Кукольный Театр
Театр к у кол, вид театр, представлений, в к-рых действуют куклы, приводимые в движение актёрами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей.По способу управления различают 5 осн. Видов («классич. Техник») кукол. Марионетки, перчаточные, тростевые, на палке, теневые. Марионетка — кукла, ходящая по полу. К её голове, ногам и рукам прикреплены нити, с помощью к-рых её водит актёр, находящийся над ней, на спец. Помосте. Кукол перчаточных, трос-тевых и на палке называют верховыми. Актёр здесь держит кукол над собой. Перчаточная кукла надевается непосредственно на руку, с тростевой актёр работает двумя руками. Одной держит корпус куклы, второй управляет тростями, прикреплёнными к рукам куклы. Ноги у таких кукол двигаются только в отд.
Случаях. Актёр, перемещая куклу в пространстве, может давать ей определённый ритм движений. Теневая кукла — это плоское изображение живого существа, отбрасывающее тень на экран, к-рый служит сценой теневого т-ра (его разновидность — силуэтный т-р, в к-ром изображение — силуэт плотно прижатой к экрану куклы).В совр. К. Т. Разных стран изобретено также много новых техник и приёмов кукловождения. Пластич. Изображением живого существа может служить предмет (кубик, шарик, палочка, чайник, фотоаппарат и т. П.), рука человека. Кукла может быть маленькой или соответствовать по своим размерам актёру, к-рый двигается с ней по обычной театральной сцене. Иногда актёр в маске или без неё выступает в театр, действии равноправным партнёром куклы.
В результате этого обновления и усложнения средств в нек-рых странах стали употреблять вместо определения «т-р кукол» определение «т-р фигур».Мнения специалистов об истоках К. Т. Более едины, чем о первоначальной его истории. Театр, кукла берёт начало от куклы-символа, куклы предмета. Куклы-символы и т. П. Действовали в разл. Языч. Ритуалах и обрядах в Др. Египте, Др. Индии, в антич. Европе. Нек-рые учёные считали родиной К. Т. Китай (первые свидетельства относятся к 7 в.) или Индию, откуда он мог через М. Азию перекочевать в Европу. Мн. Учёные придерживаются мнения об оригинальном происхождении К. Т. На разных территориях. Самыми старыми часто признаются куклы стран Азии.В совр. К. Т. Этих стран сохранились многие издавна сложившиеся традиц.
Формы. В Турции — это т-р теней Карагёз, названный так по имени гл. Комич. Героя, к-рый славился эротизмом и острыми шутками в адрес власть имущих. В Китае — спектакли перчаточных кукол по сюжетам ср.-век. Романов, напр. «Путешествие на Запад». В Японии — т-р Бун-раку, в к-ром больших, в 2/3 человеческого роста кукол водят видимые зрителю 3 кукловода, а текст произносит сидящий на спец. Помосте актёр — декламатор и певец, аккомпанирующий себе на струнном щипковом муз. Инструменте сямисене (иногда аккомпанируют неск. Музыкантов). Мн. Представления тросте-вых кукол в Индии и сегодня связаны с храмовыми праздниками.Европ. К. Т. Зародился как часть культуры Средиземноморья. Упоминания о театр, куклах встречаются у Геродота, Ксенофонта, Горация, Апулея и др.
В ср. Века в Европе кукол использовали бродячие комедианты (в Центр. Европе их называли «шпильманами»), а в 16 в. Сформировался рыцарский репертуар К. Т. (инсценировки популярных и актуальных для того времени рыцарских сказаний). Он сохранился до наших дней в формах 19 в. В представлениях сицилийских и белы, кукольников. В 16 — 17 вв. В странах Европы распространился мистериальный К. Т., хорошо изученный по сохранившимся до 18—19 вв. Формам, популярным в Германии, Франции, Бельгии. Близкие, часто влиявшие друг на друга типы этой драмы были в Польше (шопка), Белоруссии (батлейка), на Украине и в России (вертеп). Сцена в них представляла 2- или 3-ярусный переносный ящик, в к-ром ярусы — это «Небо», «Земля», «Ад». Кукол, посаженных на палочки, водил через прорези в полу яруса стоявший за ящиком кукольник.
