Эффективность Психотерапии (i)

74

(effectiveness of psychotherapy) Оценка Э. П. Представляет собой, безусловно, важный вопрос и предмет споров, начиная с 1950-х гг. До этого времени проводилось мало исслед., посвященных оценке Э. П. Мн. Клиницисты не видели необходимости в проведении таких оценок. Для них Э. П. Была очевидной, даже несмотря на отдельные клинические сообщения о проблемных случаях. В 1952 г. Г. Айзенк, английский психолог, проанализировал 24 исслед. Психотер. И пришел к ошеломляющим заключениям. По существу, он сделал вывод о том, что психоан. Был значительно менее эффективным, чем отсутствие терапии, и что т. Н. Эклектическая терапия по своей эффективности оказалась чуть ниже, чем полное отсутствие любой терапии. Статья Айзенка вызвала гневные критические отклики психологов, обнаруживших целый ряд серьезных методологических ошибок в его анализе.

Несмотря на недостатки в статье Айзенка, она привлекла внимание к необходимости проведения исслед. По оценке Э. П. С тех пор отмечается постоянный рост как качества, так и количества исследовательских работ, посвященных оценке рез-тов психотер., а тж увеличение систематических обзоров этой литературы. Данные исследований результатов психотерапии Айзенк провел новые и более всесторонние оценочные исслед. В 1961 и 1966 гг., однако в них он пришел к выводам, сходным с полученными в его ранней работе. В 1970 г. Мельтцоф и Корнрайх опубликовали обзор, посвященный 101 публикации по рез-там психотер., и отметили, что в 80% из них сообщалось о положительном исходе лечения. Затем последовал обзор Бёрджина, в к-ром тж заключалось, что в среднем психотер.

Дает умеренно положительные рез-ты. За ними последовали др. Обзоры и оценки. Хотя в большинстве случаев рез-ты были положительными, в разное время высказывались и критические оценки. Особую важность, однако, имело появление в 1977 г. И в 1980 г. Новых статистических методов совокупного анализа и оценки большого количества исследовательских работ. Вместо того, чтобы полагаться на отдельных авторов обзоров, выводы к-рых при анализе рез-тов многочисленных исслед. В значительной степени могут определяться их предубежденностью, новая процедура, наз. Метаанализом, позволяла устранить этот потенциальный источник субъективного искажения. При мета-анализе данные различных исслед. Оцениваются таким же образом, как и отдельные пациенты в одной работе.

Субъекты, получавшие психотер., сравниваются с субъектами контрольных групп и затем оценивается величина эффекта (ВЭ). ВЭ вычисляется как разность между средним рез-том для групп лиц, получавших психотер., и средним рез-том для контрольных групп, деленная обычно на стандартное отклонение для контрольных групп. Считается, что чем больше ВЭ, тем более положительным яв-ся рез-т психотер. Обзор 375 исслед. Эффективности психотер., опубликованный в 1977 г. Смитом и Глассом, был первым, в к-ром использовался мета-анализ. Полученная оценка - ВЭ = 0,68 - означала, что средний клиент, получивший психотер., превосходил 75% лиц из контрольных групп по использованным мерам положительного исхода. Более полный мета-анализ 475 опубликованных и неопубликованных работ был проделан Смитом, Глассом и Миллером в 1980 г.

Полученная оценка ВЭ равнялась 0,85, указывая на то, что у 80% лиц, получивших психотер., рез-т превосходил средний уровень контрольной группы. Эти исслед. Подтвердили, что психотер. И в самом деле эффективна. Эти положительные оценки были встречены по-разному. Клиницисты, практикующие психотер., были рады получению такого рез-та. Однако реакция таких психологов как Айзенк была весьма критической. Слабым аспектом мета-анализа сочли "сваливание в одну кучу" данных хорошо и плохо спланированных исслед. Смит, Гласс и Миллер, возражая, утверждали, что авторы большинства др. Обзоров проявляли тенденциозность при подборе исследовательского материала или не уточняли принципы, по к-рым отдельные работы включались в обзор.

Др. Важным рез-том широкомасштабного мета-анализа, проведенного Смитом и его соавторами, было отсутствие статистически значимых различий в уровне рез-та, достигаемого при использовании различных форм психотер. После 1980 г. Появилось много дополнительных обзоров и мета-анализов, в к-рых, за небольшим исключением, подтверждались первонач. Полученные данные. Хотя не все количественные рез-ты обзоров и мета-анализов в точности совпадают, т. К. Исследуемые выборки различаются между собой по размеру, составу и использованным мерам исхода терапии, тем не менее, общий вывод остается в целом сходным и положительным. Клиенты, получавшие психотер., демонстрируют достоверно более высокий уровень улучшения в конце терапии, чем пациенты контрольных групп, не получавшие лечения.

Нек-рые исследователи подчеркивают, что рез-ты, полученные при использовании психотер., не яв-ся ограниченными или тривиальными. Хотя характер рез-та выглядит у разных клиентов по-разному, большинство из них сообщает о достигаемом в разной степени улучшении. Во мн. Же случаях это улучшение выражено в клинически значимой степени. Хотя у нек-рых клиентов отмечается отрицательный эффект в рез-те проведенной психотер., их число незначительно по сравнению с теми, кто испытал на себе ее благотворное действие. Один из обзоров эффективности психотер. Заканчивается следующим выводом. "Большое количество исслед., проведенных с использованием контрольных групп, продемонстрировало положительный эффект психотер. По сравнению с отсутствием лечения.

