Испания

129

        (Espaсa), Испанское государство. Государство в Западной Европе, на Пиренейском полуострове. Многообразие и сложность художественной культуры Испании обусловлены различиями исторических судеб отдельных её областей и этнического состава населения, наслоениями культурных традиций финикийцев (см. Финикия), кельтов, древних греков и римлян, германцев древних, арабов (или мавров), завоевавших в VIII в. Большую часть территории Испании. Древнейшие памятники искусства на территории Испании относятся к эпохе палеолита. Наскальные полихромные росписи и рисунки в пещерах Кантабрии (в т. Ч. Знаменитая Альтамира с необыкновенно жизненными, выразительными и совершенными по исполнению изображениями животных). К неолиту восходят схематические наскальные изображения охот и военных сцен (в пещерах восточной Испании) и лепная керамика с процарапанным примитивным ленточным орнаментом.

Гончарное искусство достигло расцвета в эпохи энеолита (культура колоколовидных кубков) и бронзы. К эпохе бронзы относятся поселения с земляными крепостными сооружениями, облицованные каменными плитами подземные гробницы с дромосами, прямоугольные в плане каменные жилища, наскальные рисунки. В первой половине 1-го тысячелетия до н. Э. В южной и восточной Испании определяющим было влияние финикийского (пунического) и древнегреческого искусства. Около VIII в. До н. Э. Возникла культура иберов. Сменившее власть Карфагена (утвердился в Испании в IV-III вв. До н. Э.) владычество Рима Древнего привело к глубокой романизации местной культуры в первых веках н. Э. (руины римских театров, храмов, арок, акведуков, мостов в Мериде, Таррагоне, Сеговии и других городах).

Наиболее ранние памятники средневекового искусства принадлежат художественной культуре вестготов. Тяжёлые по формам церкви с пышным резным декором в интерьере (Сан-Хуан в Баньосе, 661. Санта-Комба де Банде близ Оренсе, VII в.), а также украшения "полихромного стиля" с яркой эмалью и цветными камнями ("вотивная корона" короля Рецесвинга, VII в., ныне в Музее Клюни, Париж). Во второй половине VIII - начале XI вв. В завоёванной арабами Андалусии развилось искусство, в котором своеобразно сочетались художественная культура Омейядского халифата (см. Сирия) и вестготские традиции (Большая мечеть в Кордове). В конце XI-XV вв. В южной Испании сложилось т. Н. Испано-мавританское искусство (см. Мавританское искусство) с центрами в Валенсии, Гранаде, Севилье и других городах.

Его особенности наиболее полно выразились в ансамбле Альгамбры и в изделиях из майолики с росписью люстром (XIII-XV вв.), а также послужили основой формирования стиля "мудехар".        Сложение собственно испанской художественной культуры протекало в условиях Реконкисты - длительного периода отвоевания народами Пиренейского полуострова территории, захваченной арабами. По мере её продвижения к югу различные по своим истокам местные художественные традиции вступали во взаимодействие с культурными влияниями Франции и Италии. Особый отпечаток на искусство Испании наложили аскетизм и фанатическое благочестие, утверждавшиеся в ходе длительной национально-освободительной борьбы, которая велась под знаменем католической церкви.

В то же время тяга к яркости и изощрённому богатству форм, шедшая от мавританской цивилизации, стала традицией в южных областях Испании и проникала на север с притоком туда беженцев-христиан (мосарабов). Причудливое переплетение противоречивых тенденций породило стилистическую пестроту и яркое своеобразие средневекового искусства Испании. Облик городов, выраставших из опорных крепостей Реконкисты, ремесленных посёлков при монастырях или торговых колоний у пересечения дорог, а также из древнеримских или мавританских селений, определялся природными условиями и планировкой старого градообразующего ядра. Общими для этих городов были неупорядоченность плотной застройки, кольца городских стен с воротами, от которых узкие извилистые улицы вели к площади с ратушей и храмом.

Города Андалусии с её устойчивым "мавританским" колоритом не имели и такого центра. Тип мавританского жилого дома с внутренним двориком (патио) и галереями, плоской глин, или несколько покатой черепичной крышей, с интерьерами, отделанными полихромными керамическими плитками (асулехо), получил в средние века распространение почти во всей Испании, видоизменяясь в зависимости от местных климатических условий. Бытовых традиций и наличного материала. Лишь каменные дома Каталонии близки жилищам Прованса и Бургундии, а у басков и поныне бытуют каменные башнеобразные жилища или фахверковые (см. Фахверк) с каменным заполнением невысокие дома (касерио) с асимметричной двускатной крышей. Создатели каменных крепостей и замков Испании использовали строительный опыт Франции и крестоносцев.