Евангельские сюжеты в этом виде К. Т. Стали уже на ранних этапах его существования насыщаться «земным» содержанием, комедийно-бытовыми и са-тирич. Мотивами.Самое раннее док. Свидетельство о существовании К. Т. В России — рисунок в записках А. Олеария о его путешествии в Московию и Персию (1636), воспроизводящий бродячего кукольника, к-рый даёт представление с перчаточными куклами на площади под аккомпанемент гусляра,Петрушка как герой подобных представлений появился в 18 в., когда в Европе сформировалась т. Н. Уличная комедия с постоянными популярными персонажами. Считается, что одна из масок комедии дель арте — Пульчинелла могла перейти в кукольную и дать начало представлениям с этим же персонажем в Италии, с Полишинелем во Франции, с Панчем в Великобритании, с Петрушкой в России.
У этих персонажей было много общего — огромный крючковатый нос, гнусавый голос (его «искусственность» достигалась с помощью спец. Инструмента, к-рый исполнитель держал во рту и к-рый в России наз. Пищиком), неуживчивый характер, создававший комедийные ситуации. В отличие от этих персонажей, нем. Ган-свурст и Кашперль и чеш. Кашпарек не создали своей комедии, а играли в др. Пьесах, среди к-рых были выдающиеся произв. Кукольного репертуара 18—19 вв. Чфауст» и «Дон Жуан». Постоянные кукольные герои существовали в неизменном виде до нач. 20 в. Только Полишинеля во Франции в сер. 19 в. Сменил ткач Гиньоль. Образы К. Т. Возникали в произв. Г. Клейста, Э. Т. А. Гофмана (Германия), Стендаля, Т. Готье, Жорж Санд, А. Франса (Франция). Популярность традиц.
Героев на рубеже 19 и 20 вв. Резко упала. К. Т. Предрекали гибель, объясняя это разл. Причинами — отсталостью традиц. К. Т., погубленным индустриализацией воображением, конкуренцией кино. К. Т. Терял публику или менял её. Никогда до того не предназначавшийся специально для детей, он получил их в качестве гл. Зрителей. В Мюнхене был создан (1858) первый адресованный детям театр марионеток. Его руководитель Л. Шмидт ратовал за дет. Репертуар в противоположность традиционному. В нач. 20 в. Педагогов мн. Стран привлекли особые возможности К. Т. В воспитат. Работе с детьми. В то же время пластич. Силу куклы открыли для себя мн. Известные художники (П. Пикассо, П. Клее, X. Миро, М. В. Добужинский, В. А. Фаворский и др.). Образ куклы присутствует в муз. Произведениях (напр., «Петрушка» И.
Ф. Стравинского, «Полишинель» С. В. Рахманинова). Из этих разнородных опытов в Европе сформировался новый К. Т., у начал к-poro стояли В. Под-рекка (Италия), И. Скупа (Чехословакия), С. В. Образцов (СССР). Спектакли Подрекки опирались на пародийную силу куклы. Скупа создал К. Т. Постоянных юмористич. Героев папы Спейбла и сына Гурвинека. Образцов в своих оригинальных «романсах с куклами» утверждал лирико-иронич. Стихию куклы. Спектакли Центр, т-ра кукол под руководством Образцова развили са-тирич. И романтич. Возможности театр, куклы. Подрекка и Скупа использовали европ. Марионетку, а Образцов — более популярную в России перчаточную куклу, называвшуюся петрушечной (по имени осн. Героя). Позже в спектаклях его т-ра появилась кукла, изобретённая Н.
Я. И И. С. Ефимовыми на основе обнаруженных ими в музеях кукол с в. Ява (отсюда др. Название тростевой куклы — яванская).Репертуар К. Т. В РСФСР состоял из 3 типов пьес. Агитац. Группы и т-ры (напр., т-р «Рев. Петрушка») играли в годы Гражд. Войны пьесы, где действовал традиц. Герой («Война карточных королей», «Петруха и разруха» и др.). Открытые в 1918 Т-р петрушек и теней художников Ефимовых в Москве и Т-р марионеток под руководством Л. В. Шапориной-Яковлевой в Петрограде инсценировали для детей произведения рус. Классич. Лит-ры (басни И. А. Крылова в Т-ре Ефимовых, «Сказка о царе Сал-тане» А. С. Пушкина в Т-ре марионеток) и нар. Сказки («Мена» в Т-ре Ефимовых). С возникновением Т-ра Образцова (1931) начался новый этап в развитии сов. К. Т., выразившийся прежде всего в создании новой драматургии.
