Испания
(Espana), гос-во на Ю.-З. Европы, на Пиренейском п-ове, включает Канарские и Балеарские о-ва. Пл. Ок. 504,8 тыс. Км2. Нас. 39,1 млн. Чел. (1989). Офиц. Яз.— испанский. Столица — Мадрид.На терр. И. До 6 в. Действовали школы рим. Образца (см. Античность), вытесненные после распространения христиан-Исократ, ства сетью монастырских и епископских школ. В период араб, владычества (с 8 в.) И. Испытывала влияние мусульм. Культуры. Создавались б-ки, высш. Уч. Заведения. Школа в Вике (Каталония) уже в 11 в. Стала местом паломничества иностр. Студентов. В Гренаде был основан королевский коллеж, в к-ром изучались право, теология, медицина. В мусульм. Школах, наряду с изучением Корана, особое внимание уделялось поэтике, риторике и грамматике. По мере освобождения И.
От араб, господства (11—15 вв.) возникали центры европ. Образования. В городах создавались коллежи (низшие и высшие), в к-рых обучали в основном исп. Языку и лит-ре. Открылись ун-ты в Саламанке (1219), Вальядолиде (1346), Барселоне (1430), Севилье (1502), Мадриде (1508), Гранаде (1531) и др. В 1-й пол. 17 в. Насчитывалось 32 ун-та. С кон. 16 в. Развитие образования оказалось под сильным влиянием Ордена иезуитов. Наряду с коллегиями и др. Иезуитскими уч. Заведениями школы создавались пиаристами, «Братьями христ. Школ», жен. Монашескими и др. Религ. Орденами. Начиная с 16 в. В связи с ростом городов возникли школы для бедных.Развитие капитализма вызвало в сер. 19 в. Появление ремесл., торговых и с.-х. Школ. С 1838 открывались дошк. Учреждения.
В 19 в. Приняты законы. О нач. Образовании (1825), об обязательном обучении детей 6—12 лет (1857), о всеобщем бесплатном нач. Образовании (1868). Однако эти законы, как и многие последующие, не соблюдались. Сильное влияние на образование оказывала ка-толич. Церковь.В первый период Исп. Революции и существования республики (провозглашена в 1931)было открыто ок. 7 тыс. Нач. Школ и дошк. Учреждений. Расширялась роль гос-ва в нар. Образовании, учителя были объявлены гос. Чиновниками. В очередной раз было введено бесплатное нач. Обучение. Но прогрессивные мероприятия проводились недостаточно последовательно, св. 50% нас. Оставалось неграмотным. Только 50% детей соответств. Возраста посещало школу.В 1936—39 в р-нах, контролировавшихся респ. Пр-вом Нар.
Фронта, была развёрнута широкая кампания по ликвидации неграмотности среди бойцов респ. Армии и гражд. Населения. Пр-во отменило плату за обучение в ср. Школе, начало шк. Стр-во.После установления в И. Франкистской диктатуры (1939) образование и воспитание молодёжи приобрели клерикальный характер. Более 2/3 ср. Школ оказалось в руках духовенства. На всех ступенях образования религия была обязательна.В сер. 70-х гг., после смерти диктатора Франко, в стране начался процесс демократизации системы образования. Конституция 1978 декларировала право всех граждан на образование, обязательное 10-летнее обучение детей от 6 до 16 лет. Однако в 1979 лишь 62% детей соответствующего возраста было охвачено школой. Закон 1981 ввёл новое разделение осн.
Школы на 3 ступени.Современная система образования включает дошк. Учреждения для детей от 2 до 5 лет, основную (неполную среднюю) школу (1—8-й кл.) для детей с 6 лет, полную ср. Школу (срок обучения 4 года), проф.-тех. Школы, вузы.Управление системой учебных заведений осуществляет Мин-во образования и науки, к-рое в основном определяет общее содержание шк. Обучения и воспитания, руководит пед. Исследованиями. После предоставления в нач. 80-х гг. Автономии Каталонии, Стране Басков и Галисии в них созданы свои Мин-ва образования, к-рые руководят школами. Расходы на образование составили в 1985 3,3% ВНП.Дошкольное воспитание. Дети 2—3 лет посещают ясли, дети 4—5 лет — дет. Сады. В 1983 в дошк. Учреждениях было св. 1171 тыс.
Детей (ясли посещало ок. 10% детей). Ок. Половины дошк. Учреждений частные.Общее образование даёт 8-летняя основная (неполная ср.) школа, к-рая имеет 3 ступени. Начальная (1—2-й кл.), средняя (3—5-й кл.), старшая (6—8-й кл.). Программа 1-й ступени включает чтение, письмо, арифметику;2-й и 3-й — исп. И иностр. Языки (родной язык — в отд. Провинциях), математику и естеств.-науч. Предметы, а также историю и географию, религ., эстетич., трудовое и физич. Воспитание. В 1987/88 уч. Г. Было ок. 172 тыс. Неполных ср. Школ, в них св. 5,6 млн. Уч-ся. Полное ср. Образование дают 3-летние ср. Школы и спец. Одногодичный курс, окончание к-рого даёт право поступления в ун-т. Программа ср. Школы включает обязат. Предметы (исп. Язык и лит-ра, иностр. Яз., введение в лат.
