Психологическое Образование
1) отрасль высшего образования, система подготовки специалистов-психологов для науч. И практич. Деятельности в разл. Отраслях (образование, медицина, промышленность, спорт и др.). 2) вид дополнит, спец. Образования, психол. Подготовка специалистов разл. Отраслей в интересах решения проф. Задач, связанных с человеческими взаимоотношениями.Подготовка психологов-профессионалов осуществляется в рамках особой уч.-метод, системы, специально спроектированной для этой цели. Параллельно имеет место неформальный процесс П. О., включающий не только собственно процессы преподавания и учения, но и психол. Самообразование и самовоспитание. Последнее обеспечивает проф. Становление психологов в не меньшей мере, чем формальное образование.
Без учета этого фактора многих признанных психологов пришлось бы считать необразованными. Это обусловлено широчайшим спектром психол. Проблем, к-рые связаны с разл. Сферами человеческой деятельности и в к-рых находят реализацию проф. Устремления мн. Специалистов (медиков, педагогов, филологов и др.).Своеобразие П. О. Обусловлено особыми требованиями, предъявляемыми не только к усваиваемым навыкам, но и к личным качествам психолога. Деятельность психолога предполагает, что у него при доминировании гуманистич. Ориентации и яркой выраженности познавательных интересов к внутр. Миру людей должны быть также развиты интересы к изучению естеств.-науч. Основ психики, закономерностей работы нервной системы. Вместе с тем создание обобщённой модели специалиста (как это имеет место в инж.-техн.
Отраслях высш. Образования) в П. О. Представляется затруднительным. Модель специалиста-психолога закономерно предполагает нек-рую «многоликость» выпускников соответствующего уч. Заведения. Она фиксирует и общие, и дифференцируемые комплекты требований к подготавливаемым и переподготавливаемым работникам. Это связано, во-первых, с тем, что психологи работают в разных областях. Науч. Исследования, преподавание психологии как уч. Дисциплины, практич. Деятельность в системах материального произ-ва, образования, здравоохранения и др. Во-вторых, мастерство психолога формируется в ходе П. О. Как нек-рый оптимальный стиль проф. Деятельности, к-рый обусловлен как внеш. Факторами (социальные требования к его работе, условия деятельности), так и индивидуальными особенностями.
В силу разнообразия отношений и деятельности человека, психолог должен быть способен и мотивационно готов вникать в разл. Предметные области и отрасли науч. Знания, связанные с психол. Проблемами. Иначе могут возникнуть затруднения в установлении взаимопонимания и сотрудничества с теми людьми, с к-рыми психолог вступает в профессионально обусловленные отношения (науч. Изучение, прикладная диагностика, психол. Консультирование, психотерапия, коррекционное обучение и т. Д.). Необходимое личностное качество психолога — стремление оказывать «душевную помощь» (по выражению Н. В. Гоголя) людям независимо от их возраста, пола, обществ, положения и отношения к психологии и психологам.Содержание П. О. Строится с учётом след, требований.
Выпускник вуза должен получить фундаментальную обще-психол. Подготовку, а также нек-рую специальную, соответствующую определённой области психологии. Он должен ориентироваться в общекультурных, философских, социально-экон., биол. Проблемах, читать спец. Лит-ру на иностр. Языке. Поскольку П. О. Предусматривает присвоение квалификации преподавателя, психолог должен также получить необходимую пед. Подготовку.Общепсихол. Дисциплины уч. Плана — общая психология, методы эксперим. Исследования, история психологии, мето-дологич. Проблемы психологии. В рамках специализации читаются лекционные курсы соответствующего профиля, проводится спец. Практикум. Общенауч. И общепсихол. Подготовка обеспечивает возможность индивидуального развития выпускника в рамках освоенной специализации и успешной проф.
Реориентации на будущем трудовом пути, если такая необходимость возникнет. Как общая, так и спец. Подготовка предполагает освоение умений, обеспечиваемых практич. Занятиями и разл. Формами проф. Практики. Одна из ключевых пед. Проблем — рационализация объёма уч. Информации и сообщаемых знаний в связи с потенциальной безграничностью областей деятельности людей, к-рые могут интересовать психолога. Знания — не самоцель П. О., значительная их часть может и должна храниться во внеш. Памяти (книгах, записях, компьютеризи-ров. Базах данных и т. П.).Номенклатура специализаций психологов устанавливается с учётом обществ, запросов, заказов на специалистов определённого профиля. Традиционными являются след, специализации. Общая психология, пед.
