Мораль

266

(лат. Moralis — относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам, от mos, мн. Ч. Mores-обычаи, нра вы, поведение), общая ценностная основа культуры, направляющая человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к достойной и счастливой жизни. Предмет изучения этики. Термин «М.» возник по аналогии с др.-греч. Понятием этики. От слова mos Цицерон, ссылаясь на опыт Аристотеля, образовал прилагательное moralis, к-рое характеризовало качества, добродетели, относящиеся к темпераменту человека, его способность руководствоваться в своём поведении указаниями разума и гармонично строить свои отношения с др. Людьми. В 4 в. Из этого прилагательного сформировалось существительное moralitas, к-рое, как и греч.

Слово «этика», содержало два смысла — определённая совокупность человеческих добродетелей и изучающая их наука. Впоследствии этикой стали называть по преимуществу науку, а понятие М. Закрепилось за самим феноменом, являющимся предметом науки этики. В ряде европ. Языков наряду с лат. Термином «М.» появились собств. Обозначения, напр. В рус. Яз. — «нравственность» (в разговорной речи понятия этики, М. И нравственности употребляются как частично взаимозаменяемые).М. Представляет собой единство двух характеристик. Во-первых, она выражает потребность и способность людей объединяться, кооперироваться и жить мирной совм. Жизнью по законам, обязательным для всех. Взаимоотношения людей всегда предметны и предметно многообразны. М. Есть то, что остаётся в человеческих отношениях после исключения всего конкретного и предметно обусловленного содержания — их обществ, форма.Во-вторых, М.

Основывается на автономии человеческого духа. Утверждение всеобщего братства М. Связывает со свободным выбором личности и её самоутверждением. Возвышение человека до уровня рода оказывается вместе с тем его самоопределением.Т. О., М. — это сознание обязанности человека перед др. Людьми (имеется в виду не просто совокупность каких-то конкретных обязанностей, а именно изначальное понимание обязанности в широком смысле, делающее возможным выполнение человеком отд. Определённых обязательств). В М. Человек, по выражению И. Канта, «подчинён только своему собственному и тем не менее всеобщему законодательству» (Кант И., Соч. Т. 4, ч. 1, с. 274).Сущность М., связанная с идеями все-человечности и личности, воплощена в одной из самых древних моральных заповедей, получившей название «золотого правила» нравственности.

«поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отноше нию к тебе».М. Не является последней высш. Духовной реальностью в жизни человека. Высш. Цель человеческой деятельности, названная в древней философии высш. Благом, осмысливалась в истории культуры как всемирный разум, единый бог, личное счастье и др. По отношению к высш. Благу М. Выступает связующим звеном между ним и живыми, грешными людьми, но её, конечно, нельзя относить только к средствам достижения высш. Цели, т. К. М. Непосредственно входит в содержание высш. Блага. Так, напр., принято считать, что М. Приближает человека к богу, вмеде с тем она рассматривается и как порождение бога. Добродетель ведёт человека к счастью, но и само счастье немыслимо без неё.

Добродетель есть и путь к счастью, и существенный элемент счастья.По отношению к человеческому индивиду М. Является целью, перспективой его самосовершенствования, требованием. Её содержание выражается в форме норм и оценок, к-рые имеют всеобщий, обязательный для всех людей характер, претендуют на абсолютность (направляют сознание и регулируют поведение человека во всех сферах жизни — в труде, в быту, в политике, в личных, семейных, внутригрупповых, междунар. Отношениях и т. П.). Моральные принципы поддерживают (или, наоборот, требуют изменить) определённые устои, строй жизни, М. Относится к осн. Типам нормативной регуляции действий человека (таких, как право, обычаи, традиции и др.), но имеет значит, отличия от них.

Напр., в праве предписания формулируются и претворяются в жизнь спец. Учреждениями, нравств. Требования складываются в практич. Жизни, в стихии человеческого общежития. Нормы М. Воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, влияний и оценок обществ, мнения, воспитываемых в человеке убеждений и побуждений. Моральной регуляции не свойственно разделение субъекта и объекта. Соблюдая её нормы и вынося моральные оценки, человек поступает так, как если бы сформулировал их сам, — объект М. Является в то же время её субъектом. Моральные нормы опираются на духовные санкции и авторитеты (угрызения совести, красота нравств. Поступка, сила личного примера и т. Д.). Исторически сложились специфич. Системы М. (напр., конфуцианская, христианская, аристократическая, мещанская, пролетарская и др.), имеющие мировоззренч.