Яз.) и (по выбору) спец. Предметы (география и история, философия, основы конституции, математика, общее естествознание, физика, химия, рисование, музыка, физкультура, религия или этика и мораль). В 1987/88 уч. Г. В полной ср. Школе обучалось 1,1 млн. Уч-ся. Программу предуниверситетских курсов определяют ун-ты.Профессиональное образование осуществляется на базе неполной ср. Школы на неск. Уровнях. 3-летние проф.-тех. Школы и проф.-тех. Отделения полных ср. Школ готовят рабочих для произ-ва. Работающие на их базе3—4-летние проф.-тех. И коммерч. Школы готовят специалистов ср. Звена и дают право поступления на 2-ю ступень ун-та или в высш. Техн. Школу. В 1987/88 уч. Г. В проф.-тех. Уч. Заведениях было 1220 тыс. Уч-ся.В совр. Систему высшего образования входят ун-ты (35 — в 1989), политехн.
Ун-ты, высш. Техн. Школы и др. Их деятельность координируется (с 1983) Советом ун-тов. Программы рассчитаны на 3 цикла. 1-й (3-летний курс по фундамент, наукам), по окончании его выдаётся диплом специалиста ср. Звена, предоставляющий право продолжить образование. 2-й (2-летний) даёт проф. Диплом. 3-й цикл (2-летний) — докторантура, готовит специалистов высш. Квалификации и науч. Сотрудников. В 1988 в вузах обучалось св. 954 тыс. Студентов.Крупнейшие ун-ты (1990). В Мадриде (осн. В 1508. Св. 134 тыс. Студентов, 17 ф-тов), Барселоне (1450. 16 ф-тов, св. 80,5 тыс. Студентов), Севилье (1502. 15 ф-тов, 46,6 тыс. Студентов), Валенсии (1510. 11 ф-тов, св. 55,3 тыс. Студентов), Гранаде (1526. 15 ф-тов, 51 тыс. Студентов).Образование взрослых осуществляется в вечерних, сменных и заочных школах в больших городах.
Согласно закону 1948, предприятия, отдалённые от школ, должны обеспечить обязат. Образование своих рабочих и служащих. В 1963 был создан Нац. Центр для заочного ср. Образования с помощью радио и телевидения.Педагогическое образование оформилось в кон. 18 в. В 19 в. Открылись нормальные школы, в к-рых до сих пор осуществляется подготовка воспитательниц дошк. Учреждений и учителей нач. Школ (в течение 2—3 лет на базе осн. Школы). Учителей ср. Школ готовят ун-ты. В 1988 было 133,8 тыс. Учителей нач. Школ (включая нач. Классы), св. 162 тыс. Учителей ср. Школ, св. 58,1 тыс. Преподавателей проф.-тех. Учебных заведений.Педагогическая наука. В 6 в. Исидор Севильский изложил в своих трудах систему «семи свободных искусств». В эпоху араб, господства мусульм.
Школы И. Практиковали оригинальные методы обучения, в частности, чтению и письму учили одновременно. Первым законодателем в области образования стал король Кастилии и Леона Альфонс X Мудрый (1221—84), к-рый в своде законов «Семь книг» дал определение обучения, разделил его на общее и частное, установил принципы организации уч. Заведений и обязанности учителей. Крупнейший философ и логик средневековья Раймунд луллий в соч. «Детское искусство» обосновал необходимость преподавания в школах на родном языке. В эпоху Возрождения пед. Идеи развивал гуманист X. Л. Вивес и врач-философ Хуан Уарте, трактат к-рого «Исследование способностей к наукам» (1575) ставил в пед. Плане проблему индивидуальных различий, предвосхищая нек-рые идеи дифференциальной психологии и теории профориентации.
С кон. 16 в. В И. Распространилась иезуитская педагогика (см. Иезуитское воспитание).Во 2-й пол. 18 в. С критикой традиций догматизма и схоластики, пропагандой идей франц. Просвещения выступил философ Г. М. Ховельянос. Преодоление культурной отсталости он связывал с постепенным преобразованием экон. И полит, устройства страны, в шк. Практике центр, роль отводил естеств.-науч. Дисциплинам и утверждению активных методов обучения (трактат «О воспитании...»). Просветитель П. Р. Кампоманес в работе «О нар. Образовании ремесленников» (1775) видел единственно эффективный путь развития отеч. Образования в получении «реальных практических» знаний.В 1803 в Таррагоне X. Воитель открыл первую школу, основанную на методах обучения Песталоцци. В 1806 в Мадриде по приказу короля была учреждена нач.
