Понятие

104

Форма научного и обыденного мышления. Результат обобщения свойств предметов нек-рого класса и мысленного выделения самого этого класса по определённой совокупности общих для предметов этого класса отличительных признаков. П. Закрепляется в слове. В П. Отражаются такие предметы и их свойства, к-рые невозможно представить в виде наглядного образа. Однако П. Невозможно без связи с образным строем мышления. В П. Различают содержание и объём. Содержание П. — это совокупность признаков, по к-рым предметы обобщаются в П. Объём П. — множество (класс) обобщаемых в П. Предметов, каждому из к-рых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию П. Так, в объём П. «река» входит множество, состоящее из отд. Рек, называемых Волга, Дон, Днепр и т.

П. В зависимости от объёма П. Классифицируются на единичные, собирательные и общие. Объём единичного П. Есть один предмет (напр., автор трагедии «Гамлет»), собирательного — группа однородных предметов, но мыслимых как одно целое (созвездие), общего П. — множество предметов, имеющих известное сходство между собой. В связи с развитием знаний и науч. Теорий и в процессе индивидуального развития и обучения человека происходит изменение П. (напр., П. Атома в античности и в совр. Физике, П. О предметном мире, о др. Людях, о самом себе у человека на разных возрастных этапах).В зависимости от характера представленных в П. Предметов различают конкретные и абстрактные П. (хотя чёткой границы между ними нет). В конкретном П. Мыслятся конкретные объекты (напр., стол, стул), в абстрактном — свойства предметов или отношения между ними (напр., отношения родства между людьми, равенства между числами).

В зависимости от типа процесса обобщения материала (в науке или шк. Обучении выделяются эмпирич. И теоре-тич. П. Эмпирич. П. Не выходят за пределы чувственного опыта, отражают внеш. Общие свойства предметов, выделяемые путём их сравнения и сопоставления, фиксируются в слове-термине. Тео-ретич. П. Являются результатом теоре-тич. Анализа и обобщения, выявляющего существенные свойства совокупности предметов и приводящего к формированию абстрактного мышления. Эмпирич. И теоретич. Знания не должны рассматриваться как взаимоисключающиеся. В процессе усвоения знаний, как и в науч. Познании, их реальное единство и разумное сочетание полезно и необходимо и должно осуществляться в соответствии с конкретными задачами.Между П. Существуют многообразные отношения, подчиняющиеся законам логики.

По содержанию П. Делятся на сравнимые, если в них имеются нек-рые общие признаки (треугольник, квадрат, круг), и несравнимые, когда таких общих признаков нет (треугольник, белизна). Сравнимые П. Могут быть совместимыми (если их объёмы полностью или частично совпадают) и несовместимыми. Совместимые П. Могут быть равнозначными, если их объёмы совпадают (напр., квадрат и ромб, у к-рого все углы равны). Перекрещивающимися, если их объёмы частично совпадают (дети, учащиеся). Находящимися в отношении логич. Подчинения (подчинённые и подчиняющие). Несовместимые П. Могут быть противоположными (напр., белый и чёрный цвета), противоречащими (напр., «это слово изменяется по падежам» и «это слово не изменяется по падежам»), соподчинёнными (напр., «животное» и «растение»).

Установление отношений между П., осуществляемое в процессе познания и обучения, производится с помощью определения, обобщения, систематизации, сравнения. Этими мыслит, операциями учащиеся овладевают в процессе решения познават. Задач, в активном оперировании П., в ходе проверки П. С точки зрения истинности или ложности, сопоставления П. С конкретной действительностью. При этом П. Включаются в суждения, к-рые, в свою очередь, образуют систему умозаключений. В процессе мышления П. Выступает и в качестве исходного пункта и как его результат.В форме П. Происходит процесс усвоения учащимися системы науч. Знаний. Для педагогики большую значимость имеет различение т. Н. Житейских и науч. П. Житейские П. Образуются у ребёнка вне спец.

Обучения в ходе его жизнедеятельности, опосредованной общением с др. Людьми. Хотя житейские П. Отличаются несистематичностью и безотчётностью, они вместе с допонятийными формами обобщения составляют его личный опыт, на к-рый накладывается понятийное мышление. Науч. П. Систематичны, имеют чёткие признаки, но они более, чем житейские П., абстрагированы от реальности, их связь с действительностью сложно опосредована и должна быть специально раскрыта учащимся в процессе обучения, иначе П. Будут «книжными», не связанными с практикой, формальными, ограниченными внеш. Речевой формой, часто оторванной от стоящих за этой формой реальных связей и отношений между вещами, явлениями, процессами. Выявленные в педагогике и психологии особенности развития науч.