Определённость. М. Отражает потребности человека и общества, основанные на обобщении опыта мн. Поколений, а не ограниченные частными обстоятельствами и интересами. Она содержит гуманистич. Перспективу развития человечества. М. Определяет критерии оценки человеческих целей и средства их достижения.Нормы М. Получают идейное выражение в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать в разл. Ситуациях. Наряду с «золотым правилом» нравственности сложились общегуманистич. Принципы. «не убий», «не лги», «не кради». Сила и оправдание моральных предписаний, всегда безусловных по форме и крайне суровых по содержанию, состоит в том, что человек должен прежде всего обращать их к себе и только через собств.

Опыт предъявлять другим. В М. Оцениваются не только практич. Действия людей, но их мотивы, побуждения и намерения. В связи с этим в моральной регуляции особую роль приобретает формирование в каждом человеке способности относительно самостоятельно определять свою линию поведения без внеш. Контроля, опираясь на такие этич. Категории, как совесть, чувство личного достоинства, честь и т. П.А 38 Рос. Педагогическая энц., т. 1М. Задаёт личностный образ гармоничных обществ, отношений. Адекватной формой моральной регуляции является саморегуляция, моральной оценки — самооценка, морального воспитания — самовоспитание. Осн. Категории М. Добро (в противоположность злу), долг и совесть. Добро выражает нацеленность М. На идеал человечности, долг — её императивный характер, а совесть — интимно-личностную природу.Проблема сущности и специфики М.

— одна из центральных в этич. Науке. Она не имеет единственного и бесспорного решения. Осмысление М. Органически входит в процесс определения человеком собств. Моральной позиции. Теоретич. Споры в отеч. Этич. Науке стимулированы необходимостью преодоления вульгар-но-социологич. Схем и идеологич. Штампов в этике, осознанием того факта, что М. С её ценностями коллективизма, любви к ближнему, терпимости является основой духовности и культуры человека. Опыт тоталитарных социальных систем свидетельствует, что отрицание общечеловеческой М. Ведёт к кризису общества и личности. В условиях развития совр. Цивилизации, с увеличением потенц. Опасностей, угрожающих существованию человечества, с возрастанием степени риска человеческой деятельности, наносящей вред окружающей среде, ответственное отношение к М., признание приоритета общечеловеческих ценностей является выбором, не имеющим разумной альтернативы.

Борьба и конфронтация между людьми, обусловленные различиями интересов, мировоззренч. Пристрастиями и обществ.-полит, целями, допустимы и могут быть исторически целесообразны и продуктивны только в границах и формах, определённых в их элементарном и всеми признаваемом содержании.Лит. Аристотель, Никомахова этика, Соч. В 4 тт. Т. 4, М., 1983. Кант И., Основы метафизики нравственности, Соч., т. 4, ч. 1, М., 1965. Мур ДжПринципы этики, пер. С англ., М., 1984. Дробниц-кий О. Г., Понятие морали, М. 1974. Гусейнов А. А., Мораль, в кн. Общественное сознание и его формы, М. 1986. А. А. Гусейнов..

Значения в других словарях
Мораль

(лат. Moralis — нравственный, от mos, множественное число mores — обычаи, нравы, поведение) нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе. Особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения). Предмет специального изучения этики (См. Этика). Содержание и характер деятельности людей в обществе обусловлены в конечном счёте объективными социально-историческими условиями их бытия и законами общественного развития (см. И..

Мораль

МОРАЛЬ (от лат. Moralis - нравственный) -1) нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения). Один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. П. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки,..

Мораль

МОРАЛЬ (от латинского moralis - нравственный), 1) нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения). Один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции, нравственные нормы получают ценностное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.п. В отличие от права, исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественн..

Мораль

Двойная мораль. Публ. Неодобр. О принципах поведения, допускающих расхождение между словом и делом, заведомо ложные и невыполнимые обещания. Мокиенко 2003, 60.. ..

