Киргизия

109

Республика Кыргызстан, гос-во в Азии. Пл. 198,5 тыс. Км2. Нас. 4367 тыс. Чел. (1989). Гос. Яз. — киргизский. Столица — Бишкек (рус. Назв. До 1925 Пишпек, до 1989 — Фрунзе).В 1989 на 1000 чел. В возрасте 15 лет и старше приходилось 842 чел. С высш. И средним (полным и неполным) образованием (в 1979 — 717 чел.). В отраслях экономики было занято 381,3 тыс. Специалистов, в т. Ч. 179,1 тыс. С высшим и 202,2 тыс. Со средним спец. Образованием.Дошкольные учреждения. В 1910—11 работал единств, частный дет. Сад в г. Пишпек. После 1918 началось строительство гос. Системы дошк. Воспитания. В числе первых энтузиастов дошк. Дела в К. Были Ю. Я. Курганова, Л. С. Худайбергенова и др. Был организован дет. Сад в Пржевальске, в 1919 — дет. Площадка на 350 детей в Пишпеке, дет. Сад в г. Ош для детей бедняков.

В качестве типичных дошк. Учреждений утвердились дет. Сады с 8-часовым пребыванием детей и передвижные дошк. Юрты. Открытием дет. Площадок руководили женотделы. В 1927 действовало 7 дет. Садов и 60 дет. Площадок (всего на 960 детей). По мере социально-экон. Развития республики увеличивалось число дошк. Учреждений, совершенствовалась их сеть. Динамику развития сети дошк. Учреждений в 1940—80-х гг. См. В табл.В дет. Садах в 30—70-е гг. Использовались типовые программы воспитания РСФСР и СССР. В сер. 80-х гг. Разработаны первые оригинальные программы для ст. Групп дошк. Учреждений, в к-рых для общения и предшкольного обучения используется кирг. Яз. В 1989 насчитывалось св. 1580 дошк. Учреждений, в к-рых было св. 200 тыс. Воспитанников. Обеспеченность детей постоянными дошк.

Учреждениями составила 31%. Ок. 37% дошк. Учреждений вели воспитат. Работу на кирг. Яз. В дошк. Учреждениях занято св. 12 тыс. Воспитателей, в т. Ч. Ок. 20% с высш. Образованием. Подготовка дошк. Работников ср. Квалификации осуществляется в Джалал-Абадском, Ошском, Пржевальском пед. Уч-щах, Бишкек-ском муз.-пед. Уч-ще. Высш. Квалификации — в Ошском и Кирг. Женском пед. Ин-тах.Общеобразовательная школа. В 1-й трети 19 в., когда К. Входила в состав Кокандского ханства, мусульм. Духовенство в целях распространения ислама создавало мектебы. Во 2-й пол. 19 в. В местах оседлого поселения киргизов возникли медресе.После вхождения К. В состав Российского гос-ва (1863) стали открываться нач. Общеобразоват. Рус. Школы. Первая — в 1874 в Караколе (ныне Прже-вальск). В 1875—79 — двухклассные училища в Пишпеке, Оше, Токмаке и Беловодске.

В 1884 была организована первая рус.-туземная школа в с. Кара-Кунуз (близ Токмака), в 1887 — в Оше, в 1894 — в Караколе и др. Городах. Рус.-туземные школы имели в известной мере прогрессивное значение, знакомили кирг. Молодёжь с рус. Яз. И рус. Культурой. В обучении детей-киргизов в рус.-туземных школах и распространении элементарной грамоты среди населения большую роль сыграли рус. Учителя И. И. Локтионов, А. С. Лобанов, H. H. Ивановский и др. Мн. Представители общественности высказывались за развитие сети рус.-туземных школ и увеличение в них числа учащихся-киргизов. В 1914/15 уч. Г. Было 107 общеобразоват. Школ, в т. Ч. 103 начальные, в них обучалось 7 тыс. Детей, в т. Ч. 574 киргиза (гл. Обр. Дети баев и манапов). На всю К. Была одна муж. Гимназия и три прогимназии, в к-рых среди учащихся не было ни одного киргиза, действовало ок.