И житейских П., а также связи между ними должны учитываться в процессе обучения. Это позволит избежать опасности вербализма науч. П. Хотя элементы понятийного мышления обнаруживаются уже у детей 4—5 лет, система-тич. Усвоение науч. П. Начинается в шк. Обучении. Известны и описаны в психол.пед. Лит-ре разл. Пути и этапы процесса усвоения П. В рамках дошк. И шк. Обучения. Их выбор определяется позицией воспитателя и учителя в отношении понимания процесса учения, методов обучения и т. П. Важнейшим условием успешного усвоения П. Является такая организация процесса обучения, при к-рой формирование П. Происходит в активной деятельностной форме в процессе выполнения учащимися соответствующих действий в ходе решения уч. Задач.Лит. Выготский Л.

С., Мышление и речь, Собр. Соч., т. 2, М., 1982. Рубинштейн С. Л., Бытие и сознание, М., 1957, гл. 2, § 5. Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А., Психология усвоения знаний в школе, М., 1959. Гальперин П. Я, Эльконин Д. Б., К анализу теории Ж. Пиаже о развитии дет. Мышления, в кн. Флейвелл Дж., Генетич. Психология Жана Пиаже, М., 1967. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника, под ред. Н. Н. Под-дъякова и А. Ф. Говорковой, М., 1985, гл. 3. Ильясов И. И., Структура процесса учения, М., 1986, гл. 2. В о и III в и л л о E К., Понятие как форма мышления, М., 1989. Д а-выдов В. В., О понятии развивающего обучения, П., 1995, № 1. А. Н. Ждан..

Значения в других словарях
Понятие

форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии. Мысль или система мыслей, обобщающая, выделяющая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам. П. Суть «. Не более, как сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей» (Энгельс Ф., см. Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 550). П. Не только выдел..

Понятие

ПОНЯТИЕ - 1) в философии - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия - выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса.2) В логике - мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам.. ..

Понятие

ПОНЯТИЕ, 1) (философское) форма мышления, отражающая существенные свойства, связи, отношения предметов и явлений. Основная логическая функция> понятия - выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. 2) В логике - мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам.. ..

Понятие

Логический термин, обозначающий известную ступень в развитии интеллектуальной деятельности человека. Память воспроизводит представление объекта в том виде, в каком объект был воспринят сознанием. Рефлективная деятельность ума, разлагая объект на сумму его качеств и подмечая общие объектам качества, создает некоторое общее представление, которое обозначается словом. Номиналистическое направление в логике не отличает общего представления от П., заменяя главу о П. Главой об именах. Но если наше поз..

Понятие

Быть без понятия. Жарг. Мол. Не иметь ясного представления о чём-л. Вахитов 2003, 14.. ..

Понятие

Представление, идея.. ..

Понятие

1) в философии - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия - выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. 2) В логике - мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам.. ..

Понятие

Понятный, понять и пр. См. Понимать.. ..

Понятие

Ср.1) Логически оформленная мысль об общих существенных свойствах, связях и отношениях предметов или явлений объективной действительности.2) Представление о чем-л., осведомленность в чем-л. Знание, понимание чего-л.3) а) разг. Мнение о ком-л., чем-л.б) Оценка кого-л., чего-л.4) перен. Разг.-сниж. Понимание, разум, рассудок.. ..

Понятие

-я, ср. 1. Логически оформленная общая мысль о классе предметов, явлений. Идея чего-н, П. Времени. П. Качества. Понятия науки. 2. Представление, сведения е чём-н. Иметь, получить п. О чём-н. 3. Обычно мн. Способ, уровень понимания чего-н. У детей свои понятия. * Понятия не имею (разг.) — не знаю, не имею представления о ком-чём-н. Когда уходит поезд. — Понятия не имею. С понятием кто (прост.) — об умном человеке. С понятием делается что (прост.) — делается что-н. Умно, разумно. Без понятия кто (..