Появились оригинальные пьесы, созданные авторами в процессе совм. Работы с т-ром. Такие из них, как «Гусёнок» Н. В. Гернет и Т. Е. Гуревич, «По щучьему велению» Е. Я. Та-раховской, «Волшебная калоша» Г. И. Матвеева, «Маугли», «Волшебная лампа Алладина» Гернет, «Конёк-горбунок» В. В. Курдюмова, стали отеч. «кукольной классикой». С 40-х гг. Театры кукол в СССР ставили пьесы для взрослых зрителей, однако произведения дет. Репертуара игрались наиб, часто. Значит, влияние на облик К. Т. Оказало творчество художников Б. Тузлукова, В. Ан-дриевича и др., актёров Е. В. Сперанского, 3. Е. Гердта, С. С. Самодура и др.Дет. Репертуар К. Т. В республиках СССР в 60—80-е гг. Обогащался поисками и открытиями новых пластов фольклорных источников, отеч. И мировой лит-ры. Создавались и оригинальные пьесы для К.
Т. С 60—70-х гг. В К. Т., наряду с произведениями Е. Л. Шварца, С. Я. Маршака, Т. Г. Габбе, Гернет, Г. Л. Владычиной, шли пьесы Г. В. Сап-гира, Г. М. Циферова («Хочу быть большим» и «Ты для меня»), В. Н. Тихвинского («Катькин день»), В. А. Лифшица, И. Н. Кичановой («Алёнушка и солдат», «Кот Васька и его друзья»), Ю. Н. Елисеева («Сэмбо» и «Два мастера»), С. Л. Прокофьевой («Часы с кукушкой»), В. Н. Коростылёва («Айболит»), Е. В. Сперанского («Краса ненаглядная» и «Солдат и ведьма»). В репертуар включались пьесы польск. Автора Я. Вильков-ского («Медвежонок Римцимци» и «Тигрёнок Петрик» (в соавторстве с Г. Яну-шевской), чеш. Автора В. Поспшпиловой («Принцесса и эхо»), болг. Авторов Р. Мос-ковой («Куда ты, жеребёнок»), Н. Иорда-нова («Волк и семеро козлят»). Среди названий, появившихся на афишах К.
Т. В 80-е гг., — «Гадкий учёнок» (по X. К. Андерсену) В. С. Синакевича, «Тридцать восемь попугаев», «Привет Мартышке» Г. Б. Остера, «Дядя Фёдор, Пёс и Кот» Э. Н. Успенского, «Лошарик» Сапги-ра. Пьесы чеш. Авторов. «Сказка о незадачливом драконе» И. Пержиновой и «Прыгающая принцесса» Л. Дворского. В 70—80-х гг. К. Т. Расширил рамки традиц. Дет. Репертуара, включив в него произв. Т. Н. Большой лит-ры и драматургии. Приобрели большую известность постановки пьесы «Дракон» Е. Л. Шварца в Магнитогорском т-ре, инсценировки по повести «Белый пароход» Ч. Айтматова в Башкирском т-ре. Спектакли Челябинского К. Т. «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта и «Мёртвые души» Н. В. Гоголя отмечены Гос. Пр. РСФСР. Яркие спектакли на лит. И изобразит, фольклорной основе создали кукольники Литвы, Грузии, России.
Серьёзно и интересно поставлены проблемы совр. Детства в спектаклях Эст. Т-ра кукол (напр., «В нашем доме» франц. Автора Р. Пило). Взаимодействие и взаимовлияние нац. Культур, воспитание зрителей в уважении к ним были важным фактором творчества гос. Т-ров кукол (к нач. 90-х гг. Их было 150), работавших в СССР на 25 языках. К крупнейшим т-рам, наряду с Гос. Ака-демич. Центр, т-ром кукол под руководством Образцова (Москва), относится ленингр. Большой т-р кукол, к-рый в кон. 50-х — в 60-е гг. Возглавлял M. M. Королёв, а в 70-х — нач. 80-х гг. — В. Б. Су-дарушкин. Со времени создания (1959) кафедры т-ра кукол в Ленингр. Ин-те т-ра, музыки и кинематографии в стране началась (по инициативе Королёва) подготовка специалистов для К. Т. В нач. 90-х гг. Она велась также в театр, вузах Ярославля, Екатеринбурга, Ташкента, Тбилиси, Харькова, Минска и в средних театральных учебных заведениях Нижнего Новгорода, Саратова, Иркутска, Днепропетровска.К.
