Мор (Мore) Томас

177

(6 или 7.2.1477 или 1478, Лондон, — 6.7.1535, там же), англ, гуманист, поэт, религ. Писатель, гос. Деятель. Учился в Оксфордском ун-те, затем в юрид. Школах Лондона. Чл. Королевского совета (с 1517), лорд-канцлер (1529—32). Казнён за отказ признать Генриха VIII главой англиканской церкви.Критич. Ум, большой опыт юриста и сострадание к бедам народа в период перво-нач. Накопления капитала убедили М. В кризисе существовавшей обществ, системы. Он пришёл к выводу, что осн. Зло — частная собственность и погоня за наживой.Представление о наилучшем строе М. Изложил в своём гл. Произв. — «Утопии» (написана на лат. Яз., изд. В Лувене, 1516), — положившем начало соответствующему жанру в лит-ре. «Утопия» (греч., букв. — «место, к-рого нет»), или «Нигдея» — творение ренессансной культуры, рассказывающее о вымышленном гос-ве.

В Утопии отменена частная собственность, нет денег, все трудятся. В рисуемом М. Идеальном обществе радость жизни — в духовной свободе. Многие обретают счастье в занятиях наукой и лит-рой, моральном совершенствовании. На физич. Труд утопийцы смотрят как на необходимое, но тягостное «телесное рабство». Наиб, «грязные» работы выполняют рабы. От непосредств. Участия в про-из-ве освобождены должностные лица и люди, специально занятые науками. Немногочисленное «сословие учёных» пользуется привилегиров. Положением. Вступление в него открыто для особо преуспевших в науках, не оправдавших надежд отправляют обратно к ремесленникам.Разделяя присущую гуманистам веру во всесилие образования как основы обществ, благополучия, М. Показывает.

Только разумные порядки в гос-ве, гарантирующие равномерное распределение общего имущества, предусматривающие и вознаграждение доблести, и достаток для каждого, обеспечивают возможность формировать всесторонне развитых, совершенных граждан. Благодаря своим установлениям основатель Утопии привёл скопище дикого народа к новому образу жизни и просвещённости. Подробного описания системы образования в Утопии М. Не даёт, но и из сказанного можно представить его пед. Воззрения. В Утопии все дети — и мальчики и девочки — получают одинаковое нач. Образование и приобщаются к труду. Дети в школе и на полях учатся с.-х. Работам, что связано со спе-цифич. Чертой жизни утопийцев. У них нет крестьян и каждый должен по два года отработать в деревне.

Обучение ремеслу осуществляется, как правило, дома. Дети наследуют профессию родителей. М. Настаивает на том, чтобы каждый выбирал род занятий сообразно с природными наклонностями, поэтому юноша-утопиец имеет право перейти в др. «семейство», если профессия отца его не удовлетворяет.Особенно важна мысль М. О необходимости постоянного, как бы пожизненного, но добровольного образования. Мужчины и женщины до начала рабочего дня (к-рый длится 6 час) посещают всякого рода лекции и занятия. Велик простор для совершенствования в любых полезных науках, иск-вах, ремёслах. Поощряются разл. Физич. Упражнения, устраиваются соревнования. Особое значение в Утопии придаётся нравств. Воспитанию молодёжи — самоотверженной любви к отчизне, бескорыстной помощи соседним народам, чувству общности со своими согражданами, самоограничению и самодисциплине, формированию разумных потребностей, умеренности, презрение к роскоши и «ложным наслаждениям».Жрецы (вероятно, и жрицы) занимаются образованием детей и молодёжи, в особенности — воспитанием нравственности и добродетели, видя в этом залог прочности их гос-ва.

Т. К. Жречество было весьма малочисленным, можно предположить, что лекции для большей части народа читались преподавателями из «сословия учёных». Много внимания уделяется формированию религиозности и веротерпимости.В Утопии сильно сказывается патриархальное начало. Жёны прислуживают мужьям, дети — родителям, младшие — старшим. И хотя о равноправии женщин в Утопии говорить нельзя, М. Убеждён, что в праве на образование женщины не должны уступать мужчинам. Свои взгляды М. Осуществлял на практике, дав дочерям блестящее гуманистич. Образование.М. Написал на лат. Яз. Неск. Посланий, где отстаивал гуманистич. Принципы воспитания и защищал Эразма Роттердамского и его последователей от нападок обскурантов, а также ряд религ. Сочинений.М.

