Интерес
(от лат. Interest — имеет значение, важно), стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. И. Носит избират. Характер, выступает одним из наиб, существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, служит важным условием подлинно творческого отношения к работе. При наличии И. Знания усваиваются основательно, прочно. При его отсутствии уч. Материал усваивается с трудом, часто формально.В основе И. Лежат потребности человека. Существенную роль в качестве фи-зиол. Основы И. Играет ориентировочный рефлекс.И. Может характеризоваться со стороны содержания, широты, устойчивости, силы и действенности. Содержание И.— объект, на к-рый он направлен (к технике, спорту и т. Д.). По содержанию И.
Оценивается с точки зрения его обществ, значимости. Всестороннее развитие личности предполагает широту и разносторонность интересов при наличии основного, «стержневого» И.Устойчивые И., закрепляясь, становятся особенностями личности. Неустойчивые И. Носят характер кратковременного, часто меняющегося явления. Степень настойчивости человека в познании определённой области, преодолении трудностей говорят о разл. Силе И. Близко к понятию силы И. Понятие действенности И. Действенными, в отличие от пассивных, наз. Интересы, оказывающие глубокое влияние на жизнь и деятельность человека, побуждающие его к систематич. И целеустремлённым действиям в определённом направлении, активным и инициативным поискам источников удовлетворения И.
Оценка широты или узости И. В конечном счёте определяется его содержательностью и значимостью для личности. Различают также прямые (непосредственные) и косвенные (опосредованные) И. Первые вызываются самим содержанием знаний или деятельности, на к-рые они направлены. Вторые — тем значением, к-рое объект И. Имеет для познания др. Объекта или для выполнения к.-л. Другой интересующей человека деятельности.И. Формируется и развивается в процессе игровой, уч., трудовой, обществ, деятельности человека и зависит от условий его жизни, обучения и воспитания. Поверхностные, случайные и неустойчивые И., вызываемые внеш. Занимательностью объектов, постепенно уступают место более глубоким, устойчивым и действенным И.Особое значение в развитии детей имеет познават.
И. Элементарные проявления неосознанного познават. И. Наблюдаются у детей на первом году жизни, когда они начинают ориентироваться в окружающем мире. Объектами таких И. Являются яркие, красочные, а также подвижные или издающие звуки предметы. Ребёнок непроизвольно обращает на них внимание, испытывает чувство удовлетворения при созерцании их или при манипулировании ими. Обогащение жизненного опыта, общение с окружающими, овладение речью определяют дальнейшее формирование и развитие познават. И. Ребёнка сначала в элементарных, затем во всё более усложняющихся формах. Примерно с 2 лет дети начинают задавать взрослым огромное кол-во вопросов по поводу предметов и явлений окружающего мира (возраст 3—5 лет так и называется.
«возраст почемучки»). В развитии познават. И. У детей дошк. Возраста особая роль принадлежит книгам, радио и телевидению. Примерно с 3 лет начинает проявляться, а вскоре и доминировать И. К игре.С поступлением в школу И. Ребёнка постепенно переключаются с игровой деятельности на учение (И. К нему может проявиться уже в дошк. Возрасте). Первоначально И. Возникает ко всем видам уч. Работы, в дальнейшем он начинает дифференцироваться. Уже в младшем шк. Возрасте И. К процессу деятельности начинает сменяться И. К её содержанию. И. К фактам — И. К первонач. Обобщениям, причинам, закономерностям (от описания к объяснению). Повышается И. К творческой стороне работы. Меняется зависимость И. От успеха в том или ином виде деятельности. И. Направляются на преодоление трудностей.
И. Подростков отличаются большей устойчивостью, активностью, действенностью. Расширяется область И.В ср. Шк. Возрасте углубляются собственно познават. И. У подростка они очень избирательны. Он может отдавать явное предпочтение одним уч. Предметам и проявлять безразличие к другим. Часто познават. И. Выходят за пределы шк. Программ. Для подростков и старших школьников, особенно для мальчиков, характерен И. К технике, связанный с конструированием и моделированием. В этом возрасте формируется и укрепляется осознанный И. К спорту, худож. Лит-ре, кино. Заметное развитие в подростковом и особенно юношеском возрасте приобретают обществ.-полит. И., что связано с расширением кругозора учащихся, участием их в обществ, жизни школы. Старшие школьники начинают глубоко и систематично интересоваться определёнными областями науч.
Знания.Проявляется И. К мировоззренч. Вопросам, проблемам морали. И. К труду развивается тогда, когда ученик видит и осознаёт, что результат его труда имеет обществ, ценность, когда труд является инициативным и творческим, посильным, требует от них самодеятельности и самоорганизации. В связи с перспективой жизненно-трудового самоопределения (часто на основе уч. И.) у школьников развивается И. К профессиям.Перед школой стоит задача на основе уже имеющихся у учащихся И. Пробуждать, формировать и развивать новые социально ценные И., а также И., наиб, соответствующие индивидуальным особенностям, возможностям и способностям учащихся. Огромную роль в пробуждении и развитии И. К учению, знаниям играют личность учителя, качество преподавания (в частности, эмоциональная яркость и живость).
Один из осн. Путей воспитания положит., устойчивых и действенных познават. И.— понимание учащимися значения изучаемого материала. Ученик на опыте должен убедиться в неразрывной связи приобретаемых знаний с практикой, •«прочувствовать» их жизненную значимость. Др. Путь — включение школьников в активную творческую деятельность путём подбора посильных, интересных, достаточно разнообразных, новых по содержанию или форме заданий, побуждающих к самостоят., активному размышлению. Важно, чтобы познание было связано с положит, эмоциональными переживаниями, с радостью (это вызывается осознанием своих успехов, достижений, преодолением трудностей, поощрениями). Иногда большая активность, любознательность школьника (особенно подростка), его стремление к знаниям могут привести к неустойчивости и разбросанности И., поэтому наличие многих И., их частая смена нежелательны.
Необходимо сдерживать и перестраивать поверхностное любопытство ребёнка. При многообразии И. Необходимо выделять и воспитывать основной, стержневой И., стремясь к тому, чтобы устойчивый, положит. И. Не становился помехой учению.Лит. Ананьев Б. Г., Познават. Потребности и интересы, «УЗ ЛГУ. Сер. Филос. Наук», 1959, № 265, в. 16. Способности и интересы, М., 1962. Крутецкий В. А., Л у к и н Н. С., Психология подростка, М., 19652. Соловейчик С. Л., От интересов к способностям, М., 1968. Формирование познават. Интересов школьников, Л., 1968. Волостникова А. Г., Познават. Интересы и их роль в формировании личности, Свердловск, 1971. Щукина Г. И., Проблема познават. Интереса в педагогике, М., 1971. Прядехо А. П., Формирование тех. Интереса и развитие творчества школьников, ч.
1, Смоленск, 1976. Пед. Проблемы формирования познават. Интересов учащихся, в. 1—3, 5, Л., 1975—79. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении, под ред. Г. И. Шукиной, М., 1984. Бондаре в-ский В. Б., Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию, М., 1985. Формирование интереса к учению у школьников, под ред. А. К. Марковой, М., 1986. В. А. Крутецкий..
Дополнительный поиск Интерес
На нашем сайте Вы найдете значение "Интерес" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Интерес, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 7 символа