200 мек-тебов и медресе. Грамотность населения (по данным переписи 1897) составляла 3,1%. Среди киргизов грамотность па рус. Яз. — 0,6%. Грамотные женщины насчитывались единицами.После установления сов. Власти ЦИК Туркестанской республики (включавшей в тот период К.) утвердил «Положение об организации дела нар. Образования в Туркестанском крае» (17 авг. 1918), опубликовал декларацию о введении всеобщего бесплатного обучения на родном языке и об отделении школы от церкви. Были созданы Совет по нар. Образованию и комиссии по составлению программ и учебников. В 1918—19 стали открываться первые сов. Школы. В 1924 с выходом в свет первой газеты на кирг. Яз. «Эркин-тоо» («Свободные горы») утвердилась нац. Кирг. Письменность, началось создание кирг.

Уч. Лит-ры (см. Раздел Пед. Науки).Накануне нац.-гос. Размежевания в сов. Ср. Азии (1924—25) в Пишпек-ском, Каракольском и Нарынском р-нах (терр. Совр. К.) насчитывалось св. 260 школ, в т. Ч. 210 с обучением на кирг., узб., тадж. Языках. После образования Кирг. АССР (1926) шк. Сеть стала расти быстрыми темпами, хотя большинство школ размещалось в плохо приспособленных зданиях. В 1927/28 уч. Г. Действовало св. 500 школ I ступени, в т. Ч. Св. 300 киргизских. Развернули работу кирг., узб. И др. Школы II ступени. В сел. Местности организовывались школы с программой семилетних (курс рассчитывался на 8 лет обучения), использовавшие опыт рос. ШКМ, а также — для детей кочевого населения — школы с интернатами. В кон. 20-х гг. Во всех ср. Уч. Заведениях был введён как обязат.

Предмет кирг. Язык. После замены араб, алфавита латинизированным (в школах — з 1927/28 уч. Г.), а затем реформы кирг. Письменности на основе рус. Графики (1940) издание учебников на родном языке значительно увеличилось.19 сент. 1930 ЦИК и СНК Кирг. АССР приняли постановление о введении всеобщего нач. Обучения, к-рое было в основном осуществлено в 1936. В Кирг. ССР (с 1936) расширилась сеть общеобразоват. Школ при значит, увеличении доли неполных средних и средних. В кон. 30-х гг. Было ок. 1700 школ (св. 260 тыс. Уч-ся). Применительно к бытовым особенностям местного населения создавались передвижные школы, обслуживавшие детей кочевников, а также спец. Школы для девочек.Одновременно с развитием сети школ велась усиленная работа по ликвидации неграмотности среди взрослого населения.

В 1924/25 уч. Г. Открылось 177 школ для ликвидации неграмотности (5,7 тыс. Уч-ся). В 1925/26 уч. Г. Их стало 246 (9,8 тыс. Уч-ся). К 1928 эти школы окончили 20 тыс. Чел. Особое внимание обращалось на ликвидацию неграмотности женщин. В 1930 было обучено грамоте 15,9 тыс. Женщин, в 1931 — 17,8 тыс., в 1932 — 23,4 тыс. К кон. 30-х гг. Грамотность населения составляла св. 70%.В годы Вел. Отеч. Войны были организованы (в 1943/44 уч. Г.) вечерние школы рабочей и сел. Молодёжи. К 1945 действовало 107 таких школ (4,9 тыс. Уч-ся). К концу войны во всех типах общеобразоват. Школ обучалось 228,3 тыс. Уч-ся, среди к-рых было ок. 50 тыс. Эвакуированных детей. В 1949 введено всеобщее обязат. 7-летнее обучение (к 1958 осуществлено повсеместно). Всеобщее 8-летнее обучение было реализовано к 1963.

