Мор (Мore) Томас
(6 или 7.2.1477 или 1478, Лондон, — 6.7.1535, там же), англ, гуманист, поэт, религ. Писатель, гос. Деятель. Учился в Оксфордском ун-те, затем в юрид. Школах Лондона. Чл. Королевского совета (с 1517), лорд-канцлер (1529—32). Казнён за отказ признать Генриха VIII главой англиканской церкви.Критич. Ум, большой опыт юриста и сострадание к бедам народа в период перво-нач. Накопления капитала убедили М. В кризисе существовавшей обществ, системы. Он пришёл к выводу, что осн. Зло — частная собственность и погоня за наживой.Представление о наилучшем строе М. Изложил в своём гл. Произв. — «Утопии» (написана на лат. Яз., изд. В Лувене, 1516), — положившем начало соответствующему жанру в лит-ре. «Утопия» (греч., букв. — «место, к-рого нет»), или «Нигдея» — творение ренессансной культуры, рассказывающее о вымышленном гос-ве.
В Утопии отменена частная собственность, нет денег, все трудятся. В рисуемом М. Идеальном обществе радость жизни — в духовной свободе. Многие обретают счастье в занятиях наукой и лит-рой, моральном совершенствовании. На физич. Труд утопийцы смотрят как на необходимое, но тягостное «телесное рабство». Наиб, «грязные» работы выполняют рабы. От непосредств. Участия в про-из-ве освобождены должностные лица и люди, специально занятые науками. Немногочисленное «сословие учёных» пользуется привилегиров. Положением. Вступление в него открыто для особо преуспевших в науках, не оправдавших надежд отправляют обратно к ремесленникам.Разделяя присущую гуманистам веру во всесилие образования как основы обществ, благополучия, М. Показывает.
Только разумные порядки в гос-ве, гарантирующие равномерное распределение общего имущества, предусматривающие и вознаграждение доблести, и достаток для каждого, обеспечивают возможность формировать всесторонне развитых, совершенных граждан. Благодаря своим установлениям основатель Утопии привёл скопище дикого народа к новому образу жизни и просвещённости. Подробного описания системы образования в Утопии М. Не даёт, но и из сказанного можно представить его пед. Воззрения. В Утопии все дети — и мальчики и девочки — получают одинаковое нач. Образование и приобщаются к труду. Дети в школе и на полях учатся с.-х. Работам, что связано со спе-цифич. Чертой жизни утопийцев. У них нет крестьян и каждый должен по два года отработать в деревне.
Обучение ремеслу осуществляется, как правило, дома. Дети наследуют профессию родителей. М. Настаивает на том, чтобы каждый выбирал род занятий сообразно с природными наклонностями, поэтому юноша-утопиец имеет право перейти в др. «семейство», если профессия отца его не удовлетворяет.Особенно важна мысль М. О необходимости постоянного, как бы пожизненного, но добровольного образования. Мужчины и женщины до начала рабочего дня (к-рый длится 6 час) посещают всякого рода лекции и занятия. Велик простор для совершенствования в любых полезных науках, иск-вах, ремёслах. Поощряются разл. Физич. Упражнения, устраиваются соревнования. Особое значение в Утопии придаётся нравств. Воспитанию молодёжи — самоотверженной любви к отчизне, бескорыстной помощи соседним народам, чувству общности со своими согражданами, самоограничению и самодисциплине, формированию разумных потребностей, умеренности, презрение к роскоши и «ложным наслаждениям».Жрецы (вероятно, и жрицы) занимаются образованием детей и молодёжи, в особенности — воспитанием нравственности и добродетели, видя в этом залог прочности их гос-ва.
Т. К. Жречество было весьма малочисленным, можно предположить, что лекции для большей части народа читались преподавателями из «сословия учёных». Много внимания уделяется формированию религиозности и веротерпимости.В Утопии сильно сказывается патриархальное начало. Жёны прислуживают мужьям, дети — родителям, младшие — старшим. И хотя о равноправии женщин в Утопии говорить нельзя, М. Убеждён, что в праве на образование женщины не должны уступать мужчинам. Свои взгляды М. Осуществлял на практике, дав дочерям блестящее гуманистич. Образование.М. Написал на лат. Яз. Неск. Посланий, где отстаивал гуманистич. Принципы воспитания и защищал Эразма Роттердамского и его последователей от нападок обскурантов, а также ряд религ. Сочинений.М.
Проводил мысль о нравств. Основах науки. Если отказаться от честности, науч. Слава обернётся бесславием, среди всех благ добродетель стоит на первом месте, а учёность — на втором.В 1886 состоялась беатификация М., в 1935 он был причислен к лику святых.Соч. The complete works of St. Thomas More, v. 1—16, New Haven — L., 1963—93. В рус. Пер. — Утопия, Ми978. Эпиграммы. История Ричарда III, М., 1973.Лит. Осиновский И. Н., Томас Мор. Утопич. Коммунизм, гуманизм, Реформация, М., 1978. Томас Мор. 1478—1978. Коммунистич. Идеалы и история культуры, М., 1981. III тек ли А. Э., «Утопия» Томаса Мора. Труд и распределение, в кн. Из истории социальных движений и обществ, мысли, М., 1981. Кудрявцев О. ФРенессансный гуманизм и «Утопия», М., 1991. А. Э. Штекли..
Дополнительный поиск Мор (Мore) Томас
На нашем сайте Вы найдете значение "Мор (Мore) Томас" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мор (Мore) Томас, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 16 символа