Мораль

См. Этика. ..

Мораль

Моральсм. Этика(Источник. «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru). ..

Мораль

(лат. Moralis doctrina. Этим. См. Моралист). Нравоучение, совокупность правил, признаваемых за истинные и служащих руководством в поступках людей.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)[фр. Morale] - 1) совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу. Нравственность. 2) поучительный вывод из чего-л., нравственное заключение. 3) нравоучение, наставление.(Источник. "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 200..

Мораль

• абсолютный мораль. ..

Мораль

См. Вывод, наука.... ..

Мораль

Нравоучение, наставление (употр. Обычно в непринужденной речи). Голая, голословная, горькая, заношенная (разг.), затасканная (разг.), избитая, мелочная (мелочная), надоедливая, надоедная (разг.), нудная, пошлая, прописная, пустая, резонная, скучная, строгая, суровая, сухая (устар.), утомительная. Ходячая.. ..

Мораль

(иронич.) - правило нравственности. Соблюдение ее. НравоучениеСр. Живя согласно с строгою моралью;Я никому не сделал в жизни зла.Некрасов. Нравственный человек. I.Ср. А нынче все умы в тумане.Мораль на нас наводит сон...А.С. Пушкин. Евг. Онегин. 3, 12.Ср. Да этакой ли муж семейство осчастливит. (Софья.)"Сатира и мораль смысл этого всего?Грибоедов. Горе от ума. 3, 1. Чацкий.Ср. Moral (нем.), morale (фр.).Ср. Mos, moris, нрав, мораль.см. Декорум соблюсти.см. Грех не беда, молва не хороша.см. Марал..

Мораль

Ж. Франц. Нравоученье, нравственое ученье, правила для воли, совести человека. Моральные истины, нравственные.. ..

Мораль

Ж.1) Совокупность принципов и норм поведения людей по отношению к обществу и другим людям. Нравственность.2) Поучительный, логический вывод из чего-л.3) разг. Нравоучение, наставление.. ..

Мораль

МОРА́ЛЬ -и. Ж. [франц. Morale от лат. Moralis - нравственный]. ..

Мораль

-и, ж. 1. Нравственные нормы поведения, отношении с людьми, а также сама нравственность. Общечеловеческая м. Человек высокой морали, 2. Логический, поучительный вывод из чего-н. Отсюда м. Так поступать не годится. М. Басни. 3. Нравоучение, наставление (разг.). Читать м. Каму-н. II прил. Моральный, -ая, -ое (к 1 знач.).. ..

Мораль

Морали, мн. Нет, ж. (от латин. Moralis - нравственный). 1. Нравственное учение, свод правил нравственности, этики (книжн.). Надо, чтобы всё дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали. Ленин. Буржуазная мораль. Принципы морали. Нравственность, поведение с точки зрения правил нравственности. Человек невысокой морали. 2. Нравственный вывод из чего-н., нравственный урок. Мораль сей басни такова. Крылов. Отсюда мораль. Никакой пощады враг..

Мораль

Заимств. В XVIII в. Из франц. Яз., где moral <. Moralis «моральный», суф. Производного от mos, род. П. Moris «обычай, воля, закон», родств. Нем. Mut «дух, отвага», смерть. Мораль буквально — «соответствующее закону».Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Мораль

МОРА´. ..

Мораль

(sittlichkeit). ..

Мораль

Один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции, нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и др. В отличие от права, исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения).. ..

Мораль

(Morality. Moral) - термин, используемый в отношении индивида или группы и обозначающий условия, при которых осуществляются самоконтроль, уверенность в себе и дисциплинированное поведение."За действиями человека стоит не общественное мнение, не всеобщий моральный кодекс, но сама личность, в отношении которой он до поры до времени остается на бессознательном уровне. Каждый из нас всегда есть еще и то, чем он был прежде, и точно так же он непременно есть уже и то, чем только станет". (CW ..

Мораль

(Morality. Moral) — термин, используемый в отношении индивида или группы и обозначающий условия, при которых осуществляются самоконтроль, уверенность в себе и дисциплинированное поведение. «За действиями человека стоит не общественное мнение,. ..