В 70—80-х гг. Осуществлялся курс на всеобщее ср. Образование молодёжи. Сведения о шк. Сети в 40—80-х гг. См. В табл.В 1991/92 уч. Г. Насчитывалось 1,7 тыс. Дневных, общеобразовательных школ (св. 1270 средних), в к-рых было св. 940 тыс. Уч-ся. Большинство школ вели обучение на кирг. Яз. (св. 52% уч-ся), св. 180 — на русском (св. 26% уч-ся), св. 110 — на узбекском, 2 — на таджикском. Организовано изучение как родного немецкого (12 школ), дунганского (10 школ. Св. 5 тыс. Уч-ся)языков. В школах изучаются также курдский (5 школ), уйгурский (3 школы), турецкий (4 школы) языки. Св. 47% выпускников дневных ср. Школ продолжают учёбу на дневных отделениях уч. Заведений. Действуют 32 школы-интерната (12 тыс. Чел.). Имеется 6 дет. Домов (св. 500 чел.), 3 школы-интерната для детей, оставшихся без попечения родителей (св.

420 чел.), 27 школ для детей с недостатками умственного и физич. Развития (св. 7,5 тыс. Уч-ся), школа и ПТУ для подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания. В 46 вечерних школах обучалось 14 тыс. Чел. В школах занято 64 тыс. Учителей, в т. Ч. Св. 73,4% с высш. Образованием.Внешк. Воспитат. Работу осуществляли св. 240 учреждений, св. 60 дворцов и домов дет. Творчества, св. 90 станций юных техников и натуралистов, 5 экскур-сионно-туристских станций, 130 ДЮСШ и 71 дет. Муз. Школа.Профессионально-техническое образование. Первые проф.-тех. Уч. Заведения — Пишпекское ремесл. Уч-ще и с.-х. Школа были организованы в 1918. В 1920 созданы курсы подготовки рабочих на каменноугольных рудниках «Кызыл-Кия», в 1923 там же организована школа ФЗУ для подготовки горняков, токарей и механиков.

В последующие годы было создано ещё св. 10 проф.-тех. Уч. Заведений. За годы предвоен, пятилеток они подготовили 30 тыс. Квалифициров. Рабочих. В 1940 созданы уч-ща трудовых резервов. 3 ремесленных и 1 железнодорожное. Действовало также 7 школ ФЗО. В годы войны сеть этих уч. Заведений подготовила св. 13 тыс. Квалифициров. Рабочих. С 1954 стали открываться техн. Уч-ща. В 1958 проф.-тех. Уч. Заведения реорганизованы в гор. И сел. ПТУ. В 1969 стали открываться ср. Проф.-тех. Уч-ща. В последние десятилетия проф.-тех. Образование получило значит, развитие. Расширилось число специальностей. Появились строит., с.-х. И др. ПТУ (всего св. 60 — в 60-х гг.). Возросла подготовка кадров рабочих из числа сел. Девушек (к 1970 — св. 35% всех уч-ся). Динамику развития системы проф.-тех.

Образования в 1940—80-х гг. См. В табл. В нач. 90-х гг. Действовало 118 ПТУ (св. 54 тыс. Уч-ся). Подготовка ведётся по 230 специальностям.Среднее специальное образование. Первые техникумы для подготовки специалистов просвещения и с. Х-ва были открыты в сер. 1920-х гг. В 1927/28 уч. Г. Было 4 ср. Спец. Уч. Заведения (424 уч-ся). В 1930 работали пед. Рабфак и 7 техникумов (3 пед., 2 с.-х., мед. И муз.). К 1941 было 33 техникума. В послевоен. Годы открыты техникумы пищевой пром-сти (Фрунзе, 1945), зооветеринарный (Джалал-Абад, 1947), худож. Уч-ще (Фрунзе, 1948), респ. Культ.-просвет, уч-ще (Фрунзе, 1949). Значит, развитие ср. Спец. Образование получило в последние десятилетия (см. Табл.). В нач. 90-х гг. Действовало 48 ср. Спец. Уч. Заведений (46 тыс. Уч-ся, среди к-рых св.

50% — киргизы. Было занято 3,2 тыс. Преподавателей, в т. Ч. 94% с высш. Образованием).Высшее образование. Первое высш. Уч. Заведение — Кирг. Гос. Пед. Ин-т, открыт в 1932 во Фрунзе. Ранее кадры с высш. Образованием для К. Готовили вузы др. Республик. В 1933 открыт С.-х. Ин-т, в 1939 — Кирг. Гос. Мед. Ин-т, в 1951 пед. Ин-т был преобразован в Кирг. Гос. Ун-т. В 1954 начал подготовку инженеров Фрунзенский поли-техн. Ин-т. Динамику развития высш. Образования в 1940—80-х гг. См. В табл. Крупнейшие вузы. Кирг. Ун-т (св. 13 тыс. Студентов) и Бишкекский политехн. Ин-т (ок. 14 тыс. Студентов). В 1989/90 уч. Г. Насчитывалось 9 вузов (59,3 тыс. Студентов, среди к-рых св. 60% — киргизы). В вузах занято 4,6 тыс. Преподавателей, в т. Ч. Ок. 3% докторов и св. 38% канд. Наук.Педагогическое образование. В дорев.

