Культур-шок

101

(culture shock) Изобретение термина "К.-ш." (для описания тревоги, вызванной утратой ощущения того, что, когда и как нужно делать в новой для себя культурной среде) обычно приписывают Калверо Обергу. Чел., попавший в чужую культуру, обнаруживает, что привычные ориентиры исчезли и замещены странными или незнакомыми. В рез-те у приезжего могут возникать самые разные состояния - от неясного чувства дискомфорта до совершенной дезориентации, требующей полной перестройки мышления. Вообще говоря, любая новая ситуация - напр., новая работа, новые отношения, новый образ жизни или новые соседи, - может потребовать нек-рых корректировок роли и изменений идентичности аналогично К.-ш. Иногда понятие К.-ш. Используют для обозначения общей ситуации, когда чел.

Вынужден приспосабливаться к новому порядку, при к-ром не работают ранее усвоенные культурные ценности и модели поведения. Вызываемые К.-ш. Проблемы можно распознать, опираясь по меньшей мере на шесть отличительных признаков. Во-первых, привычные ориентиры поведения, ожидаемого от конкретного чел., или вообще отсутствуют, или их значение изменено. Во-вторых, ценности, к-рые данный чел. Считал подлинными, желанными, привлекательными и важными, могут потерять все эти качества. В-третьих, дезориентация вследствие К.-ш. Вызывает эмоциональное состояние тревоги, депрессии и даже враждебности, изменяющееся от легкого беспокойства до "шквалов" слепой, необузданной ярости. В-четвертых, имеет место неудовлетворенность новым образом жизни и идеализация старого.

В-пятых, привычные способы восстановления сил и душевного равновесия, к-рые до этого обычно срабатывали, больше не помогают. В-шестых, появляется ощущение, что это состояние перманентно и никогда не пройдет. Вхождение в новую культуру часто вынуждает чел. Негативно оценивать как эту новую, так и свою прежнюю культуру. До недавнего прошлого предполагалось, что К.-ш. Несет с собой один только негативный опыт. Оберг указывал по меньшей мере на шесть аспектов К.-ш. А) напряжение вследствие траты сил на психол. Адапт. Б) чувство утраты и лишения в отношении того, что касается прежних друзей, статуса, рода занятий и имущества. В) непринятие чел. Новой культурой и ее неприятие им самим. Г) утрата ясности в отношении роли, ролевых ожиданий, чувств и Я-идентичности.

Д) удивление, беспокойство, отвращение или возмущение в отношении культурных различий нового и прежнего образа жизни. Е) сознание собственного бессилия вследствие неспособности вписаться в новую окружающую среду. Др. Авторы применяли термин Оберга более широко, включая "культурную усталость", "языковой шок", "ролевой шок" и "всеобъемлющую неопределенность". Все эти определения сохраняли единство осн. Значения, прилагая его к различным частным аспектам данной проблемы. Питер Адлер попытался описать процесс и установить последовательность стадий переживания К.-ш. Его модель включает пять стадий. А) первичный контакт, или стадия "медового месяца", когда новоприбывший испытывает любопытство и возбуждение "туриста", но при этом его базисная идентичность все еще связана корнями с родной почвой.

Б) вторая стадия связана с дезинтеграцией старой системы знакомых ориентиров, при к-рой чел. Ощущает себя сбитым с толку и подавленным требованиями новой культуры. Типично тж чувство самообвинения и собственной несостоятельности перед лицом возникших трудностей. В) третья стадия предполагает реинтеграцию новых ориентиров и возросшее умение функционировать в новой культуре. Типичные эмоции, связанные с этой стадией, - гнев и обида по отношению к новой культуре как причине трудностей и менее подходящему для жизни месту, чем прежняя среда. Поскольку на этой стадии гнев направлен вовне, то таким лицам очень сложно оказать к.-л. Помощь. Г) на четвертой стадии продолжается процесс реинтеграции в направлении приобретения автономии и увеличения способности видеть положительные и отрицательные элементы как в новой, так и в старой культуре.

Д) пятая стадия характеризуется независимостью. Чел. Достиг, наконец, "бикультурности" и теперь способен функционировать и в старой, и в новой культуре. Эта последовательность стадий или шагов описывается U-образной или, включая возвращение на родину, W-образной кривой, когда процесс приспособления повторяется в условиях прежней культуры. Чёрч рассматривает одиннадцать эмпирических исслед. В подтверждение гипотезы U-образной кривой. Эти данные подтверждают общую гипотезу, однако полное восстановление до первоначального уровня позитивного функционирования так и не получает объяснения. В пяти из этих исслед. Не удалось подтвердить гипотезу U-образной кривой, что свидетельствует об отсутствии подкрепления осн. Тезиса данными, полученными на разных выборках.