Проводил мысль о нравств. Основах науки. Если отказаться от честности, науч. Слава обернётся бесславием, среди всех благ добродетель стоит на первом месте, а учёность — на втором.В 1886 состоялась беатификация М., в 1935 он был причислен к лику святых.Соч. The complete works of St. Thomas More, v. 1—16, New Haven — L., 1963—93. В рус. Пер. — Утопия, Ми978. Эпиграммы. История Ричарда III, М., 1973.Лит. Осиновский И. Н., Томас Мор. Утопич. Коммунизм, гуманизм, Реформация, М., 1978. Томас Мор. 1478—1978. Коммунистич. Идеалы и история культуры, М., 1981. III тек ли А. Э., «Утопия» Томаса Мора. Труд и распределение, в кн. Из истории социальных движений и обществ, мысли, М., 1981. Кудрявцев О. ФРенессансный гуманизм и «Утопия», М., 1991. А. Э. Штекли..

Значения в других словарях
Мор (Мore) Томас

(1478-1535) - англ. Гуманист, писатель, государственный деятель. Окончил Оксфордский ун-т, где изучал право. Дружил с Эразмом Роттердамским, посвятившим М. Свою "Похвалу Глупости", написанную в его доме. Находясь в оппозиции к Генриху VII, сделал блестящую политическую карьеру при Генрихе VIII, став сначала канцлером герцогства Ланкастерского (1525-1529), а затем и всей Англии (1529-1532). Будучи католиком и противником протестантской Реформы, отказался дать присягу королю как главе англиканской..

Монтень (Мontaigne) Мишель Эйкем Де

(28.2.1533, замок Монтень, близ Бордо, — 13.9.1592, там же), франц. Философ эпохи Возрождения. По отцовской линии происходил из купеч. Семьи Эйкемов, получившей дворянство в кон. 15 в. После основат. Домашнего образования, построенного на принципах гуманистич. Педагогики, окончил коллеж в Бордо, изучал право.В 1580—88 опубликовал своё гл. Соч. «Опыты» (кн. 1—3). Мировоззрение М. Основывается на принципах гуманистич. Скептицизма, пафос к-рого — отказ от преклонения перед «общим мнением» и авторит..

Монтессори (Мontessori) Мария

[31.8.1870, Кьяравалле, близ г. Анкона, — 6. 5. 1952, Нордвейк-ан-Зе, Нидерланды], итал. Педагог, врач. В 1894 окончила Рим. Ун-т. Первая женщина в Италии — дер мед. Наук (1896). Проф. Гигиены в Высш. Жен. Школе (1896—1906). В 1900—07 читала курс пед. Антропологии в Рим. Ун-те (в 1904—08 проф.).Практич. Деятельность начала в дет. Психиатрич. Клинике (1895—98), где под влиянием идей Ж. Итара и Э. Сегена разработала метод развития органов чувств у умственно отсталых детей. В 1899—1901 работала в О..

Мораль

(лат. Moralis — относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам, от mos, мн. Ч. Mores-обычаи, нра вы, поведение), общая ценностная основа культуры, направляющая человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к достойной и счастливой жизни. Предмет изучения этики. Термин «М.» возник по аналогии с др.-греч. Понятием этики. От слова mos Цицерон, ссылаясь на опыт Аристотеля, образовал прилагательное moralis, к-рое характеризовало качества, доброд..

Мордовия

Мордовская Республика, входит в Рос. Федерацию. Пл. 26,2 тыс. Км2. Нас. 963,5 тыс. Чел. (1989, перепись), в т. Ч. Мордва (мокша и эрзя) —32,5%, русские—60,8%, татары — 4,9%. Столица — Саранск.В 1989 на 1000 чел. Населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 755 чел. С высшим и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 — 640 чел.). В отраслях экономики занято св. 117 тыс. Специалистов, в т. Ч. 51,3 тыс. С высшим и 66 тыс. Со ср. Спец. Образованием.В кон. 16 в. Стали создаваться рус. Мон..

Дополнительный поиск Мор (Мore) Томас Мор (Мore) Томас

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мор (Мore) Томас" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мор (Мore) Томас, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 16 символа