Со второй половины XV в. Замки превращались в парадные резиденции, их композиция и внутреннее убранство становились богаче и живописнее (замок Ла Кока близ Сеговии, XV в.). В церковном зодчестве северной Испании ещё в VIII-IX вв. Сохранялись вестготские традиции (небольшие каменные церкви в т. Н. Астурийском стиле близ г. Овьедо, украшенные внутри резьбой и росписью, - Сан-Хуан де лос Прадос (около 830), Сан-Мигель де иньо (около 848)). Но уже в X-XII вв. Мосарабы приносят с собой элементы кирпичной архитектуры. Выносные карнизы, консоли, дольчатые купола (церковь Сантьяго де Пеньяльба близ Леона, около 920). В рано отвоёванной у мавров Каталонии, тяготевшей к культуре Италии и южной Франции, в начале XI в. Возводились трехнефные церкви-крепости (Санта-Мария в Риполе, 1020-32), близкие церквам романского стиля.

Их строгие объёмы связаны воедино ломбардским по происхождению декором (глухие арки, аркатурные фризы). К французскому (клюнийскому, см. Клюни) образу восходило крупнейшее сооружение этой эпохи - церковь в Сантьяго-де-Компостела (около 1080 - 1211). Богатый, композиционно ясный скульптурный декор её "Портика славы" (1168-88) предвосхищает склонность к пышному декор, убранству, типичную для испанской средневековой архитектуры. Но одновременно складывались и местные особенности романской архитектуры. Простота форм и тяжесть конструкции, отсутствие в храме хора, контрастное сопоставление богато членённых западных фасадов с обширными гладкими плоскостями стен (соборы в Саламанке, Саморе, 1154-74). Характерно также применение 4- и 8-частных сводов на нервюрах, а также монумент, куполов на парусах ("симборио") над средокрестием.

Скульптура этого времени (каменная и деревянная) отличалась богатством пластические языка и многообразием композиционных решений. Разделённые на ярусы изображения покрывали обширные плоскости стены (статуи и рельефы церкви Санта-Мария в Риполе, середина XII в.). В росписях преобладали наивная достоверность и наглядность рассказа (стенопись XII в. В церкви Сан-Клементе де Тауль в Каталонии), которые присутствуют также в алтарных образах и книжной миниатюре X-XII вв.        Архитектуре готики в Испании было свойственно стилистическое многообразие форм. Соборы в Бургосе, Толедо и Леоне (начаты в первой половине XIII в.), несколько приземистые по пропорциям, близки готическим храмам Франции. Самобытны церкви Каталонии (часто однонефные или с очень широким средним нефом), в которых стройные опоры легко несут поднятый на большую высоту огромный свод (собор в Жероне, 1325-1607, ширина нефа 24 м).

Во внешнем облике церквей здесь преобладают почти лишённые декора крупные, нерасчленённые объёмы. В Каталонии был создан и лучший образец гражданской готической архитектуры Испании - биржа ("лонха") в Пальме (1426-51), с восьмигранными угловыми башнями, служившая прообразом для многочисленных построек. В других районах Испании архитектура стиля "мудехар" соперничала и скрещивалась с готикой. Применяемые арабами узорная кладка из кирпича, декор из алебастра, стука и изразцов создавали своеобразный декор, эффект (собор в Сарагосе, 1119-1550). В Арагоне были распространены в изобилии украшенные кирпичным геометрическим узором колокольни-минареты. Обширные позднеготические соборы в Севилье, Саламанке (1513-1733) и Сеговии (1522-1626) сдержанны по декор, убранству.

Художники Каталонии, Валенсии, Арагона создавали пышные живописно-скульптурные алтари - ретабло. Интерес к деталям быта, живая непосредственность поз и лиц присущи росписям капеллы Сан-Мигель в монастыре Педральбес в Барселоне (1346, мастер Ф. Басса, основатель каталонской школы живописи), полихромным фигурам ретабло, скульптурным изображениям на гробницах и миниатюрам этого времени. Завершение Реконкисты к концу XV в., объединение испанских земель, открытие Америки и приток золота в Испанию стимулировали бурную строительную деятельность, рост городов, оживление общественной жизни. Но Испания не испытала мощного расцвета культуры Возрождения, так как экономический подъём страны совпал с утверждением в ней феодально-клерикального режима.