Период подготовка учителей для светских школ К. Велась в Туркестанской учительской семинарии (с 1879 в Ташкенте). Однако среди выпускников семинарии не было ни одного киргиза. С первых лет сов. Власти началась подготовка нац. Пед. Кадров. В 1919 в Пишпеке были организованы шестимесячные учительские курсы, к-рые окончило 95 чел., преим. Киргизы;«летом 1923 — трёхмесячные курсы (окончило св. 90 киргизов). Аналогичные курсы в Токмаке окончило 60 чел., в т. Ч. 10 женщин — первых кирг. Учительниц. В 1925 в Пишпеке открылся Ин-т нар. Просвещения (с 1928 Центр, пед. Техникум). Были созданы пед. Техникумы в Оше (1925), Джалал-Абаде (1928) и пед. Рабфак во Фрунзе (1927). В этих уч. Заведениях получило подготовку 800 чел. (в т. Ч. 77% киргизов). Кроме пед.

Ин-та, открытого в 1932, начали работать учительские ин-ты во Фрунзе (1935), Оше (1939), Пржевальске (1940). Потребность в пед. Кадрах в годы Вел. Отеч. Войны частично удовлетворялась за счёт подготовки шк. Работников на краткосрочных курсах (ок. 2100 чел.), а также за счёт эвакуированных учителей (ок. 1000 чел.). В 1945 во Фрунзе (сообразно нац. Особенностям республики) было открыто Кирг. Жен. Пед, уч-ще, в 1950- учительский ин-т. Позже учительские ин-ты реорганизованы в пед. Ин-ты. Пржевальский — в 1953, Ошский — в 1951, Кирг. Женский — в 1952, на базе Кирг. Гос. Пед. Ин-та основан ун-т (1951). Филол., механико-матем., физ., хим., ист., биол. И геогр. Ф-ты ун-та готовят выпускников преим. Для работы в школе. В 1989/90 уч. Г. В 7 ср. Пед. Уч-щах (Джа-лал-Абадском, Нарынском, Ошском, Пржевальском пед.

И Бишкекском муз.-пед. И др.) обучалось 7,7 тыс. Уч-ся. В пед. Ин-тах и Кирг. Ин-те физич. Культуры (осн. В 1955) и Пржевальском филиале (с 1988) Кирг. Ун-та по пед. Специальностям обучалось св. 30 тыс. Студентов. Повышение квалификации педагогов осуществляют республиканский (осн. В 1945) и 4 областных ИУУ.Педагогическая наука. Взгляды кирг. Народа на воспитание нашли отражение в фольклоре (эпос «Манас». Малые эпосы «Олджобай и Кишимжан», «Эр Табылды», «Эр Тош-тук», «Кожожаш». Пословицы, поговорки, сказки) и в творчестве нар. Акынов-просветителей (Токтогул Сатылганов, То-голок Молдо и др.). Акыны-просветители не создали цельной пед. Системы, но их мысли о воспитании способствовали формированию демокр. Идеологии в дорев. К. И воспитанию у кирг.

Молодёжи любви к труду и знанию.В 1924 был открыт Академич. Центр, к-рый приступил к разработке науч. Терминологии на кирг. Яз., созданию уч. Пособий для общеобразоват. Школ, появились первые шк. Учебники на кирг. Яз. «Кирг. Азбука» Э. Арабаева (Ташкент, 1924) и «Книга для чтения» К. Таныста-нова (1924). В 1926 Кирг. Гос. Изд-во отпечатало первые 13 учебников на кирг. Яз. (тираж 28 тыс. Экз.). В 1928 выпущен первый букварь для взрослых. В 30-х гг. Подготовлены уч. Пособия для школы II ступени по родному языку и лит-ре. Были переведены на кирг. Яз. Стабильные учебники, созданные в Москве и др. Городах. Науч.-пед. Исследования велись на кафедрах пед. Ин-тов республики. Систематич. И планомерные исследования в области пед. Наук начались с открытием во Фрунзе Кирг.

