Дружба
Разновидность избирательно-личностных отношений между людьми, характеризующихся взаимным признанием, доверительностью, доброжелательностью, заботой. Исторически Д. Рождается из ин-тов позднеродового общества (соответствующее греч. Слово philia, т.е. Д.-привязанность, расположение, соединение, этимологически связано со словом phula - племя) - родства, с в о я ч е с т в а, т.е. Отношений между близкими, живущими в одном доме, побратимства, т.е. Отношений между сверстниками, совместно проходившими цикл инициации и сохранявшими на всю жизнь узы солидарности. В гомеровском эпосе "друзья" - это и те, кто связан общим делом (будь то война или путешествие). С ослаблением родовых, территориальных и функциональных уз отношения побратимства начинают наполняться и индивидуальным содержанием.
Они строятся как менее функциональные, более личные и добровольные отношения.Для греков классической эпохи Д. - это и союз, рожденный по политическим соображениям, и отношения, возникающие из соображений взаимной пользы. Это и то в родственных, соседских и т.п. Отношениях, что обретается в них помимо их статусного или функционального содержания. Д. Осознается и ценится так же, как отношения, не обусловленные родством, привычной совместностью жизни или интересом. Это становится предметом внимания антич. И более поздних мыслителей, стремившихся понять, что, помимо ритуала, соглашения или расчета, может быть основой глубоких и прочных отношений между людьми. (Понимание Д. Как отношения, существенно отличного от чувственной любви или товарищества, исторически складывается относительно поздно.)По преданию, Пифагор словом "Д." обозначил принцип единения в мире всех со всеми.
Ему же принадлежит высказывание. "Дружба - это равенство". Однако наиболее ценными разновидностями Д. Он считал Д. С родителями, вообще со старшими, а также с благодетелями, т.е. С теми, с кем в силу их статуса равенство невозможно. Со времен ранней античности Д. Символизировала возвышенные человеческие отношения и рассматривалась как воплощение подлинной добродетельности и мудрости. Именно такой образ Д. Был развит Аристотелем, которому принадлежит наиболее фундаментальная и развернутая в др.-греч. Философии концепция Д. Содержание Д., по Аристотелю, заключается в особенных, нравственно-прекрасных отношениях. В Д. Люди благодетельствуют. Друг представляет для друга ценность сам по себе. Друзья проводят время совместно (или живут сообща).
Они "наслаждаются взаимным общением", они схожи во всем и делят друг с другом горе и радости. Друзей отличает единомыслие, которое проявляется также в поступках. Друг - это другое Я. При всей разноплановости характеристик Д. Наиболее важной, по Аристотелю, является та, что в Д. Человек желает блага другому ради него самого, старается по мере сил, не думая о себе, содействовать этому благу, и к другу "относится, как к самому себе" (см. Милосердие). В стоицизме Д. Осмысляется как форма отношений, покоящихся на свободе воли и добродетели. Сказать о ком-то, что они друзья, значит указать на то, что они - честные и справедливые (Эпиктет). Цицерон понимал Д. Как отношение, при котором к другу стремятся из приязни, нежели из стремления к удовольствию или пользе.
Подобно Аристотелю, Цицерон описывает Д. Как совершенное и нравственно-прекрасное отношение. "первый закон дружбы" заключен в том, чтобы просить друзей только о нравственно-прекрасном и делать друзьям нравственно-прекрасное, не дожидаясь их просьб.В эпоху позднего Возрождения М. Монтень, последовательно отличая Д. От отношений родителей и детей, от любви к женщине, а также от расхожего понимания Д. Как близкого знакомства или полезной связи, создает образ совершенной Д. Как такого рода общения, в котором нет никаких иных расчетов и соображений, кроме самой Д., и все душевные побуждения человека чисты и безупречны. В филос. Мысли последующих времен сохраняется протипоставление Д. Как безусловно бескорыстных отношений отношениям эгоистическим.
Критичность или возвышенность в восприятии Д. Зависели от того, какой стороне этой оппозиции придавалось преимущественное значение. В новоевропейской моральной философии реалистически-критический подход к анализу Д. Становится преобладающим (Д. Юм, И. Кант, позже А. Шопенгауэр и Ф. Ницше). Вместе с тем происходит более углубленное осмысление Д. В ряду близких ей межчеловеческих личностно значимых и интимных отношений. У романтиков складывается идеал юношеской страстной и беззаветной Д. В 20 в. Д. Становится предметом специального анализа психологии.Р.Г. Апресян.
Дополнительный поиск Дружба
На нашем сайте Вы найдете значение "Дружба" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дружба, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 6 символа