Традиционная склонность к пышной декоративности породила своеобразную испанской разновидность архитектуры Ренессанса - стиль платереско. Для построек этого стиля характерно наложение на главные фасады и порталы, лоджии, колонны и арки патио жилых построек обильного, декоративно изощрённого и богатого по мотивам скульптурного декора (включающего архитектурные элементы, фигурную пластику, причудливую орнаментику, каллиграфии, и геральдические мотивы). Поверхность стены пластически обогащалась также фигурными квадрами. Под лучами яркого солнца Испании эти ажурные резные орнаментальные композиции, противопоставленные гладким частям стен, создавали живописную игру светотени (коллегия Санта-Крус в Вальядолиде, 1487-91.

Дворец Каса де лос Пикос в Сеговии, XVI в.). В XVI в., по мере роста великодержавных устремлений испанских монархов, в светской архитектуре утвердился официално-холодный и монументально- отвлеченный стиль "десорнаментадо" (неукрашенный), называемый также эрререско по имени архиектора Х. Б. Де Эрреры, строившего резиденцию Филиппа II - Эскориал. Изобразительное искусство Испании, испытавшее в XV в. Значительное воздействие нидерландского и итальянского искусства, всё же шло своим путём, сохраняя вплоть до XVI в. Отдельные средневековые черты. Суровый драматизм и внутренняя напряжённость образов в картинах Б. Вермехо, X. Уге, П. Берругете, Ф. Гальегоса, А. Фернандеса сочетаются с условностью пространств, построения, золотыми фонами и обильной орнаментикой тканей.

В XVI в. Э. Яньес де Альмедина, X. Де Хуанес, Л. Варгае подражают приёмам итальянской живописи. Л. Моралес создаёт произведения, проникнутые спиритуализмом. Необыкновенной экзальтации в передаче душевного смятения человека, свободы и экспрессии живописного языка достигает Эль Греко. Пластика, развивавшаяся в конце XV - начале XVI вв. В общем русле с архитектурой платереско (X. Де Силоэ, Д. Формент, Ф. Бигерни), постепенно усваивает язык ренессансной скульптуры. В XVI в. Наряду с усилением драматизма образов в ней появляются черты маньеризма (Д. Де Силоэ, А. Берругете). В живописи получает развитие изысканно- декоративный парадный портрет (А. Санчес Коэльо и X. Пантоха де ла Крус), отличающийся остротой передачи характерных черт модели.        В XVII в.

В Испании развивается барокко. Храмы, а затем и светские сооружения получают сходное с платереско пышное декоративное убранство. Испанское барокко, названное чурригереско (по имени семьи архитекторов Чурригера), уже к началу XVIII в. Приобрело характер общенационального стиля. В XVIII в. Декоративным тенденциям в архитектуре противостояло дворцовое строительство пришедших к власти Бурбонов. Организованная в 1744 Академия художеств в Мадриде стала проводником академии, классицизма (архитекторы В. Родригес, X. Де Вильянуэва).        Первая половина XVII в. - время расцвета испанской живописи, окрепшей в борьбе с тенденциями итальянизма. Местные, национальные традиции были развиты в произв. Х. Риберы и Ф. Сурбарана, отмеченных суровым реализмом и драматической напряжённостью, стремлением утвердить духовную значительность простых, обыденных мотивов.

Своё наиболее яркое воплощение они нашли в живописи Д. Веласкеса. Зоркость и объективность глубокого психолога, живая непосредственность художественного видения сочетаются в его творчестве с широким охватом жизненных явлений со свойственным им скрытым драматизмом и острыми противоречиями. Исключительная сложность и богатство живописного строя его картин открывали новые пути развития европейского искусства. В традициях народной полихромной пластики работали скульпторы Г. Фернандес, X. Мартинес Монтаньес, А. Кано, П. Де Мена. Со второй половины XVII в. Развивается, с одной стороны, изощрённое придворное направление (К. Коэльо), с другой стороны, продолжаются реалистические традиции первой половины века (Б. Э. Мурильо, А.

Пуга, А. Переда). Значит, этапом развития не только испанского, но и европейского искусства рубежа XVIII-XIX вв. Явилось творчество Ф. Гойи, прочно связанного с освободительной борьбой испанского народа и впервые в мировом искусстве вставшего на путь бескомпромиссного обнажения уродливых сторон действительности во имя утверждения гуманистических демократических идеалов. Оно явилось предвестником идей романтизма в европейском искусстве.        В XIX в. В живописи Испании преобладали салонно-академические тенденции, связанные с исторической и фольклорной тематикой (М. Фортуни и др.). Творческий застой господствовал и в развитии архитектуры вплоть до конца 1920-х гг. Со стилем "модерн" было связано глубоко самобытное творчество архитектора А.

