Психотерапия
(от греч. Psyche — душа и therapeia — лечение), 1) отрасль медицины, разрабатывающая систему психологически опосредованного лечения заболеваний. 2) метод комплексного лечебного воздействия на мотивы, эмоции, волю и самосознание человека при мн. Психич., нервных и психосоматич. Заболеваниях. Условно различают П. Клинич. Ориентации, к-рая направлена гл. Обр. На смягчение или ликвидацию симптомов заболевания, и личностно ориентированную П., задача к-рой — содействие пациенту в изменении его отношений к социальному окружению и собств. Личности. Осн. Сферой приложения П. Являются неврозы — психогенные заболевания личности. При др. Болезненных состояниях (аутизм, психозы, психопатии) П. Имеет вспомогат. Значение, поскольку психогенные, психологически обусловленные факторы менее значимы в их происхождении.Отд.
Психотерапевтам, приёмы применялись в мед. Практике с древнейших времён. Разработка науч. Основ П. Начата в сер. 19 в. Гл. Внимание тогда уделялось явлениям гипнотич. Внушения. На этих основах базируется существующая поныне суггестивная П., цель к-рой — устранение болезненных проявлений посредством прямого внушения. В нач. 20 в. Разработан метод рациональной П., при к-ром лечебное воздействие осуществляется за счёт обсуждения с больным характера его заболевания, обучения конкретным приёмам противодействия симптомам болезни. Одновременно за рубежом получил распространение метод психоанализа, к-рый к наст, времени претерпел существ, изменения и утерял своё первоначально ведущее положение как дорогостоящий, длительный и недостаточно эффективный.
В связи с развитием социальной психологии в 40—60-х гг. Возникло и упрочилось направление групповой П., в к-ром нашли применение дискуссионные и игровые формы работы. Существуют и др. Многочисл. Методы П., каждый из к-рых основывается на той или иной теории личности и её патологии, — «недирективная, или центрированная на клиенте», психотерапия К. Роджерса, логотерапия В. Франкля и др. Весьма распространённым методом является поведенч. Терапия, основанная на учении об условных рефлексах (за рубежом её теоретич. Основа — бихевиоризм). В ней используются лечебно дозированные раздражители, способные уменьшить («загасить») реакции страха и нежелательные навыки поведения (напр., ребёнку, боящемуся собак, показывают вначале их муляж, затем он играет с ним, преодолевая свой страх, и т.
Д.). В др. Направлениях разрабатываются приёмы психич. Саморегуляции в виде аутогенной тренировки, применение с лечебной целью изобразит, творчества больных, лепки, пантомимы, музыки.П. Дет. Возраста характеризует сравнительно небольшая роль вербально-анали-тич., рациональных приёмов при преобладании игровых, эмоционально насыщенных методик с активным привлечением родителей к процессу лечения детей. Разработаны ориг. Методики гип-носуггестивной и тренировочной П. Нев-ротич. Расстройств и энуреза, невротич. Реакций при начале посещения дет. Сада, заикания у подростков, при дет. Аутизме и патологии характера. Получили распространение методики игровой П., организованы семейные консультации для родителей, испытывающих трудности во взаимоотношениях с детьми и воспитании.
Разработана концепция патоге-нетич. П. Неврозов у детей и подростков. Она включает последовательное применение принципов и методов семейной, индивидуальной и групповой П. Задача семейной П. — восстановление единства семьи посредством нормализации отношений и психич. Здоровья её членов. Она предусматривает создание атмосферы сотрудничества родителей с врачом для совместного лечения детей, изменение неправильно сложившихся отношений в семье и взглядов на воспитание — источников невротич. Заболевания. Для этого используются приёмы обсуждения и дискуссий в семейной группе, совместного проигрывания конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с детьми по сценариям, поочерёдно предлагаемым врачом, родителями и детьми. Задача индивидуальной П.
Состоит в устранении клинич. Проявлений невроза у детей, прежде всего страхов, астенич. Симптоматики, вегето-сосудистых и психомоторных расстройств посредством игровой (у дошкольников) и гипносуггестивной (у школьников) терапии, перестройки отношений (у подростков). Эффективность психотерапевтам, воздействия, включая игру, внушение и гипноз, объясняется помимо прочих факторов обратимым характером невротич. Расстройств и созданием особого доверительного контакта между врачом и ребёнком. Улучшение в процессе П. Самочувствия, прекращение страхов, болезненного перенапряжения психофизиол. Ресурсов организма помогает развить у детей уверенность в себе и своих возможностях, решительность в действиях и поступках. Результат индивидуальной П.
— достижение психич. Целостности личности ребёнка и актуализация дальнейших возможностей развития. Задача групповой П. — нормализация межличностных отношений и перестройка неблагоприятно сложившихся черт характера. Обучающей моделью взаимодействия служит сама психотерапевтич. Группа, состоящая вначале из сверстников, затем из детей и родителей. Групповая П. Состоит из ряда этапов — от подвижных игр до совместного проигрывания и обсуждения проблематичных ситуаций. Итог всего комплекса патогенетич. П. — нормализация психич. Состояния детей, устранение или смягчение характерологич. Изменений, развитие уверенности в себе, контактности и коллективизма, раскрытие творческих возможностей и способностей. Этим создаются условия для гармонич.
Формирования личности детей и подростков. Своевременно проведённая и эффективная П. Неврозов у детей служит основой предупреждения неврозов у взрослых.Наряду с коррекцией выраженной патологии, важная задача П. — профилактика нервно-психич. Заболеваний и их лечение на самых ранних этапах. Распространённые ошибки родителей и воспитателей привели к росту отклонений в поведении и развитии детей, к-рые не могут быть отнесены ни к классу выраженной патологии, ни к классу нормы. Среди таких промежуточных состояний — нач. Проявления неврозов в форме астеноневротич. Реакций, начинающийся алкоголизм в форме привычного пьянства, токсикомания, агрессивное поведение и жестокость, истерич. Стиль реагирования и др. Подобные проявления требуют психотерапевтич.
Воздействия, к-рое наиб, рационально осуществлять силами квалифициров. Специалистов в рамках шк. Психол. Службы. Роль последней в общем виде можно представить как П. Среды (семьи, дет. Учреждений, школы, коллектива) — нормализацию всех факторов, влияющих на развитие ребёнка.Лит. Буянов М. И., Психотерапия неврозов у детей и подростков, М., 1976. Захаров А. И., Психотерапия неврозов у детей и подростков, Л., 1982. Добрович А. Б., Кто в семье психотерапевт?, М., 1985. КарвасарскийБ. Д., Психотерапия, М., 1985. Руководство по психотерапии, под ред.В. Е. Рожнова, Таш., 19853. " " "А. И. Захаров..
Дополнительный поиск Психотерапия
На нашем сайте Вы найдете значение "Психотерапия" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Психотерапия, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 12 символа