Мораль

— нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью общепризнанных норм поведения.. ..

Мораль

МОРАЛЬ (нравственность) (лат. Moralis - нравственный, mores - нравы) - специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию. Совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений. В любом человеческом сообществе есть необходимость в согласовании форм жизнедеятельности, коррелировании различных и порой альтернативных между собой целеполаганий. В отличие от жестко фиксированных и сопряженных в своем функционировании с определенны..

Мораль

- (нравственность) - правила, нормы общежития, поведения людей, определяющие их обязанности и отношения друг к другу и к обществу, одна из форм общественного сознания. В классовом обществе мораль имеет классовый характер и призвана, прежде всего, узаконить разделение людей по имущественному признаку и право имущих на эксплуатацию неимущих. Паразитические цели и разрушительный характер деятельности эксплуататоров формируют соответствующую мораль, которая носит торгашеский характер, способствуе..

Мораль

(от лат. Moralis – нравственный) – та область из царства этических ценностей (см. Этика), которая прежде всего признается каждым взрослым человеком. Размеры и содержание этой сферы меняются с течением времени и различны у разных народов и слоев населения (принцип множества моралей и единства этики). Осн. Проблемами в морали являются вопросы о том, что такое «хороший обычай», что «прилично», что делает возможной совместную жизнь людей, в которой каждый отказывается от полного осуществления жизнен..

Монтессори (Мontessori) Мария

[31.8.1870, Кьяравалле, близ г. Анкона, — 6. 5. 1952, Нордвейк-ан-Зе, Нидерланды], итал. Педагог, врач. В 1894 окончила Рим. Ун-т. Первая женщина в Италии — дер мед. Наук (1896). Проф. Гигиены в Высш. Жен. Школе (1896—1906). В 1900—07 читала курс пед. Антропологии в Рим. Ун-те (в 1904—08 проф.).Практич. Деятельность начала в дет. Психиатрич. Клинике (1895—98), где под влиянием идей Ж. Итара и Э. Сегена разработала метод развития органов чувств у умственно отсталых детей. В 1899—1901 работала в О..

Мор (Мore) Томас

(6 или 7.2.1477 или 1478, Лондон, — 6.7.1535, там же), англ, гуманист, поэт, религ. Писатель, гос. Деятель. Учился в Оксфордском ун-те, затем в юрид. Школах Лондона. Чл. Королевского совета (с 1517), лорд-канцлер (1529—32). Казнён за отказ признать Генриха VIII главой англиканской церкви.Критич. Ум, большой опыт юриста и сострадание к бедам народа в период перво-нач. Накопления капитала убедили М. В кризисе существовавшей обществ, системы. Он пришёл к выводу, что осн. Зло — частная собственность..

Мордовия

Мордовская Республика, входит в Рос. Федерацию. Пл. 26,2 тыс. Км2. Нас. 963,5 тыс. Чел. (1989, перепись), в т. Ч. Мордва (мокша и эрзя) —32,5%, русские—60,8%, татары — 4,9%. Столица — Саранск.В 1989 на 1000 чел. Населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 755 чел. С высшим и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 — 640 чел.). В отраслях экономики занято св. 117 тыс. Специалистов, в т. Ч. 51,3 тыс. С высшим и 66 тыс. Со ср. Спец. Образованием.В кон. 16 в. Стали создаваться рус. Мон..

Морено (Мoreno) Якоб (Джэкоб) Леви

(20.5.1892, Бухарест, — 14.5.1974, Бикон-Хилл, шт. Нью-Йорк, США), социальный психолог и психиатр, создатель теории и метода социометрии. Окончил Венский ун-т, где изучал философию и медицину. Прошёл курс психоаналитич. Подготовки под руководством 3. Фрейда. Работал в психиатрич. Клиниках и ин-тах Австрии и США (с 1927). Основатель (1936) и гл. Врач (до 1968) клиники в Би-кон-Хилле (ныне санаторий Морено). Основатель журн. «Sociometry» («Социометрия», 1937), «International Journal of Sociometry»..

Дополнительный поиск Мораль Мораль

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мораль" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мораль, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 6 символа