Полемика О Роли Природы И Воспитания В Развитии

75

(nature-nurture controversy) Т. Н. "полемика о роли природы и воспитания в развитии" на самом деле представлена нескончаемыми спорами вокруг относительной роли наследственности (природы) и среды (воспитания) в формировании истинно челов. Качеств. Эти споры не прекращаются не столько в силу сложности затрагиваемых в них научных проблем, хотя мн. Из них действительно сложны, а из-за того, что предлагаемые альтернативные решения воспринимаются как имеющие самые серьезные последствия для лелеемых взглядов и убеждений (нередко имеющих религиозную или политическую окраску), касающихся таких вопросов как равенство людей, соц. Справедливость, индивидуальная ответственность и характер самой цивилизации. Совокупность споров, собранных под общим назв.

"полемика о роли природы и воспитания в развитии", можно классифицировать по-разному. Одна классиф. Возможна по тому аспекту поведения, вокруг к-рого идет полемика. В нек-рых спорах, таких как дискуссия по поводу инстинктов, предметом обсуждения становятся в основном внутренние побуждения (драйвы) и мотивы, а в др., напр., в полемике вокруг IQ - способности. Второй способ классиф. Дискуссий о роли природы и воспитания состоит в разграничении споров по тому, ставится ли в них акцент на индивидуальных, групп. Или видовых характеристиках. История полемики о роли природы и воспитания отмечена беспорядочным периодическими смещениями акцента с одного аспекта на др., часто без ясного понимания выделяемых аспектов.

Согласно предложенной Дж. Локком метафоре, разум новорожденного чист, как белая бумага, и только с помощью опыта разум приобретает все свое содержание ("идеи"). Политические взгляды Локка, согласно к-рым все люди по природе равны и независимы, а об-во - это заключенный ими договор во имя всеобщего блага, оказали огромное влияние на умы людей благодаря усилиям Джефферсона, Вольтера и Руссо, а тж др. Идеологов Американской и Французской революций. Сам Локк не считал политическое равенство людей противоречащим тому, что от природы они наделены разными склонностями и способностями. Однако это не мешало ему объяснять большое разнообразие челов. Качеств разным опытом. Ч. Дарвин придал совр. Форму аргументам защитников природы в П.

О р. П. И в. В р. Чел., твердо указав место челов. Разума в координатах биолог. Эволюции. Дарвин ясно показал, что челов. Поведение и поведение др. Биолог. Видов имеет общее происхождение, и что поведенческие - как и физ. - характеристики яв-ся объектом осн. Эволюционного механизма наследственной изменчивости, по рез-там действия к-рого происходит естественный отбор вариантов, наиболее успешно приспособленных к среде обитания. Представителя английской соц. Философии, Г. Спенсера, создавшего на основе взглядов Дарвина собственную теорию соц. Эволюции, можно рассматривать как первого в ряду т. Н. "социал-дарвинистов". Он утверждал, что "преуспевающие" и "непреуспевающие" члены об-ва представляют собой "приспособленных" и "неприспособленных" в дарвиновском смысле.

Идеи Спенсера о генетической изменчивости и естественном отборе были с энтузиазмом восприняты Ф. Гальтоном и применены к объяснению различий между людьми. Конечно, фамильное сходство в принципе можно объяснить или наследственностью, или средой, однако Гальтон считал его почти полностью наследственным. Он рассматривал и расовые различия, к-рые считал тж преим. Наследственными. Гальтон отчетливо понимал политическое значение своих теорий, он стал создателем евгеники. Акцент на индивидуальных и расовых различиях, к-рый Гальтон делал в своих работах, в США вырос до создания движения за тестирование умственных способностей. Большую роль в этом сыграли психологи Льюис М. Тёрмен и Роберт М. Йеркс, чьи собственные убеждения в целом были ближе к взглядам тех, кто признавал ведущую роль природы в интеллектуальном развитии.

Йеркс организовал в период I мировой войны весьма успешную программу отбора персонала для нужд вооруженных сил США на основе тестирования интеллекта, а Тёрмен - массовое обследование населения в целях выявления одаренных лиц. Одаренность определялась по высокому IQ, к-рый Тёрмен считал относительно прямой мерой врожденных способностей. Соц. Психолог У. Мак-Дугалл, тж считавший природу более важным фактором, разраб. Теорию развития, осн. На инстинктах. Подчеркивание им важной роли унаследованных тенденций в формировании соц. Жизни чел. Вызвало резкую критику со стороны психологов, социологов, антропологов и представителей др. Наук, считавших себя последователями Локка. И теория инстинктов Мак-Дугалла, и представления Гальтона о том, что людям от рождения даны разные способности, были решительно отвергнуты в радикальном бихевиоризме психолога Дж.

Уотсона. Период между 20 - 50-ми гг. XX в. Отмечен постепенным снижением остроты полемики о роли природы и воспитания, хотя среди психологов она никогда не прекращалась полностью. Одновременно в США и в Европе шло активное накопление данных эмпирических исслед. Моно- и дизиготных близнецов, семей с приемными и родными детьми, сирот и т. Д. Эти исслед., спланированные т. О., чтобы с известной долей вероятности раздельно оценить влияние генетических и средовых факторов, были нацелены преим. На изучение индивидуальной вариации умственной способности, в частности IQ, но часть из них затрагивала и др. Психол. Черты. В то же самое время появилось немало литературы по психопатологическим состояниям, таким как неврозы и психозы, а тж по проблемам преступности и умственной недостаточности.