Понятие

Понятия, ср. 1. Логически расчлененная общая мысль о предмете, включающая ряд взаимносвязанных признаков (науч.). Определение понятия. Понятие квадрата. Понятие прибавочной стоимости. Содержание понятия. Противоречащие друг другу понятия. 2. Только ед. Представление о чем-н., осведомленность в чем-н. (разг.). Иметь понятия о чем-н. Не имею ни малейшего понятия об этом. - Когда он приезжает. - Понятия не имею. (совершенно не знаю. Фам.). У него очень смутное понятие о математике. || Умение разобр..

Понятие

(англ. Concept) - форма знания, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. П. Выступает и как форма отражения материального объекта, и как средство его мысленного воспроизведения, построения, т. Е. Как особое мыслительное действие. Первый момент представляет собой пассивную, созерцательную, зависимую от объективного содержания предпосылку деятельности. Вместе с тем существует внутренняя связь подлинного содержания П. Со способом его конструирования, идеализации..

Понятие

Одна из форм мышления, характеризующаяся высоким уровнем обобщения. П. Могут быть конкретными и абстрактными, наиболее абстрактные П. Обозначаются как категории. П. Выражается словами и только в этой форме существует.. ..

Понятие

ПОНЯТИЕ - форма мысли, обобщенно отражающая предметы и явления посредством фиксации их существенных свойств. Первые П. Относились к чувственно воспринимаемым предметам и имели наглядно-образный характер. С умножением потребностей человека и усложнением видов его деятельности появились более отвлеченные П., непосредственно не связанные с чувственным отражением, но, вместе с тем, являющиеся более близкими к реальности в смысле отражения ее сущности. Таковы, например, П. Молекулы, атома, электрона...

Понятие

- одна из логических форм мышления в противоположность суждению и умозаключению, которые состоят из понятий.. ..

Понятие

Общее имя с относительно ясным содержанием и сравнительно четко очерченным объемом. П. Являются, напр., "химический элемент", "закон", "сила тяготения", "астрономия", "поэзия" и т.п. Отчетливой границы между теми именами, которые можно назвать П., и теми, которые не относятся к ним, не существует. "Астрономия" уже с античности является достаточно оформившимся П., в то время как "сила тяготения" до И. Ньютона вряд ли могла быть отнесена к П.В истолковании содержания самого имени "П." единства мне..

Понимание

Мыслительный процесс, направленный на выявление существенных свойств предметов и явлений действительности, познаваемых в чувственном и теоретич. Опыте человека. Формы проявления П. Различны. Отнесение предмета или явления к определённой категории. Подведение частного случая под общее понятие. Выяснение того, как устроена вещь (напр., П. Конструкции к.-л. Механизма, прибора). Выяснение причин явления, его происхождения и развития, его последствий. Установление логич. Оснований, из к-рых следует т..

Пономаренко Владимир Александрович

(р. 3.1.1933, Мелитополь, Украина), врач и психолог, акад. РАО (1993. Акад. АПН СССР с 1990). Дер мед. Наук (1972), проф. (1980). Ген.-майор мед. Службы (1984). После окончания Саратовского мед. Ин-та (1956) работал в частях ВВС. С 1962 в Ин-те авиац. И космич. Медицины (в 1986—93 начальник ин-та). Автор и соавтор ряда исследований по проблемам психологии в авиации и космонавтике, безопасности полёта и др. (монография «Практическая психология», 1994, соавт. И др.). Под рук. П. Выполнены инж.-пси..

Поощрение

Вид моральной санкции. Положит, воздействие авторитетного лица, к.-л. Обществ, органа на человека или коллектив с целью закрепления достигнутых им результатов (действия, поведения, позиций и т. П.) и засвидетельствования их одобрения. П. Выражается в признании (как правило, публичном) заслуг. П., связанное с повышением социального статуса или улучшением материального положения, называется наградой. Помимо одобрения социальное значение П. Определяется тем, что оно обращает внимание др. Людей и об..

Попечительство

См. Опека и попечительство.. ..

Понятие

- общее имя, имеющее относительно ясное и устой­чивое содержание и сравнительно четко очерченный объем. П. Явля­ются, напр., «дом», «квадрат», «молекула», «кислород», «атом», «любовь», «бесконечный ряд» и т. П. Отчетливой границы между теми именами, которые можно назвать П., и теми, которые не относятся к П., не существует. «Атом» уже с античности является достаточно оформив­шимся П., в то время как «кислород» и «молекула» до XVIII в. Вряд ли могли быть отнесены к П. Имя «П.» широко используется..

Дополнительный поиск Понятие Понятие

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Понятие" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Понятие, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 7 символа