Т. Стран Вост. Европы с кон. 40-х гг. Тесно взаимодействовал с сов. К. Т., был близок ему по организац. Структуре (гос. Стационарные т-ры с большими труппами), по репертуару, по пед. Принципам. Из сов. К. Т. Сюда пришла и тростевая кукла. В то же время т-ры Польши, Чехословакии, Болгарии, Румынии, Венгрии — самостоятельные и яркие страницы послевоен. Европ. К. Т., внёсшие большой вклад в его возрождение. В 60- 70-х гг. Прославились своими дет. Спектаклями польск. Т-ры Лялька, Арлекин, Гротеска, рум. Т-р Цэндэрикэ, венгерский Гос. Т-р кукол, софийский Центр, т-р кукол. В 70—80-х гг. Большой популярностью в мире пользовался чеш. Т-р Драк из г. Градец-Краловы. Фестиваль «Матержинка» (от назв. Дет. Сада — «матерска школа»), к-рый проходит 1 раз в 2 года в разных городах, чеш.
Кукольники посвящают постановкам для зрителей самого мл. Возраста.Активно ищут новые совр. Формы кукольники Зап. Европы. В 60-е гг. Прославились И. Жоли (Франция), Стокгольмекий т-р кукол под руководством M. Мешке (Швеция), т-р «Бред энд Паппет» под руководством П. Шумана (США), позже труппа Ф. Жанти (Франция). В 80-е гг. — т-р «Треугольник», в к-ром работают cynj руги Бурвинкль (Нидерланды). Особый вид К. Т. Представляют т. Н. Кукольники-солисты. Наиб, крупным среди них является А. Розер (ФРГ). Зап.-европ. Кукольники работают в осн. Небольшими группами, часто семейными. Нек-рые из них продолжают старую традицию не только в разъездном способе жизни, но и в репертуаре. Многие работают специально для дет. Садов и школ. Особой сферой действия театр, куклы на Западе стало её применение в области психотерапии.В Рос.
Федерации к кон. 80-х гг. Возникло много проф. Групп кукольников вне сложившейся системы государственных театров, напр. Семейный т-р «Тень» (второй коллектив в Москве, работающий в технике теневой куклы и уже получивший известность).Одной из форм обмена творческим опытом между кукольниками разл. Стран являются междунар. Фестивали, участниками и дипломантами к-рых не раз были и отеч. К- т. Воронежский К. Т. За спектакль «Озёрный мальчик» П. Вежинова получил золотую медаль на междунар. Фестивале болг. Кукольной драматургии в Варне (1988). Укреплению контактов между К. Т. Всего мира способствует деятельность Междунар. Союза деятелей т-ра кукол — УНИМА (Union International de la marionnette, UNIMA, осн. В 1929). Во мн. Странах работают нац.
Центры УНИМА. Такой центр действует в Москве при Междунар. Конфедерации театр, союзов. И. Н. Жаровцева. К. Т. Является одним из первых видов театра, с к-рым встречаются дети. Яркая зрелищность, откровенная условность иск-ва «играющих кукол», близкие потребностям дет. Восприятия, делают увлекательным и доступным непростой для ребёнка процесс постижения действительности, особенностей человеческого характера, сложностей взаимоотношений между людьми. Синтетич. Природа К. Т. Даёт ребёнку первые представления об особенностях худож. Отражения действительности в иск-ве. Кроме законов собств. Театр, иск-ва, образно-худож. Строй кукольного спектакля вводит детей в мир лит-ры, живописи, музыки. В общении с К. Т. Дети на доступном им уровне знакомятся с эстетич.
Категориями прекрасного и безобразного, комического и трагического. Сильные эмоциональные впечатления, к-рые получает ребёнок на спектаклях К. Т., восхищаясь добрыми героями, сопереживая им и осуждая злых, непосредственно ориентируют ребёнка в мире нравств. Представлений.С куклой ребёнок приобретает опыт отношений, как правило, ещё до встречи с К. Т. Но между бытовой и театр, куклами есть существенная разница. В спектакле кукла выступает как персонаж, условное обозначение действующего лица (человека, животного, предмета). Она участвует в определённых событиях, вступает в разл. Отношения со сценич. Партнёром, с ведущим её актёром. К тому же бытие куклы на сцене определено эстетич. Системой, выбранной постановщиками.
