Моделирующая Психотерапия

69

Разработана Бандурой (Bandura A.) и его сотрудниками на основе его же теории научения. Последняя явилась обобщением работ по подражательному научению, имитации, идентификации, социальному научению, социальному облегчению, индуцированному поведению.Теория научения Бандуры может быть отнесена к когнитивно-социальным концепциям, поскольку автор для объяснения обучения новому поведению и преобразования имеющихся стереотипов поведения использовал понятие когнитивных схем - промежуточных переменных, определяющих реакцию на стимул, а также учитывал социальные условия, в которых происходит научение. Для этой когнитивной теории научения, так же как и для других, характерно выделение двух фаз. Фазы приобретения какого-либо стереотипа поведения и фазы исполнения данного стереотипа.

В первой фазе у человека формируются когнитивные схемы. Для этого достаточно лишь обучения с помощью наблюдения. Схемы могут формироваться и впоследствии храниться на когнитивном уровне без реализации. К хранению информации имеют отношение две системы. Образная и вербальная. При этом важную роль играет процесс скрытого упражнения, осуществляемого на чисто когнитивном уровне, преимущественно в одной из двух указанных систем (образной или вербальной). Поэтому упражнения, выполняемые на когнитивном уровне (когнитивное моделирование), играют важную роль в М. П.Бандура установил, что подкрепление играет существенную роль не в фазе приобретения, а лишь в фазе исполнения.При рассмотрении научения с помощью модели как процесса целесообразно выделить несколько функций, которые должны быть освоены.1.

Наблюдатель приобретает новый стереотип поведения, который отсутствовал ранее в его репертуаре.2. Наблюдение за моделью укрепляет или ослабляет определенные стереотипы поведения. Наблюдение позитивных следствий определенного поведения укрепляет эти стереотипы, и наоборот.3. Наблюдение за моделью повышает функцию дискриминации раздражителя, имеющего характер положительного или отрицательного подкрепления.С помощью методик моделирования решаются следующие задачи. Построение новых стереотипов поведения, угашение имеющихся неадаптивных стереотипов, облегчение проявления слабо представленных в репертуаре пациента стереотипов.При использовании методики символического моделирования ставится задача видоизменения стойкого стереотипа поведения с постепенной заменой его другим в воображении.

Методика "шейпинг". Позволяет сформировать и укрепить альтернативное поведение с помощью ряда поэтапных малых шагов. При модификации сложного стереотипа пациент обучается в процессе многократно выполняемых действий-проб, сравнивая свои достижения с моделью как с эталоном. Обычно используется методика терапии фиксированных ролей Келли (Kelly G. А.). Пациент неоднократно решает одну и ту же задачу, все время модифицируя свое поведение, пока не будет освоено несколько оптимальных способов достижения цели, после чего тренировки переносятся в повседневную жизнь. Стойкость выработанного нового стереотипа поведения проверяется и укрепляется в условиях нарастающего давления со стороны участников тренинговой группы, мешающих пациенту достичь выбранной цели.С точки зрения М.

П. В ходе наблюдения за моделью часто возникают и эмоциональные реакции. Поэтому технические приемы модификации эмоциональных состояний (сходные с предыдущими) разработаны для угашения симптомов, в структуре которых аффективные негативные нарушения являются доминирующими (фобии, тревога, депрессия), или для укрепления позитивных эмоций, таких как радость, хорошее настроение, сексуальное возбуждение и др. Примером подобной методики является контактная десенсибилизация, при которой модель выполняет желательные стереотипы поведения нарастающей трудности. Задача пациента состоит в следовании за моделью. В случае затруднений желательный стереотип выполняется психотерапевтом и пациентом одновременно и только в дальнейшем самостоятельно пациентом..

Значения в других словарях
Моделировать

1. Создавать модель (в значении 1). 2. Служить моделью (в значении 2). 3. Имитировать, копировать.. ..

Моделирующая Видеосъемка

- часть поведенческого тренинга, позволяющая оценить навыки и способы поведения в конкретных ситуациях. Вступительный экзамен, устройство на работу, беседа с целью получения информации, самопрезентация и т.д.. ..

Модель

(англ. Model) (в широком понимании) - упрощенный мысленный или знаковый образ к.-л. Объекта или системы объектов, используемый в качестве их "заместителя". И средство оперирования. В естественных науках М. Называют описание объекта средствами некоторой научной теории. М. В фундаментальных и в прикладных науках обычно связываются с применением моделирования, т. Е. С выяснением (или воспроизведением) свойств к.-л. Объекта, процесса или явления с помощью др. Объекта, процесса или явления -..

Модель | Фильтрация

(модель с фильтрацией) - одна из первых концепций избирательного внимания, предложенная Д. Бродбентом. Предполагает ограниченность пропускной способности системы обработки информации сенсорной, поступающей параллельно по нескольким каналам. На определенном этапе обработки некий сигнал оказывается в центре внимания, что обусловливает именно его передачу через избирательный фильтр в канал с ограниченной пропускной способностью, действующий между этапами обнаружения и распознания сигналов. За счет ..

Дополнительный поиск Моделирующая Психотерапия Моделирующая Психотерапия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Моделирующая Психотерапия" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Моделирующая Психотерапия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 25 символа