Однако в отношении большинства способностей и черт личности - как нормальной, так и аномальной, - наивысшим достижением на сегодняшний момент остаются итоговые оценки относительной важности генетических и средовых воздействий, т. Н. Коэффициенты наследуемости. Поскольку для таких оценок редко использовались адекватные выборки, а методы измерения психол. Качеств все еще оставляют желать лучшего, получаемые коэффициенты наследуемости существенно варьируют от одного исслед. К др., даже если эти исслед. Проводятся на сходных популяциях, оставляя возможности для продолжения П. О р. П. И в. В р., по крайней мере, в количественном смысле. Один ист. Урок этой полемики, казалось бы, очевиден. Для сокращения зоны неопределенности нужны более надежные методы измерения и более представительные выборки.

Второй заключается в том, что необходимо изучить реальные механизмы влияния генов и среды на развитие. В широком смысле, генетик Т. Добжанский изящно объединил дарвинистские представления с признанием роли культуры в эволюции чел. И с демократическими идеалами Локка. После выхода в свет в 1960 г. Учебника "Генетика поведения" (Behavior genetics), написанного биологом Дж. Л. Фуллером и психологом В. Р. Томпсоном, казалось, что П. О р. П. И в. В р. Сможет, наконец, принять форму обычных научных дискуссий. Однако улегшиеся было страсти оказались затишьем перед бурей. В 1969 г. Дженсен, сопоставив рез-ты различных исслед., пришел к выводу, что примерно 80% всех индивидуальных различий в IQ - генетического происхождения, и занял откровенно "прогенетическую" позицию.

Хуже того, он высказал мнение, что - по крайней мере отчасти - устойчивое отставание чернокожих американцев в рез-тах IQ-тестов имеет генетические причины. Сообщение Дженсена вызвало фурор в академических кругах и в популярной прессе. Атмосфера еще больше накалилась в 1971 г. С появлением статьи психолога Ричарда Хернштейна под назв. "IQ". Ее автор подчеркивал важность генетических различий, возникающих между соц. Классами в мобильном об-ве, - тема, ранее введенная в научный оборот британским психологом Сирилом Бартом. Мощная контратака была предпринята, пожалуй, с самой крайней энвайронменталистской позиции, к-рую занимал тогда американский психолог Леон Камин. Затем в 1975 г. Эдвард О. Уилсон, опираясь на популяционную генетику, дал в рамках своей теории социобиологии новое обоснование идеи о том, что биолог.

Инстинкты могут играть центральную роль в челов. Отношениях. Последующие годы отмечены многочисленными взаимными нападками. Не остались в стороне и те, кто уже давно работал над этой проблемой. В Великобритании Г. Ю. Айзенк скрестил шпаги с Камином. К этому времени получили подтверждения мн. Из подозрений Камина в отношении достоверности данных Барта. С. Дж. Гулд порвал с защитниками идеи врожденных способностей и тестированием IQ. Теме расовых различий в IQ было посвящено неск. Книг. Количество работ по социобиологии pro et contra увеличивалось с еще большей скоростью. Несмотря на то, что сторонники разных взглядов на роль природы и воспитания в развитии до сих пор ведут активную полемику, нельзя сказать, что в этом направлении нет никакого прогресса.

Совр. Концепции биолог. Эволюции, даже если они ведут свое происхождение от Дарвина, носят более сложный, дифференцированный и мат. Характер, и к тому же включают в себя знач. Больше адекватных сведений из генетики. Совр. Психология - в своем лучшем виде - демонстрирует гораздо более тонкое понимание взаимодействия организма и среды, чем то, к-рым были отмечены перечни инстинктов Мак-Дугалла или боевые кличи бихевиориста Уотсона. И последнее. Теперь сторонники разных т. Зр. На соотношение наследственности и среды в развитии, отстаивая свои предубеждения, вынуждены считаться со знач. Большим количеством доказанных фактов. См. Также Систематическая ошибка тестов, обусловленная культурными факторами, Наследственность и интеллект, Интеллект человека Дж.

Лолин.

Значения в других словарях
Полезависимость-поленезави-симость

(англ. Field dependence - field independence. Field-dependent/field-independent perceptual style) - один из параметров когнитивного стиля личности (его перцептивного компонента), для диагностики которого применяются 2 основные методики, разработанные Германом Уиткином (Witkin). Тест стержня и рамки (The Rod-and- Frame Test) и тест замаскированных (или включенных) фигур (The Embedded Figures Test). В 1-м тесте задача испытуемого состоит в том, чтобы установить линию вертикально при разных положен..

Полезность

1. В биологии - степень, в которой определенная структура имеет значение для обеспечения выживания. 2. В статистике - значение теста или статистики. Это значение довольно свободное и включает любой из ряда факторов. Валидность, надежность, силу и т.д. 3. Значение, заимствованное из экономики. Ценность товара или денег. Это последнее значение было принято в различных психологических теориях поведения выбора, принятия решения, шкалирования, игр и т.д. Здесь полезность рассматривается как ценность ..

Поленезависимость

- понятие, означающее преимущественную ориентацию субъекта на внутренние эталоны упорядочения внешних впечатлений в условиях, когда ему навязываются неадекватные формы отражения внешнего мира. Охватывает широкий круг явлений. От явлений устойчивости и адекватности восприятия предметного мира в обстоятельствах, затрудняющих восприятие, до проявления автономии личности в ситуации суггестивного влияния группы, толпы (->. Паника массовая. Заражение). Зависимым от поля - полезависимым - является та..

Полет Идей

Непрерывный, фрагментарный поток идей, мыслей и образов без какой-либо последовательной модели или подчеркивания чего-либо при речевом выражении. Часто наблюдается в маниакальной фазе биполярных расстройств.. ..

Дополнительный поиск Полемика О Роли Природы И Воспитания В Развитии Полемика О Роли Природы И Воспитания В Развитии

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Полемика О Роли Природы И Воспитания В Развитии" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Полемика О Роли Природы И Воспитания В Развитии, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 47 символа