Моложавый Степан Степанович
[6(18).10.1879, местечко Хомск, ныне в Дрогичинском р-не Брестской обл., — 2.11.1936, Москва], педагог и педолог, один из ведущих представителей социоге-нетич. Направления в педологии. Окончил Варшавский ун-т (1904). Науч. И пед. Деятельность М. Проходила в АКБ и 2-м МГУ.Пед. Концепция М. Основывалась на признании решающей роли среды, окружающей ребёнка, в становлении его личности. Социальное и психич. Развитие, согласно М., осуществляется в процессе «приспособления» ребёнка к многообразным условиям среды. Соответственно гл. Пед. Задачей М. Считал организацию условий жизни ребёнка т. О., чтобы они оказывали наиб, благоприятное и развивающее влияние. Принципу воспитывающего обучения противопоставлял идею воспитывающего поведения.
Разработал оригинальную методику обследования ребёнка, к-рая посредством учёта и фиксации условий жизни и поведения позволяла дать развёрнутый психолого-пед. Диагноз и прогноз. С этих позиций изучал механизмы становления дет. Коллектива и его влияния на ребёнка, значение игровой и трудовой деятельности в развитии дошкольника.Теоретич. Позиция М. С сер. 20-х гг. Подвергалась критике, к-рая достигла особой остроты в нач. 30-х гг. Противники социогенетич. Направления в педологии указывали, что преувеличение влияния среды на становление личности влечёт недооценку роли обучения и воспитания и фактически служит обоснованием теории «отмирания школы». М. Пытался скорректировать систему своих пед. Взглядов, в частности отказался от термина «приспособление к среде», заменив его понятием «взаимоуравновешивание».
Подобные трансформации, однако, были признаны критиками недостаточными. Последовавший в 1936 офиц. Запрет педологии положил конец науч. Творчеству М. Его работы, как и труды всех известных педологов, были изъяты из библиотек, а его имя и концепция на долгие годы преданы забвению.Сложившаяся односторонне-критическая оценка взглядов М. Не является адекватной. Анализ влияния среды на формирование личности представляет собой значит, вклад в науч. Дискуссию о воспитывающей роли среды и даёт ценный материал для определения феномена воспитания. Методика обследования ребёнка с учётом деталей его социального окружения явилась ценным диагностич. Инструментом и сыграла позитивную роль в становлении отеч. Психодиагностики. Концепция М.
Служит хотя и не однозначным, но важным теоретич. Источником для совр. Исследований проблемы воспи-тат. Воздействия среды. Позиция М. В этом вопросе сыграла положит, роль в решении проблемы дет. Дефективности. М. Подчёркивал, что т. Н. Моральная дефективность является не изначальным пороком ребёнка, а следствием недостатков воспитания (в этом его взгляды совпадали с позицией П. П. Блонско-го, Л. С. Выготского, А. Б. Залкинда).Соч. Методы изучения ребенка в связи с основными факторами его поведения, в сб. Новые пути подготовки дошк. Работников, М., 1924. Программа изучения поведения ребенка и дет. Коллектива, Ми924. Учет среды и работы детучреждения. Программа изучения ребенка и дет. Коллектива в ее практич. Применении, М., 1925. Проблемы трудовой школы в марксистском освещении, М., 1926 (в соавт.
С Е. Шимкевич). План занятий кружков по изучению ребенка и дет. Коллектива, М., 1926 (в соавт. С Е. Б. Моложавой). Педология в работе дет. Сада, ДВ, 1928, Jsfe l. Наука о ребенке в ее принципах и методах, «Педология», 1928, № 1. Биология и социология в их взаимоотношении в воспитательно-образовательном процессе, в кн. Пед. Энциклопедия, под ред. А. Г. Калашникова, т. 1, М., 1929. Игра и труд в дошк. Возрасте. Педолого-пед. Сб., М. — Л., 1929 (ред. И соавт.). Педологич. Анализ пед. Процесса в школе. Сб., Ми930 (ред. И соавт.). Педологич. Пути дошк. Воспитания, М. — Л1931 (в соавт. С Е. Б. Моложавой)..
Дополнительный поиск Моложавый Степан Степанович
На нашем сайте Вы найдете значение "Моложавый Степан Степанович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Моложавый Степан Степанович, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 27 символа