Лишь немногие авторы обзоров не соглашаются с этой т. Зр., ставшей уже общепринятой." Образцовые работы и исследовательские проблемы Ранние исслед. Эффективности имели ряд дефектов, включая неоднородные группы пациентов с ненадежными диагнозами, непостоянство и ограничения критериев оценки исхода терапии, вариабельность продолжительности терапии, неодинаковый опыт терапевтов и неадекватные методы статистического анализа. Изощренность исслед. В этой области знач. Возросла в 1970-е гг. Одну из первых работ, признанную соотв. Самым совр. Требованиям к уровню методологии исслед. Оценки эффективности психотер., провели Слоан, Стэплс, Кристол, Йоркстон и Уиппл. Цель - сравнение эффективности сокращенной психоаналитически ориентированной психотер.

И поведенческой терапии. Отличительной особенностью этого исслед. Было использование хорошо известных и опытных терапевтов. Каждый из трех терапевтов в каждой группе вел 10 пациентов в течение четырех месяцев. Пациенты были обследованы во внебольничной клинике Ун-та Темпл, где были подтверждены показания для проведения психотер. Кроме двух эксперим. Групп, была использована контрольная группа в составе 30 пациентов из списка очередников на лечение. Эти больные были ориентированы на лечение через четыре месяца. Пациенты включались в эксперим. Группы в произвольной последовательности, но соблюдалось их соответствие больным контрольной группы по иолу и "тяжести невроза". Оценка состояния проводилась клиницистом. Осн. Критериями оценки были 3 главных симптома, устранение к-рых и пациент, и клиницист считали необходимым.

Для подтверждения того, что 2 различные формы терапии действительно проводились сообразно с соотв. Теорет. Ориентациями, были сформулированы осн. Признаки каждой из них и аудиозаписи сеансов психотер. Подвергались оценочному анализу. Две формы терапии можно было легко дифференцировать друг от друга, и анализ подтвердил их соответствие базисным принципам каждого подхода. Пациенты обследовались в начале и по завершении лечения, а тж через год после начала терапии. Из этических соображений пациенты, к-рые не продемонстрировали адекватного улучшения состояния после четырех месяцев лечения, продолжали получать его дальше. Т. О., обследование через год после начала терапии имело ограниченную ценность. Рез-ты, полученные через четыре месяца, продемонстрировали наличие положительного рез-та относительно всех трех кардинальных симптомов - мишеней психотер.

Этот рез-т достоверно превосходил уровень, отмечавшийся у пациентов контрольной группы. Особый интерес в исслед., проведенном в Национальном ин-те психич. Здоровья, представляло использование как общих мер оценки исхода лечения депрессии и психол. Функционирования, так и нек-рых специфических мер оценки предположительного дифференцированного рез-та, достигаемого каждым из двух методов психотер. Установлено достоверное улучшение к моменту завершения психотер. По общим мерам оценки эффекта, однако достоверных различий между двумя психотерапевтическими подходами не было продемонстрировано. Более удивительным оказалось то, что 2 метода психотер. Значимо не различались между собой по специфичным параметрам когнитивного функционирования и соц.

Приспособления, к-рые, как это теоретически предполагалось, должны были отражать преимущества соответственно когнитивно-поведенческого или интерперсонального подходов. Резюмируя, можно сказать, что было проведено значительное количество исслед. Э. П., рез-ты к-рых в целом оказались положительными. В большинстве сравнительных исслед. Различных форм психотер. Не установлено существенных различий, хотя когнитивно-поведенческие подходы и представлялись иногда более эффективными. См. Также Контрольные группы, Механизмы групповой психотерапии, Мета-анализ, Q-сортировка С. Л. Гарфилд.

Значения в других словарях
Эффективность Лидерства

(leadership effectiveness) Под "лидерством" понимается способность вести за собой, руководить или управлять группой/организацией. Лидер может быть "стихийным" (emergent), т. Е. Неформально признанным или выбранным группой, либо формальным, назначенным орг-цией, к к-рой принадлежит данная группа. За свою короткую историю эмпирическое изучение проблемы лидерства прошло путь от наивного поиска универсальной магической лидерской черты или наилучшей стратегии поведения в отношении членов группы к бол..

Эффективность Личности

1. Э. Л. (англ. Self-efficacy) - термин амер. Психолога А. Бандуры, обозначающий как чувства самоуважения и собственного достоинства, так и реальную компетентность (способность, умение) личности решать жизненные проблемы. Син. Самоэффективность.2. Э. Л. (англ. Effectance) - интегральная способность быть компетентным, соответствовать требованиям среды. В рамках адлеровского подхода выделяется мотив эффективности, который побуждает ребенка преодолевать чувства неадекватности и неполноценности, поб..

Эффективность Психотерапии (ii)

(psychotherapy effectiveness) Измерение Э. П. - сложный процесс, к-рый лучше всего можно понять в ист. Контексте, исходя из поставленных вопросов и методов, используемых для ответа на них. Рост важности исследования эффективности Интерес к исслед. Э. П. Рос вместе с развитием самой психотер. На эволюцию проводимых исслед. Оказывали влияние различные соц. И экономические условия. После Второй мировой войны психотер. Получила широкое признание у населения как метод лечения психич. Расстройств. Уме..

Эффективность Труда

- показатель вклада или объема труда, вложенного в организацию работником.. ..

Дополнительный поиск Эффективность Психотерапии (i) Эффективность Психотерапии (i)

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эффективность Психотерапии (i)" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эффективность Психотерапии (i), различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 30 символа