Н.-и, ин-та педагогики (1951).С нач. 60-х гг. В общем курсе истории СССР в школе выделено изучение истории К. Были созданы соответствующие уч. Пособия И. Н. Шерстюка для 4-го кл. (1968), Б. Г. Джамгерчинова для 7—8-х кл. (1978), А. К. Каниметова и Шерстюка для 9—10-х кл. (1971). В нач. 70-х гг. Для 7—8-х кл. Ср. Школы разработан курс географии К. (авторы учебника M. M. Картавов, С. О. Орозавлиев и др., 1978).После 1985 организация и содержание обучения в школах претерпели существ, изменения. С 1987 курс истории республики получил статус самостоят, уч. Предмета. Составлена новая уч. Программа и подготовлены новые учебники. С нач. 90-х гг. Значит, внимание уделяется региональным компонентам содержания общего образования. Изданы новые уч.-метод. Комплексы для школ, учитывающие местные этнокультурные особенности.

С принятием Закона о гос. Языке введено (в 1989/90 уч. Г.) изучение кирг. Яз., истории К. Во всех ср. И высш. Уч. Заведениях. Упорядочена подготовка специалистов по кирг. Яз. Созданы пособия для его изучения как неродного. Новые уч. Программы предусматривают формирование у учащихся речевого двуязычия, широкое знакомство с культурными достижениями др. Народов. Для школ с рус. Языком обучения разработаны спец. Программы по лит-ре, истории и географии К., в т. Ч. Нач. Курс«Родиноведение». Во всех уч. Заведениях изучается русский — язык межнац. Общения. Принята респ. Программа исследования, преподавания и популяризации истории К., одна из осн. Задач к-рой — обновление и углубление шк. Историч. Образования. К этой работе привлечены педагоги, специалисты АН и вузов К.Педагогическая и детская периодика.

В 1928—59 выходил пед. Журн. «Мугалимдерге жар-дам» («В помощь учителю». Назв. Менялось). В 1972 журнал был возобновлён под назв. «Эл агартуу» («Нар. Образование»). Приложением к нему является метод, журн. «Рус. Язык и лит-ра в кирг. Школе». Большую помощь учителю оказывает «Мугалимдер газетасы» («Учительская газета», с 1953). С 1987 на рус. Яз. Издаётся газ. «Учитель Кыргызстана». Дет. Периодика представлена журн. «Байчечекей» («Подснежник», с 1977).Уч.-пед. И дет. Лит-ру выпускает изд-во «Мектеп» («Школа». Осн. В 1953. До 1962 наз. Киргизучпедгиз).Лит. Измайлов А., Очерки по истории сов. Школы в Киргизии за 40 лет (1917 —1957), Фр., 1957. Его ж е, Просвещение в республиках Сов. Востока, М., 1973. Айтмамбетов Д., Дорев. Школа в Киргизии, Фр., 1961. Балтабаев М.

Р., Развитие всеобщего ср. Образования в Кирг. ССР, Фр., 1978. Его же, Нар. Образование Кирг. ССР за 60 лет, Фр., 1983 (на кирг. Яз.). Культурное строительство в Киргизии, т. 1 — 2, Фр., 1957 — 72. Культурное строительство в Кирг. ССР. 1941 — 1965. Док-ты и мат-лы, Фр., 1988. Антология пед. Мысли Кирг. ССР, М., 1988. Аманалиев Ж., Пути развития и перестройки шк. Образования в Киргизии, Фр., 1990.М. Б. Базаркулоа..

Значения в других словарях
Киргизия

КИРГИЗИЯ (Кыргызстан) - республика Киргизия (Республикасы Кыргызстан), на северо-востоке Ср. Азии. 198,5 тыс. Км². Население 4526 тыс. Человек (1993), городское 38%. Киргизы (2230 тыс. Человек, 1989, перепись), русские, узбеки, украинцы и др. Официальный язык - киргизский. Верующие - мусульмане-сунниты. Столица Бишкек. Глава государства - президент. Высший законодательный орган - парламент. 6 областей (1991), 40 районов, 21 город, 29 поселков городского типа (1989). Расположена в пределах Па..

