Юношеской дружбы, в кн. Проблемы общения и воспитание, в. 2, Тарту, 1974. Лисина М. И., Генезис форм общения у детей, в кн. Принцип развития в психологии, М., 1978. Смирнова Р. А., Качеств, особенности дружеских привязанностей дошкольников, в кн. Психология формирования личности и проблемы обучения, М., 1980.
М у дерик А. В., Общение как фактор воспитания школьников, М., 1984. Кон И. С., Дружба, M., 19893. Foot H. С., Chap-ni a n A. J., S mit h J. R., (eds.), Frien-dship and social relations in children, Chiche-ster-N. Y., 1980. As h er S. R., Gottin an J. M. (eds.). Thedevelopmentof chudren's friendships, Carab., 1981. Duck S., Gil-mour R. (eds.), Personal relationships, [v.] 2 — Developing personal relationships, N. Y. — L., 1981. И. С. Кон..
Дополнительный поиск Дружба
На нашем сайте Вы найдете значение "Дружба" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дружба, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 6 символа