Стилистич. И жанровое решение спектакля взаимодействия актёра и куклы, применение разл. Видов куклы в одном спектакле, его цветовая, световая и муз. Партитуры, подчинённые смысловому содержанию, — всё это довольно сложно для ребёнка. Поэтому К. Т., учитывая возрастные особенности своего зрителя, возможности его восприятия, его способности к познанию, всегда определяет возрастной адрес спектакля. Дошкольникам, напр. Трудно, не ослабляя внимания, следить за развитием сложного сюжета, вникать в мотивацию поступков героев. Богатство интонац. Оттенков им пока недоступно. В спектаклях для малышей К. Т. Использует в осн. Простые декорац. Конструкции, ясные мотивы поведения героев, несложный сюжет, чёткие нравств. Альтернативы театр, коллизий.
Мл. Школьники уже способны на более длительное детальное внимание к сюжету, ярче реагируют на нюансы словесной ткани спектакля, способны обнаружить взаимосвязь между словом и действием, поступком и побуждающими его мотивами, лучше различают форму и цвет предмета. Подростки проявляют повышенный интерес к сюжету спектакля, динамике его развития. Ст. Школьники обладают реальными возможностями для целостного восприятия иск-ва, поэтому в спектаклях для них К. Т. Усложняет композицию, вводит сложные муз., световые партитуры, использует такие приёмы, как шарж, гротеск, сатира. Трудности для К. Т., работающего преим. С детьми мл. Возраста, заключаются в том, что в дет. Аудитории проявляются активно как общие, ожидаемые т-ром возрастные реакции детей, так и ярко выраженные индивидуальные, зависящие от личного опыта общения ребёнка с иск-вом, его темперамента, воспитанности, предпочтений.
То, что завораживает юного зрителя, впервые попавшего на спектакль, не вызывает эмоционального отклика у ребёнка, неоднократно бывавшего в К. Т. Дети по-разному предрасположены к тому или иному компоненту спектакля. Одни активнее реагируют на музыку, другие больше чувствительны к световым эффектам и худож.-пространств, решению спектакля, третьих больше всего интересует механика кукловождения и т. П. Зрительные реакции даже одновозраст-ного зала очень разнообразны и отличаются от взрослой аудитории эмоциональностью, непосредств. Проявлениями чувств.Коллективная природа восприятия спектакля диктует свои законы формирования реакции зрительного зала. Неожиданная и неверная реакция части зрителей может разрушить полноту и истинность восприятия спектакля.
Посредником, берущим на себя ответственность за отношения между т-ром и его зрителем, становится пед. Часть т-ра. Педагоги участвуют в работе т-ра над спектаклем на всех её этапах. В выборе пьесы, разборе её на труппе, в ходе репетиций. Они ориентируют труппу на точность возрастного адреса спектакля, фиксируют на просмотрах особенности его восприятия детьми, выступают на худож. Совете т-ра с анализом реакции маленьких зрителей. Педагоги т-ра дежурят на спектаклях, выступают со вступит, словом перед спектаклем, принимают участие в организации гастролей. Театр, педагоги оказывают метод, и организац. Помощь учителям (методика обсуждения спектакля, творческие вечера, встречи, конкурсы и т. П.). На практике пед. Руководство детьми в их знакомстве и понимании зрелищного иск-ва К.
Т. Осуществляют все взрослые, имеющие отношение к воспитанию ребёнка и его приобщению к иск-ву. Взрослые должны подготовить детей к тому, что они увидят, когда придут на спектакль в К. Т. Ребёнку можно в доступной форме рассказать о том, что такое спектакль в т-ре (с телевизионным он уже, как правило, знаком), чем кукольный спектакль отличается от мультфильма, книги, иллюстрации. Если ребёнок впервые идёт в т-р, ему стоит объяснить устройство театр, здания и театр, зала. Когда лит. Первооснова спектакля знакома ребёнку, взрослым стоит пофантазировать с ним на тему. «Как это можно сделать в К. Т.?» Такого рода предварит, придумывание своего спектакля помогает сосредоточить внимание детей на изобразит.-худож. Деталях спектакля, средствах создания в К.