Гауди. Градостроительные идеи XX в. Предвосхищал проект "линейного города" (1892) архитектора А. Сорио-и-Мата. Однако в городском строительстве господствовали эклектизм и исторические стили. С образованием Испанской республики (1931) началась градостроительная деятельность группы архитекторов и техников - ГАТЕПАК (Группа испанских архитекторов и инженеров для содействия прогрессу современной архитектуры. Возникла в 1928), исходившая из принципов функционализма. После установления в Испании фашистской диктатуры (1939) новаторские художественные поиски были прекращены, ведущие архитекторы эмигрировали (X. Л. Серт, Ф. Кандела и др.). Лишь с 50-х гг. Наблюдаются некоторые прогрессивные сдвиги, сооружаются отдельные рабочие посёлки (Валенсия), возобновилась реконструкция Мадрида.

В строительстве наряду с функционализмом применяются принципы органической архитектуры (детский дом отдыха Мирафлорес де ла Сьерра близ Мадрида, 1959, архитекторы X. А. Корралес, А. Де ла Сота и др.) и брутализма (жилой дом в Сиджесе, 1969). Однако проблемы широкой реконструкции городов и их жилого фонда остались нерешёнными и в начале 80-х гг.        Изобразительное искусство конца XIX - начала XX вв. Отмечено влиянием импрессионизма и стиля "модерн". Ряд художников (И. Сулоага и др.) стремится к правдивому изображению национальной жизни, но впадает при этом в некоторую театрализованность. Воздействие А. Майоля сказывается в творчестве скульптора X. Клары. Черты кубизма присущи народным образам Маноло, экспрессионизма - X.

Соланы. В русле парижской школы работают сюрреалисты С. Дали и Ж. Миро. С искусством Франции было тесно связано творчество П. Пикассо. В произведениях художников реалистического направления (скульпторы X. Антонио, В. Мачо, Э. Барраль, живописцы X. Лопес Мескита, М. Бенедито Вивес, Р. Касас) затрагивались актуальные темы современности. В годы Народного фронта и войны с франкистами ведущей областью искусства стала графика (плакат, карикатура, народный лубок). В условиях фашистского террора искусство стало средством утверждения творческой личности для многих прогрессивных художников. Особенно ярко это проявилось после второй мировой войны 1939-45, когда наряду с подпольным искусством (главным образом графика), непосредственно участвующим в антифранкистском движении (рисунки А.

Ибарролы и др.), получила широкое развитие пейзажная живопись (Б. Паленсия, Г. Ортега Муньес, Ф. Сан-Хосе, А. Дельгадо и др.), воспевающая величие природы родной страны, красоту её трудовых людей. В 50-х - начале 80-х гг. Распространились также многочисленные модернистские направления..

Значения в других словарях
Исмаила Самани мавзолей

        в Бухаре, памятник средневековой архитектуры Средней Азии. Усыпальница Саманидов. Построен в конце IX - начале X вв. Отличается совершенной гармонией архитектурной формы (однокамерный, квадратный в плане, центрально-купольный) и декора (узорная кирпичная кладка на фасадах и в интерьерах).. ..

Исокефалия

См. Изокефалия. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Исраэлс

        (Israels), семья нидерландских живописцев. Йосеф Исраэлс (1824-1911). Учился в АХ в Амстердаме и Париже (1845) у О. Берне и П. Делароша. Испытал влияние барбизонской школы и Ж. Ф. Милле. С 1871 жил в Гааге. Глава гаагской школы художников-реалистов. Драматичные по образному строю картины Исраэлса, посвященные жизни рыбаков и крестьян, проникнуты тёплым сочувствием простым людям ("Одна на свете", 1876, Государственный музей, Амстердам). Сумрачный тональный колорит и светотеневые контрасты..

Исраэлян Рафаэл Сергеевич

        (Саркисович) (р. 1908), советский архитектор. Народный архитектор СССР (1970). Учился в ленингр. АХ (1929- 34). С 1936 работает в Ереване. Преподаёт в политехническом институте (с 1940). Произведения Исраэляна (мемориальный комплекс, посвященный битве под Сардарапатом в 1918, Октемберянский район Армянской ССР, 1968) отличаются чёткостью форм, соединением современной конструкции с традиционными национальными элементами. Создал новый тип мемориальных сооружений - небольших памятников-родн..

Дополнительный поиск Испания Испания

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Испания" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Испания, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 7 символа