И возрастная психология, социальная психология, психология труда и инж. Психология, спорт, психология, психофизиология. При необходимости возможна подготовка по индивидуальному плану в соответствии с заказом заинтересованной орг-ции.При построении содержания П. О. Возможен не только предметно-теоретич. Подход, но и т. Н. Проф.-корпоративный, т.е. Ориентированный на идеи и достижения определенной науч. Школы. Принадлежность преподавателя к той или иной науч. Школе фактически всегда влияет на содержание П. О., но не всегда положительно, т. К. Идеи и достижения школ, позиции к-рых отличны от разделяемых педагогом, нередко недооцениваются и даже игнорируются.Специфич. Трудность построения П. О. Состоит в том, что сформированный на уровне совр.
Науч. Требований курс преподаётся студентам, чаще всего не имеющим чёткого представления о предмете психологии, её категориях и месте в системе наук. Предмет психологии не предусмотрен программами общеобразо-ват. Ср. Школ. Высшее П. О. Является в то же время и «начальным». Это исключает возможность экспресс-подготовки специалистов-психологов.Методы подготовки психол. Кадров определяются тем, что далеко не все составляющие проф. Психол. Культуры могут быть сообщены в обезличенной форме. Необходима работа в прямом и живом контакте с психологом-преподавателем и под его наблюдением. Без этого невозможно полноценное освоение процедур психол. Тренинга, коррекционного обучения, а также процедуры исследования человека как личности.
В силу этого нет достаточных оснований для проф. П. О. В заочной форме. Приняты дневная (очная), вечерняя (для занятых в близких к психологии профессиях) формы и иногда т. Н. Очно-заочная.П. О. Зародилось как часть подготовки учёных-экспериментаторов в кон. 19 в. Подготовка психологов в заруб, странах стала массовой во 2-й пол. 20 в. В связи с социально-экон. Проблемами НТР. Отеч. Специалистов-психологов стали готовить на отделениях психологии в ун-тах начиная с 1946 в связи с введением предмета «Психология» в общеобразоват. Школе. Однако после его отмены к 1966 только в МГУ и ЛГУ сохранялись отделения психологии. С 1970 стали возникать отделения и ф-ты в др. Ун-тах.В Рос. Федерации осн. Учреждения, осуществляющие П. О., — подразделения ун-тов и пед.
Вузов. Ф-ты психологии в ун-тах Москвы, С.-Петербурга, Ярославля, Ростова-на-Дону, Твери, Самары, Владивостока, Екатеринбурга. Психол. Отделения на разл. Ф-тах в ун-тах Саратова, Омска, Ульяновска, Барнаула, а также ф-ты психологии пединститутов. Длительность обучения в ун-тах по дневной форме 5 лет (диплом приравнивается к магистерскому), вечерней — 6 лет. В пединститутах — 4—5 лет.При нек-рых уч. Заведениях наряду с бесплатными осн. Формами образования организуются разл. Самоокупаемые его формы (спецфакультеты, спецпотоки) для подготовки психологов-практиков из числа лиц, уже имеющих высшее образование др. Профиля. В непрофильных вузах при этом не исключён риск присвоения квалификации психолога после прохождения краткосрочных поверхностных курсов.Общий контроль за уровнем подготовки специалистов-психологов в ун-тах осуществляет коллегиальный обществ, орган — Учебно-метод.
Объединение при ф-те психологии МГУ. Аналогичная работа в отношении др. Вузов (в частности, педагогических) ведётся уч.-метод, подразделениями федеральных органов управления высшим и средним спец. Образованием.Психологию преподают в пед., юрид., мед. Высших и средних спец. Уч. Заведениях. Вспомогат. П. О. Обычно строится так, что помимо занятий по общей психологии имеют место нек-рые специализи-ров. Включения (напр., курсы возрастной и пед. Психологии в педвузах, психологии спорта — в ин-тах физкультуры и т. П.).П. О. Как компонент общего ср. Образования существовало в сов. Школе в 1947/48—1958/59 уч. Гг. В сер. 90-х гг. Преподавание психологии осуществляется факультативно и лишь в отд. Школах. В связи с общей гуманизацией образования наметились перспективы расширения П.
О. Разл. Уровней.Лит. Смирнова Е. Э., Пути формирования модели специалиста с высш. Образованием, Л., 1977. Гусейнова В. В., Практика использования психолога на предприятии сферы материального произ-ва и проблемы подготовки психолога-практика, «ВМУ, сер. 14. Психология», 1989, № 4. Климов А. А., К молодежи, посвятившей себя психологии, ВП, 1989, J *3. Ждан А. Н., Преподавание психологии в Моск. Ун-те, ВП, 1993, №4. Careers in psychology, Wash., 1980. The teaching of psychology. Method, content and con-text, ed. By J. Radford, Cnichester, 1980.E. А. Климов..
Дополнительный поиск Психологическое Образование
На нашем сайте Вы найдете значение "Психологическое Образование" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Психологическое Образование, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 27 символа