Т. Образа, места действия.После просмотра, если у ребёнка есть потребность поделиться своими впечатлениями, взрослые по его рассказу должны попытаться понять, что осталось для него в спектакле непонятным, что ускользиуло от его внимания. Навыки целостного анализа спектакля формируются постепенно, поэтому не целесообразно торопить детей сразу после просмотра обсуждать увиденное. Ребёнку необходимо подумать наедине с самим собой или поделиться впечатлениями со сверстниками. Через нек-рое время взрослые могут вернуться к обсуждению спектакля и постараться с помощью вопросов и творческих заданий подвести детей к тому уровню осмысления спектакля, на к-рый они в их возрасте способны. Рассказы дошкольников о спектакле конкретны, подробны, изобилуют множеством деталей.
Дети интуитивно выделяют самые для них неожиданные, интересные, смешные, трагич. Моменты. Организации работы памяти и внимания помогают вопросы, связанные с содержанием пьесы, характерами героев, образным строем спектакля. Беседы продлевают жизнь спектакля в памяти детей, развивают их речь, учат связно рассказывать об увиденном и пережитом. Дети дошк. Возраста, делясь впечатлениями от спектакля, любят «показать »его, по-своему сыграв запомнившиеся сцены. Дошкольники охотно рисуют на темы спектакля, выражая в своих рисунках цветом, композицией отношение к героям. В этих занятиях дети осознают с помощью взрослых своё общение с иск-вом. Мл. Школьники уже могут решать проблему выбора и нарисовать, напр., самую интересную (смешную, красивую) сцену из спектакля.
В возрасте 6—8 лет дети способны к сопоставит, (с книгой, с кинофильмом и т. П.) анализу эпизода, характера. В 9—10 лет ребёнок может вести разговор о средствах создания образа, характера, жанровых особенностей пьесы, о взаимосвязи и взаимообусловленности разл. Компонентов спектакля. Очень плодотворными для этого возраста оказываются творческие задания-фантазии. На ср. Ступени шк. Обучения, когда дети приобретают первые навыки анализа лит. Произведения, им можно предлагать письменные работы по спектаклю. Дети в этом возрасте способны рассмотреть связь худож. Формы и образной структуры спектакля с его содержанием. Перед старшеклассниками ставится задача не только осмысления увиденного, но и поиска соответствующего изложения своих соображений по поводу просмотренного спектакля (навык рецензирования).Неисчерпаемые возможности для развития у детей фантазии, изобретательности, конструкторских навыков, жизненной наблюдательности, пространств, воображения, графич.
И композиц. Зрения, навыков выразительной речи создаёт самодеятельный К. Т.Т. В. Леванешина.Лит. Перетц В. Н. Кукольный т-р на Руси, СПБ, 1895. Симонович-Ефимова Н. Я., Записки петрушечника, М. — Л., 1925. Образцов С., Актер с куклой, М.-Л., 1938. Его же, Моя профессия, М., 1981. Его же, Всю жизнь я играю в куклы, М., 1985. Д с м м с и и Е. С., Куклы на сцене, М. — Л., 1949. Федотов А., Техника т-ра кукол, М., 1953. Его же, Ожившие силуэты, М., 1961. Его же, Секреты т-ра кукол, М., 1963. Т-р кукол заруб, стран. [Переводы пьес], М. — Л1959. Смирнова Н., Сов. Т-р кукол, 1918 — 1932, М., 1963. С ё ж е, Т-р Сергея Образцова, М., 1971. Её же, И. Оживают куклы, М., 1982. Что и как в т-ре кукол. Сб. Ст., М., 1969. Караманенко Т. Н., Кукольный т-р — дошкольникам, М., 1969.
Сперанский Е., Повесть о странном жанре, М., 1971. В Кукольном т-ре. [В помошь худож. Самодеятельности], М., 1972. Соломоник И., Традиц. Т-р кукол Востока, М., 1983. Некрылова А. Ф., Гусев В. Е., Рус. Нар. Кукольный театр, Л1983. Е. С. Деммени. Призвание — кукольник, Л., 1986. Некрылова А. Ф., Русские нар. Гор. Праздники, увеселения и зрелища кон. XVIII — нач. XX в., Л19882. Jurkowski H., Dzieje teatru lalek, Warsz., 19843..
Дополнительный поиск Кукольный Театр
На нашем сайте Вы найдете значение "Кукольный Театр" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кукольный Театр, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 15 символа