Мораль
(лат. Moralis — относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам, от mos, мн. Ч. Mores-обычаи, нра вы, поведение), общая ценностная основа культуры, направляющая человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к достойной и счастливой жизни. Предмет изучения этики. Термин «М.» возник по аналогии с др.-греч. Понятием этики. От слова mos Цицерон, ссылаясь на опыт Аристотеля, образовал прилагательное moralis, к-рое характеризовало качества, добродетели, относящиеся к темпераменту человека, его способность руководствоваться в своём поведении указаниями разума и гармонично строить свои отношения с др. Людьми. В 4 в. Из этого прилагательного сформировалось существительное moralitas, к-рое, как и греч.
Слово «этика», содержало два смысла — определённая совокупность человеческих добродетелей и изучающая их наука. Впоследствии этикой стали называть по преимуществу науку, а понятие М. Закрепилось за самим феноменом, являющимся предметом науки этики. В ряде европ. Языков наряду с лат. Термином «М.» появились собств. Обозначения, напр. В рус. Яз. — «нравственность» (в разговорной речи понятия этики, М. И нравственности употребляются как частично взаимозаменяемые).М. Представляет собой единство двух характеристик. Во-первых, она выражает потребность и способность людей объединяться, кооперироваться и жить мирной совм. Жизнью по законам, обязательным для всех. Взаимоотношения людей всегда предметны и предметно многообразны. М. Есть то, что остаётся в человеческих отношениях после исключения всего конкретного и предметно обусловленного содержания — их обществ, форма.Во-вторых, М.
Основывается на автономии человеческого духа. Утверждение всеобщего братства М. Связывает со свободным выбором личности и её самоутверждением. Возвышение человека до уровня рода оказывается вместе с тем его самоопределением.Т. О., М. — это сознание обязанности человека перед др. Людьми (имеется в виду не просто совокупность каких-то конкретных обязанностей, а именно изначальное понимание обязанности в широком смысле, делающее возможным выполнение человеком отд. Определённых обязательств). В М. Человек, по выражению И. Канта, «подчинён только своему собственному и тем не менее всеобщему законодательству» (Кант И., Соч. Т. 4, ч. 1, с. 274).Сущность М., связанная с идеями все-человечности и личности, воплощена в одной из самых древних моральных заповедей, получившей название «золотого правила» нравственности.
«поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отноше нию к тебе».М. Не является последней высш. Духовной реальностью в жизни человека. Высш. Цель человеческой деятельности, названная в древней философии высш. Благом, осмысливалась в истории культуры как всемирный разум, единый бог, личное счастье и др. По отношению к высш. Благу М. Выступает связующим звеном между ним и живыми, грешными людьми, но её, конечно, нельзя относить только к средствам достижения высш. Цели, т. К. М. Непосредственно входит в содержание высш. Блага. Так, напр., принято считать, что М. Приближает человека к богу, вмеде с тем она рассматривается и как порождение бога. Добродетель ведёт человека к счастью, но и само счастье немыслимо без неё.
Добродетель есть и путь к счастью, и существенный элемент счастья.По отношению к человеческому индивиду М. Является целью, перспективой его самосовершенствования, требованием. Её содержание выражается в форме норм и оценок, к-рые имеют всеобщий, обязательный для всех людей характер, претендуют на абсолютность (направляют сознание и регулируют поведение человека во всех сферах жизни — в труде, в быту, в политике, в личных, семейных, внутригрупповых, междунар. Отношениях и т. П.). Моральные принципы поддерживают (или, наоборот, требуют изменить) определённые устои, строй жизни, М. Относится к осн. Типам нормативной регуляции действий человека (таких, как право, обычаи, традиции и др.), но имеет значит, отличия от них.
Напр., в праве предписания формулируются и претворяются в жизнь спец. Учреждениями, нравств. Требования складываются в практич. Жизни, в стихии человеческого общежития. Нормы М. Воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, влияний и оценок обществ, мнения, воспитываемых в человеке убеждений и побуждений. Моральной регуляции не свойственно разделение субъекта и объекта. Соблюдая её нормы и вынося моральные оценки, человек поступает так, как если бы сформулировал их сам, — объект М. Является в то же время её субъектом. Моральные нормы опираются на духовные санкции и авторитеты (угрызения совести, красота нравств. Поступка, сила личного примера и т. Д.). Исторически сложились специфич. Системы М. (напр., конфуцианская, христианская, аристократическая, мещанская, пролетарская и др.), имеющие мировоззренч.
Определённость. М. Отражает потребности человека и общества, основанные на обобщении опыта мн. Поколений, а не ограниченные частными обстоятельствами и интересами. Она содержит гуманистич. Перспективу развития человечества. М. Определяет критерии оценки человеческих целей и средства их достижения.Нормы М. Получают идейное выражение в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать в разл. Ситуациях. Наряду с «золотым правилом» нравственности сложились общегуманистич. Принципы. «не убий», «не лги», «не кради». Сила и оправдание моральных предписаний, всегда безусловных по форме и крайне суровых по содержанию, состоит в том, что человек должен прежде всего обращать их к себе и только через собств.
Опыт предъявлять другим. В М. Оцениваются не только практич. Действия людей, но их мотивы, побуждения и намерения. В связи с этим в моральной регуляции особую роль приобретает формирование в каждом человеке способности относительно самостоятельно определять свою линию поведения без внеш. Контроля, опираясь на такие этич. Категории, как совесть, чувство личного достоинства, честь и т. П.А 38 Рос. Педагогическая энц., т. 1М. Задаёт личностный образ гармоничных обществ, отношений. Адекватной формой моральной регуляции является саморегуляция, моральной оценки — самооценка, морального воспитания — самовоспитание. Осн. Категории М. Добро (в противоположность злу), долг и совесть. Добро выражает нацеленность М. На идеал человечности, долг — её императивный характер, а совесть — интимно-личностную природу.Проблема сущности и специфики М.
— одна из центральных в этич. Науке. Она не имеет единственного и бесспорного решения. Осмысление М. Органически входит в процесс определения человеком собств. Моральной позиции. Теоретич. Споры в отеч. Этич. Науке стимулированы необходимостью преодоления вульгар-но-социологич. Схем и идеологич. Штампов в этике, осознанием того факта, что М. С её ценностями коллективизма, любви к ближнему, терпимости является основой духовности и культуры человека. Опыт тоталитарных социальных систем свидетельствует, что отрицание общечеловеческой М. Ведёт к кризису общества и личности. В условиях развития совр. Цивилизации, с увеличением потенц. Опасностей, угрожающих существованию человечества, с возрастанием степени риска человеческой деятельности, наносящей вред окружающей среде, ответственное отношение к М., признание приоритета общечеловеческих ценностей является выбором, не имеющим разумной альтернативы.
Борьба и конфронтация между людьми, обусловленные различиями интересов, мировоззренч. Пристрастиями и обществ.-полит, целями, допустимы и могут быть исторически целесообразны и продуктивны только в границах и формах, определённых в их элементарном и всеми признаваемом содержании.Лит. Аристотель, Никомахова этика, Соч. В 4 тт. Т. 4, М., 1983. Кант И., Основы метафизики нравственности, Соч., т. 4, ч. 1, М., 1965. Мур ДжПринципы этики, пер. С англ., М., 1984. Дробниц-кий О. Г., Понятие морали, М. 1974. Гусейнов А. А., Мораль, в кн. Общественное сознание и его формы, М. 1986. А. А. Гусейнов..
Дополнительный поиск Мораль
На нашем сайте Вы найдете значение "Мораль" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мораль, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 6 символа