Несмотря на недостаток эмпирических доказательств, U-образная кривая в качестве модели К.-ш. Пользуется повышенным эвристическим спросом. Фурнем и Бохнер обсуждают ряд проблем в связи с гипотезой U-образной кривой применительно к К.-ш. Во-первых, слишком мн. Зависимые переменные, такие как депрессия, одиночество, ностальгия и др. Аттитюды, могут рассматриваться в качестве разных сторон процесса приспособления. Во-вторых, определены лишь отдельные участки U-образной кривой в работах, где эта гипотеза проверялась на разных выборках лиц, находившихся на момент начала исслед. На различных уровнях приспособления и потому изменявшихся с разной скоростью. Фурнем и Бохнер высказывают мнение, что эмпирические исслед. Процесса К.-ш.

Должны сосредоточиваться на интерперсональных, а не на интраперсональных переменных. Кили обнаружил, что во мн. Случаях сотрудники Канадского агентства междунар. Развития (Canadian International Development Agency), испытывавшие сильный К.-ш. В длительных зарубежных командировках, в конечном счете работали более продуктивно, чем те, у к-рых К.-ш. Был незначительно выражен или вовсе отсутствовал. Это согласуется с позицией П. Адлера, утверждавшего, что К.-ш. - это процесс межкультурного научения, ведущий к большему самопознанию и личностному росту. Такая позиция на данный момент встречает большее понимание, нежели отнесение К.-ш. К заболеваниям. Рубен и Кили пришли к выводу, что интенсивность и направленность К.-ш. Не связаны с паттернами психол.

Адапт. В нек-рых случаях выраженность К.-ш. Положительно сказывалась на итоговой профессиональной эффективности в новой обстановке. Фурнем в обзоре литературы по теме приспособления лиц, временно проживающих в чужой стране, пытался классифицировать различные виды К.-ш., подчеркивая скорее его интерперсональный, чем интраперсональный аспект. Согласно первому подходу, появление К.-ш. Связано с географическим перемещением, вызывающим реакцию по типу оплакивания (выражения скорби по поводу) утраченных связей. Тем не менее не всякий К.-ш. Связан с горем, и нет никакой возможности предсказать в каждом отдельном случае тяжесть утраты и соотв. Глубину скорби. Согласно второму подходу, вина за переживание К.-ш. Возлагается на фатализм, пессимизм, беспомощность и внешний локус контроля чел., попадающего в чужую культуру.

Тем не менее это не объясняет различий в степени дистресса и противоречит предположению, что большинство "путешественников" - субъективно - имеют внутренний локус контроля. С третьей т. Зр. К.-ш. - это процесс естественного отбора или выживания самых приспособленных, когда выживают только лучшие. Но такое объяснение слишком упрощает присутствующие переменные, поскольку большинство исслед. К.-ш. Ретроспективные, а не прогнозирующие. Согласно четвертой т. Зр., вина за возникновение К.-ш. Возлагается на неуместные в новой обстановке ожидания приезжего. Но нет никаких доказательств связи между неудовлетворенными ожиданиями и плохим приспособлением. Сторонники пятой т. Зр. Утверждают, что причиной К.-ш. Являются негативные события и нарушение ежедневного распорядка в целом.

Однако измерить происходящие события и установить причинность очень сложно. То ли сами пострадавшие яв-ся виновниками негативных событий, то ли негативные события заставляют страдать этих людей. Согласно шестой т. Зр., К.-ш. Вызывается расхождением ценностей из-за отсутствия взаимопонимания и конфликтов. Но ведь какие-то ценности более адаптивны, чем др., и ценностный конфликт сам по себе не может быть достаточным объяснением. Седьмое объяснение связывает К.-ш. С дефицитом соц. Навыков, вследствие чего соц. Неадекватные или неопытные люди переживают более трудный период приспособления. Тем не менее в таком объяснении преуменьшается роль личности и социализации, а в таком понимании приспособления присутствует скрытый этноцентризм.

Восьмая т. Зр. Вина возлагается на недостаток соц. Поддержки, причем этот подход заимствует аргументы из теории привязанности, теории соц. Сети и психотер. Однако достаточно сложно количественно измерить соц. Поддержку или разраб. Механизм либо процедуру соц. Поддержки, чтобы проверить данное объяснение. Педерсен, развивая исслед. Томаса Коффмана, предложил ряд стратегий совладающего поведения, помогающих справиться с К.-ш. Во-первых, приезжий должен осознать, что любая важная перемена в жизни, как правило, имеет следствием стресс и дискомфорт, и в этом нет ничего необычного или патологического. Страдания, причиняемые К.-ш., могут в меньшей степени восприниматься как нехватка чего-либо или болезнь, если признать К.-ш.