«школа Песталоцци», в к-рой воспитывались преим. Дети из аристократич. Семей. В 1807 по инициативе Ф. Амороса открылся «Песталоцциевский ин-т», гл. Внимание в к-ром уделялось физич. Развитию детей. Основоположником дошк. Педагогики и организатором первых дошк. Учреждений стал П. Монтесино, развивавший учение Герберта о решающей значимости первых впечатлений для последующего развития ребёнка. В 1830-х гг. В И. Распространяется Белл-Ланкастер-ская система взаимного обучения.Особую роль в истории нац. Культуры сыграл кружок философа и педагога X. Санса дель Рио, осн. В 1855. Распространение активных методов обучения, дружеского сотрудничества учителя и его подопечного связывалось участниками кружка с развитием личной инициативы, свободы мысли, духовным преображением совр.
Общества. В 1876 ученики и последователи Санса дель Рио во главе с Ф. Хинером де лос Риос основали Свободный ин-т воспитания (Institute Libre de Ensenanza), ставший базовой экспериментальной школой в духе свободного воспитания. В 1907 Хинер де лос Риос, Б. Коссио и др. Сотрудники ин-та составили" проект демокр. Реформ нац. Системы образования, ориентированный на создание благоприятных условий для становления индивидуальности ребёнка. Идеи данной программы частично были осуществлены в ходе шк. Реформ нач. 20-х гг. Б. Коссио и повлияли на науч.-практич. Деятельность Института каталонских исследований, продолжившего традиции Свободного института.В кон. 19 — нач. 20 вв. Широкое развитие получили частные школы, представлявшие разл.
Направления совр. Пед. Мысли. Сторонником разностороннего развития личности, игровых методов обучения, проведения уроков «на свежем воздухе» в непосредственном общении ребёнка с природой стал католич. Священник А. Манхон, организовавший в 1895—1905 ряд бесплатных школ Ave Maria. Педагог А. Гали в своей «новой школе» разрабатывал методы, позволявшие направлять и объективно оценивать достижения учащихся. За уважение к своеобразию нравств. Мира ребёнка, поощрение его самостоятельности и самодеятельности, за совместное обучение детей разных сословий выступал педагог Ф. Феррер Гуардиа.Дальнейшее углубление и развитие пед. Мысль И. С её обострённым вниманием к проблемам индивидуального получила в филос. Концепциях 20 в. По убеждению М.
Де Унамуно, утвердившаяся форма-лизов. «дедуктивная педагогика», основанная на общих представлениях и навязывающая детям стереотипы поведения и мышления, наносит огромный нравств. Вред. Подлинное воспитание возможно только в «пед. Эросе» — ес-теств. Любви к личности ребёнка. Сходные идеи обосновывал в своих работах философ X. Ортега-и-Гасет. Экспансии «массового сознания», превращающей личность в усреднённую и обезличенную величину, он противопоставлял воспитание и сохранение «духовных начал» (доступных лишь немногим) путём овладения подлинными ценностями культуры.Совр. Педагогика И., уделяя большое внимание новейшим эксперим. Методам, продолжает развиваться большей частью в рамках пед. Доктрины католицизма. Крупнейшим представителем эксперим.
Педагогики является В. Г. Ос, занимающийся также вопросами теории воспитания, дидактики, теории и практики нач. Обучения. Среди теоретиков воспитания выделяется философ X. Сарагуэта, разработавший психогенетич. Теорию индивидуальной воли.Лит. Лукьянова Л. И., Высш. Школа и студенчество в условиях бурж.-демокр. Преобразований в Испании, в кн. Проблемы исп. Истории, М., 1984. La educacion en Es-pana, Madrid, 1981. Espana. Desarrollo de la educacion en 1979—1981, Ginebra, 1981. His-toria de la educacion en Espana, t. 1—3, Madrid, 1982-852. Luque Alcaide E., La educacion en nueva Espana en el siglo XVIII, Sevilla, 1970. R u i z Berrio J., Politica escolar de Espana en el siglo XIX (1808-1833), Madrid, [1970l. С a s t i l l e j o J., Guerra de ideas en Espana.
Filosofia, politica у educacion, Madrid, 1976. X i-rau J., Manuel B., Cossio у la educacion en Espana, Barcelona, 1969. T u n o n de Lara M., Medio siglo de cultura espanola, Madrid, 1973'. Jimenez-Landi A., La Institution libre de ensenanza, Madrid, 1973. Guerrero Salom E., Quin-tana de Una D., Seage J., Una pedagogia de la libertad, Madrid, 1977. D i e z Hochleitner R., Tena Arti-gas J., Garcia Cuerpo M., Educati-on et travail dans la reforme educative espag-nol, P., 1984. H. M. Воскресенская..
Дополнительный поиск Испания
На нашем сайте Вы найдете значение "Испания" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Испания, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 7 символа