Понятие
Форма научного и обыденного мышления. Результат обобщения свойств предметов нек-рого класса и мысленного выделения самого этого класса по определённой совокупности общих для предметов этого класса отличительных признаков. П. Закрепляется в слове. В П. Отражаются такие предметы и их свойства, к-рые невозможно представить в виде наглядного образа. Однако П. Невозможно без связи с образным строем мышления. В П. Различают содержание и объём. Содержание П. — это совокупность признаков, по к-рым предметы обобщаются в П. Объём П. — множество (класс) обобщаемых в П. Предметов, каждому из к-рых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию П. Так, в объём П. «река» входит множество, состоящее из отд. Рек, называемых Волга, Дон, Днепр и т.
П. В зависимости от объёма П. Классифицируются на единичные, собирательные и общие. Объём единичного П. Есть один предмет (напр., автор трагедии «Гамлет»), собирательного — группа однородных предметов, но мыслимых как одно целое (созвездие), общего П. — множество предметов, имеющих известное сходство между собой. В связи с развитием знаний и науч. Теорий и в процессе индивидуального развития и обучения человека происходит изменение П. (напр., П. Атома в античности и в совр. Физике, П. О предметном мире, о др. Людях, о самом себе у человека на разных возрастных этапах).В зависимости от характера представленных в П. Предметов различают конкретные и абстрактные П. (хотя чёткой границы между ними нет). В конкретном П. Мыслятся конкретные объекты (напр., стол, стул), в абстрактном — свойства предметов или отношения между ними (напр., отношения родства между людьми, равенства между числами).
В зависимости от типа процесса обобщения материала (в науке или шк. Обучении выделяются эмпирич. И теоре-тич. П. Эмпирич. П. Не выходят за пределы чувственного опыта, отражают внеш. Общие свойства предметов, выделяемые путём их сравнения и сопоставления, фиксируются в слове-термине. Тео-ретич. П. Являются результатом теоре-тич. Анализа и обобщения, выявляющего существенные свойства совокупности предметов и приводящего к формированию абстрактного мышления. Эмпирич. И теоретич. Знания не должны рассматриваться как взаимоисключающиеся. В процессе усвоения знаний, как и в науч. Познании, их реальное единство и разумное сочетание полезно и необходимо и должно осуществляться в соответствии с конкретными задачами.Между П. Существуют многообразные отношения, подчиняющиеся законам логики.
По содержанию П. Делятся на сравнимые, если в них имеются нек-рые общие признаки (треугольник, квадрат, круг), и несравнимые, когда таких общих признаков нет (треугольник, белизна). Сравнимые П. Могут быть совместимыми (если их объёмы полностью или частично совпадают) и несовместимыми. Совместимые П. Могут быть равнозначными, если их объёмы совпадают (напр., квадрат и ромб, у к-рого все углы равны). Перекрещивающимися, если их объёмы частично совпадают (дети, учащиеся). Находящимися в отношении логич. Подчинения (подчинённые и подчиняющие). Несовместимые П. Могут быть противоположными (напр., белый и чёрный цвета), противоречащими (напр., «это слово изменяется по падежам» и «это слово не изменяется по падежам»), соподчинёнными (напр., «животное» и «растение»).
Установление отношений между П., осуществляемое в процессе познания и обучения, производится с помощью определения, обобщения, систематизации, сравнения. Этими мыслит, операциями учащиеся овладевают в процессе решения познават. Задач, в активном оперировании П., в ходе проверки П. С точки зрения истинности или ложности, сопоставления П. С конкретной действительностью. При этом П. Включаются в суждения, к-рые, в свою очередь, образуют систему умозаключений. В процессе мышления П. Выступает и в качестве исходного пункта и как его результат.В форме П. Происходит процесс усвоения учащимися системы науч. Знаний. Для педагогики большую значимость имеет различение т. Н. Житейских и науч. П. Житейские П. Образуются у ребёнка вне спец.
Обучения в ходе его жизнедеятельности, опосредованной общением с др. Людьми. Хотя житейские П. Отличаются несистематичностью и безотчётностью, они вместе с допонятийными формами обобщения составляют его личный опыт, на к-рый накладывается понятийное мышление. Науч. П. Систематичны, имеют чёткие признаки, но они более, чем житейские П., абстрагированы от реальности, их связь с действительностью сложно опосредована и должна быть специально раскрыта учащимся в процессе обучения, иначе П. Будут «книжными», не связанными с практикой, формальными, ограниченными внеш. Речевой формой, часто оторванной от стоящих за этой формой реальных связей и отношений между вещами, явлениями, процессами. Выявленные в педагогике и психологии особенности развития науч.
И житейских П., а также связи между ними должны учитываться в процессе обучения. Это позволит избежать опасности вербализма науч. П. Хотя элементы понятийного мышления обнаруживаются уже у детей 4—5 лет, система-тич. Усвоение науч. П. Начинается в шк. Обучении. Известны и описаны в психол.пед. Лит-ре разл. Пути и этапы процесса усвоения П. В рамках дошк. И шк. Обучения. Их выбор определяется позицией воспитателя и учителя в отношении понимания процесса учения, методов обучения и т. П. Важнейшим условием успешного усвоения П. Является такая организация процесса обучения, при к-рой формирование П. Происходит в активной деятельностной форме в процессе выполнения учащимися соответствующих действий в ходе решения уч. Задач.Лит. Выготский Л.
С., Мышление и речь, Собр. Соч., т. 2, М., 1982. Рубинштейн С. Л., Бытие и сознание, М., 1957, гл. 2, § 5. Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А., Психология усвоения знаний в школе, М., 1959. Гальперин П. Я, Эльконин Д. Б., К анализу теории Ж. Пиаже о развитии дет. Мышления, в кн. Флейвелл Дж., Генетич. Психология Жана Пиаже, М., 1967. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника, под ред. Н. Н. Под-дъякова и А. Ф. Говорковой, М., 1985, гл. 3. Ильясов И. И., Структура процесса учения, М., 1986, гл. 2. В о и III в и л л о E К., Понятие как форма мышления, М., 1989. Д а-выдов В. В., О понятии развивающего обучения, П., 1995, № 1. А. Н. Ждан..
Дополнительный поиск Понятие
На нашем сайте Вы найдете значение "Понятие" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Понятие, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 7 символа