Киргизия

(киргиз. Кыргызстан), Киргизская Республика, государство в Центральной Азии. Граничит с Казахстаном на севере, Китаем - на востоке и юго-востоке, Таджикистаном - на юго-западе и Узбекистаном - на западе. С 1936 по 1991 страна входила в состав СССР на правах союзной Киргизской Советской Социалистической Республики. 31 августа 1991 была провозглашена независимость Киргизии.. ..

Киргизия

Кыргызстан, Киргизстан. ..

Киргизия

(киргиз. Кыргызстан), Республика , государство в Центральной Азии. Граничит с Казахстаном на севере, Китаем – на востоке и юго-востоке, Таджикистаном – на юго-западе и Узбекистаном – на западе. С 1936 по 1991 страна входила в состав СССР на правах союзной Киргизской Советской Социалистической Республики. 31 августа 1991 была провозглашена независимость Киргизии.ПРИРОДАРельеф местности. – горная страна. Бóльшая часть Киргизии входит в горную систему Тянь-Шаня, и только крайний юго-запад относится..

Киргизия

Республика Кыргызстан, гос-во в Средней Азии. Офиц. Название гос-ва Кыргызстан от самоназвания коренного населения кыргызы и иран. Стан - 'страна, земля'. Руская традиц. Форма Киргизия.. ..

Кинелёв Владимир Георгиевич

(р. 28.1.1945, с. Усть-Калманка Алтайского края), организатор высш. Образования, педагог. Акад. РАО (1994), д-р техн. Наук (1984), проф. (1987). В 1968 окончил МВТУ (ныне МГТУ), впоследствии преподавал там же (в 1984—90 проректор). С 1992 пред. Гос. К-та Рос. Федерации по высшему образованию, в 1996—98 мин. Общего и проф. Образования Рос. Федерации. Одновременно в янв. 1996— 1997 зам. Пред, пр-ва Рос. Федерации. Труды в области механики и матем. Моделирования процессов в ракетных двигателях.Один..

Кино Для Детей И Юношества

Термины — «детское кино», «подростковое кино», «кино для детей и юношества» носят достаточно условный характер и употребляются по аналогии, напр. С термином «детская литература», гл. Обр. Для удобства в профессиональном общении и во взаимоотношениях со зрителями. Несмотря на богатую практику, множество достижений, продолжительный исторический путь, единой формулы, к-рая могла бы служить для определения К. И устраивала бы всех, до сих пор нет.Проблема специфики и «точного адреса» К. Решается мног..

Кирилл И Мефодий

Братья, создатели слав, азбуки, «первоучители славянские», проповедники христианства. Родились и воспитывались в семье греч. Военачальника в Солуни, ныне Салоники (отсюда «солунские братья»). Кирилл (до принятия схимы в 869 — Константин) (ок. 827 — 14.2.869) за филол. Способности был взят ко двору визант. Имп. Михаила III, образование получил у видных учёных Фотия и Льва Математика. Уклонившись от светской карьеры и приняв духовное звание, стал патриаршим библиотекарем при храме св. Софии. В 860..

Кирюшкин Дмитрий Максимович

[3(15).10.1889, с. Хрущёвка Саратовской обл., — 21.7.1978, Москва], химик-методист, дер пед. Наук (1960). В 1925 окончил технол. Ф-т Моск. Ин-та нар. Х-ва им. Г. В. Плеханова. С 1909 учитель земской школы Саратовской губ. С 1930 на науч.-пед. Работе в Москве. В МШИ им. В. И. Ленина (1930—36), МГУ (1938—41), НИИ теории и истории педагогики (1949—60) и НИИ общего и поли-техн. Образования АПН (1960—70). Автор работ по методике преподавания химии в ср. Школе, по вопросам дидактики естеств.-науч. Обр..

Дополнительный поиск Киргизия Киргизия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Киргизия" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Киргизия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 8 символа