Способности

82

(англ. Abilities, aptitudes, capabilities) - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от др., определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б. М. Теплое). С. Можно определить и как свойства психологических функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и своеобразии усвоения и реализации той ли иной деятельности. (В. Д. Шадриков.)Теплов разделял С. И задатки С. - врожденные, физиологические особенности человека, которые служат основой развития С.

Однако данные современных психогенетических исследований свидетельствуют о том, что С, измеряемые тестами, имеют больший коэффициент наследственной детерминации, чем их предполагаемые психофизиологические задатки - свойства н. С.Существует 2 варианта классификации С. 1) по видам психических функциональных систем (сенсомоторные, перцептивные, аттенционные, мнемические, имажитивные, мыслительные, коммуникативные). 2) по основным видам деятельности (математические, музыкальные, научные, литературные, художественные). Кроме того, различают общие и специальные С. Общие С. Характеризуются, во-первых, тем, что они в случае нормального развития имеются у большинства людей данной возрастной категории. Во-вторых, тем, что они "задействованы".

В широком спектре деятельностей. К ним относятся общий интеллект, креативность (общая способность к творчеству) и, реже, обучаемость. Специальные С. Не являются широко распространенными, их формирование требует специального обучения и нередко особого дарования (см. Тесты способностей, Тесты специальных способностей).Основные концепции С. Непосредственно связаны с методами их диагностики. Факторно-аналитические концепции общих С. Базируются на статистической обработке результатов массового тестирования уч-ся и представителей различных профессий. На сегодняшний день в подавляющем большинстве эмпирических исследований выявляются общие С, от уровня развития которых зависит успешность выполнения широкого спектра деятельности.

Получила популярность теория интеллектуального порога (Перкинс, Термен), в соответствии с которой для успешного овладения каждой деятельностью необходим определенный уровень интеллекта. Дальнейший успех в работе обусловливается не интеллектом, а др. Индивидуально-психологическими особенностями.Результаты психогенетических исследований свидетельствуют о высоком уровне наследуемости общего интеллекта и некоторых специальных С. (в частности, математических). Между тем креативность, вероятно, в большей мере зависит от влияния социальной микросреды. Существуют теории, опирающиеся на средовой подход к развитию С. (теория "интеллектуального климата". Семьи О. Зайонца). Высокий уровень развития общих или специальных С.

Характеризуется как общая или специальная одаренность (см. Одаренность общая).Лонгитюдные исследования (Калифорнийский лонгитюд и др.) показали, что на основе ранней диагностики общих умственных С. М. Б. Дан вероятностный прогноз успешности социальной и профессиональной карьеры личности. В современной психологии С. Можно выделить след. Предметные области. 1) психогенетика С, 2) психофизиология С, 3) общая психология С, 4) дифференциальная психология С. И психодиагностика С., 5) С. И деятельность, развитие С, 6) социальная психология С, 7) "обыденная психология". С. ("имплицитные теории", фолк-психология). Исследование С. И разработка методик их диагностики и развития имеют важнейшее значение для индивидуализации обучения и воспитания детей, профессиональной ориентации и профессионального отбора, прогнозирования и психологической поддержки развития личности.

(В. Н. Дружинин.).

Значения в других словарях
Способ Употребления

[method of administration] - Путь или метод введения, т.е. Способ, с помощью которого вещество вводится в организм, например путем приема внутрь, внутривенными (ВВ), подкожными или внутримышечными инъекциями, вдыханием, курением или абсорбцией через кожу или слизистые поверхности, такие как десны, прямая кишка или гениталии. См. Также. - ППВИ. ППВВИ. ..

Способностей Психология

Предполагалось, что способность это общая "сила ума", когнитивная способность, такая как интеллект, воля, память, понимание и т.д. Психология способностей подходит к изучению человеческого ума, предпринимая попытку объяснить умственные процессы в терминах определенного числа этих "способностей". Френологи представляли крайний вариант такого рода теоретизирования. Хотя уже в течение нескольких десятилетий это направление рассматривается как дискредитированный исторический курьез, недавно оно было..

Способности К Иностранным Языкам

(foreign language aptitude) Складывается впечатление, что нек-рые люди с завидной легкостью усваивают и. Я., тогда как другим, даже при высоком уровне мотивации, он дается с большим трудом. Это говорит о том, что люди различаются по С. К и. Я. На протяжении всего XX в. Шли разработки тестов и методик, к-рые позволили бы предсказать успешность конкретного человека в овладении и. Я. Необходимо отличать С. К и. Я. От способности к овладению родным языком. Способность к усвоению первого языка - "язы..

Способность

(Ability trait). Динамическая черта личности, определяющая умение и эффективность в достижении целей.. ..

Дополнительный поиск Способности Способности

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Способности" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Способности, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 11 символа