Нормальной реакцией на перемены. Во-вторых, сохранение личной целостности и самоуважения должно стать осн. Целью того, кто переживает К.-ш. Приезжие зачастую ощущают потерю своего статуса в новой культуре, язык, обычаи и порядки к-рой ему незнакомы. Таким людям нужны ободрение и поддержка для сохранения правильного Я-образа и восстановления уверенности в своих силах. В-третьих, на приспособление к новой культуре должно отводиться какое-то время, позволяющее избежать давления или спешки. Каждый чел. Приспосабливается в своем индивидуальном темпе, в зависимости от ситуации. Для окончательного "примирения" нового и старого может потребоваться больше времени, чем кажется подходящим, но это время должно пройти. В-четвертых, осознание адаптационных паттернов поможет приезжему выработать новые навыки и понимание ситуации.

Составив схем, процессов, приводящих к появлению К.-ш., и предсказав дальнейший ход приспособления в виде логической последовательности стадий, можно сделать этот процесс более конкретным и однозначным. Депрессию и чувство провала следует воспринимать как одну из стадий приспособительного процесса, а не как постоянную составляющую своей новой идентичности. В-пятых, словесное маркирование симптомов К.-ш. Поможет приезжему интерпретировать эмоциональные реакции на стресс в ходе адапт. Знание того, что др. Люди испытали К.-ш. И выжили или даже стали сильнее благодаря такому жизненному опыту, может подбадривать и обнадеживать. В-шестых, то, что чел. Легко приспосабливался в родной культуре, вовсе не значит, что адапт.

К чужой культуре будет легкой. В нек-рых случаях приезжие могут ощущать ностальгию сильнее, если на родине они жили намного лучше. Возможно тж, что люди переносят свои старые проблемы в новую культуру, что ведет к плохому приспособлению в обеих культурах, хотя они-то как раз стремятся избавиться от старых проблем, сбежав в новую культурную среду. В-седьмых, если нельзя предотвратить К.-ш., то можно подготовить людей к переходу в новую культуру и, следовательно, облегчить процесс приспособления. Такая подготовка могла бы включать изучение языка, культуры, моделирование ситуаций, в к-рые обычно попадают приезжие, и встречи с представителями землячеств. Совр. Теорет. Перспектива, в к-рой ведутся исслед. К.-ш., образована рядом практически общепринятых допущений.

Во-первых, К.-ш. - это не болезнь, а процесс научения, каким бы неприятным или болезненным он ни был. Однако К.-ш. М. Б. Связан с патологическими состояниями или приводить к вредным для здоровья реакциям. Во-вторых, в более широком смысле К.-ш. Может относиться к положению, выходящему за пределы ситуации "приезжий в др. Стране". Люди, переживающие любые радикальные изменения в своей жизни, могут проходить через процесс адапт. Или аккомодации, напоминающий К.-ш. В-третьих, пока невозможно (если возможно вообще) измерить процесс развития К.-ш. Или доказать гипотезы U- или W-образной кривой, хотя все еще сохраняется эвристическая ценность К.-ш. В качестве объяснительной модели. В-четвертых, существуют способы подготовки людей к переживанию К.-ш., способствующие в ходе этого процесса облегчению страданий и неудобств.

И наконец, К.-ш. - это распространенное явление, с к-рым - в большей или меньшей степени - в свое время сталкивается большинство людей. См. Также Билингвизм, Совладание, Культуроспецифичные расстройства, Групповое давление, Теория реактивного сопротивления П. Б. Педерсен.

Значения в других словарях
Культи, Галлюцинация

См. Фантом конечности.. ..

Культтерапия

Разновидность социореабилитационной терапии, основой которой является психотерапевтическое влияние развлекательно-познавательных мероприятий с тщательно продуманной программой. При этом необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности больного, его интересы, уровень психического развития, характер психопатологической симптоматики [Красик Е.Д., Петров М.И., Потапов А.И., 1983]. Группы больных образуют по признакам сходства в поведении и активности.. ..

Культурhoe Сохранение

Термин Морено для обозначения всего (книг, фильмов, произведений искусства, артефактов и т.д.), что выполняет функциии вьражения сохранения некоторых культурных ценностей.. ..

Культура

(Culture. Kultur) - у Юнга термин, используемый в качестве синонима общества, т. Е. Некоей дифференцированной и достаточно осознающей себя группы, принадлежащей к коллективному.С психологической точки зрения Юнг предполагал, что понятие культуры дополняет представление о группе, которая выработала свою собственную идентичность и самосознание наряду с ощущением смысла и целевой непрерывности бытия.. ..

Дополнительный поиск Культур-шок Культур-шок

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Культур-шок" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Культур-шок, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 11 символа