Авсень

261

(Баусень, Таусень, Усень, Говсень, Овсень, Овсей), в дохристианской Руси языческое божество, связанное с Новым годом, со сменою времен года, с началом весеннего солнечного цикла и возрастания плодородия, воплощал в себе начало года — прибытка (урожая).Имя этого божества упоминалось еще в н. XX в. В песнях-колядках, или овсеневых песнях, распеваемых во время праздника на стыке старого и нового года, по церковному календарю в день Василия Великого (Васильев вечер, 1/14 января). Во время пения овсеневых песен поющие обыкновенно бросали зерна разного хлеба и овса, которые затем собирали и хранили до весеннего посева. В Малороссии в этот вечер комнату уставляли снопами. Снопы клали и на самый стол, а посреди них ставили большой пирог.

Жена просила мужа «исполнить закон». Дети спрашивали. «Де ж наш батько?» (Где же наш отец?) — «Хиба вы мене не бачите?» (Разве вы меня не видите?) — спрашивал отец, сидя за столом и скрывшись за грудою снопов, пирогов, вареников, книшей. «Не бачимо, тату» (Не видим, отец). — «Дай же Боже, щоб и на той год не побачили» (Дай Бог, чтобы и на будущий год не увидели). Этим актом выражалось желание, чтобы и наступающий год был столь же плодородным и дом хозяина изобиловал яствами.В Галиции при этом клали еще на стол рукоять плуга. Мальчики и парубки щедровали, вспоминая в своих щедрив-ках о Рождестве Христовом и о дне св. Василия, поздравляли всех с праздником, желали всем здравия и счастья, а себе просили подарка.

Они же производили «засееванье», разбрасывая зерна по улицам и домам и приговаривая. «На счастье, на здоровье, на новый рок (год). Роди, Боже, жито, пшеницу, всяку пашницу». Очевидно, что эта приговорка осталась из какой-нибудь песни, которой сопровождался обряд засеванья. В Малороссии мальчуганы, ходя по домам и разбрасывая из рукавов или из мешка семена, пели:Ходит ИльяНа Василья,Носит кучу Житяную.Де замахне —Жито росте -Жито пшениця,Всяка пашниця,У поле ядро,А в доме добро.Девушки же в это время гадали, так же как и на Святках или иным образом. Так, испекши накануне пирог, в самую полночь девица выходила на улицу и, подойдя к чьей-нибудь хате, начинала прислушиваться к разговору. Первое услышанное ею имя означает суженого, слово «иди» — замужество, «сядь» — возможность остаться в девках, а слово «ляжь» — смерть.

Считали колья в плетне три раза по девяти и по последнему определяли качества суженого. Если кол сучковатый — жених будет сердитый, если кол без коры — бедный, если в коре — богатый, и т. Д. Слушали лай собак, чтобы знать, с которой стороны надо дожидать себе жениха.Способы гаданий были весьма разнообразны, но все они сводились к тому, чтобы узнать, выйдет ли девушка замуж.Один же из этих способов гадания, заговаривание каши, имел совсем другой смысл. Совершался он таким образом. Старшая в доме женщина — хозяйка, взяв крупы из амбара, заваривала кашу на воде, принесенной старшим из мужчин в доме. Затирание каши сопровождалось разными причитаниями, как, напр. «Сеяли, ростили гречу. Во все лето уродилась наша греча и крупна, и румяна.

Звали-позывали нашу гречу в Царьград побывать, на княжой пир пировать. Поехала греча во Царьград побывать со князьями, со боярами. С честным овсом, золотым ячменем ждали гречу, дожидали у каменных врат. Встречали гречу князья и бояре, сажали гречу за дубовый стол пировать. Приехала наша греча к нам гостевать». Красная каша предвещала урожай и изобилие, а белая — неурожай и разные бедствия.Во многих местностях, как Малороссии, так и Великороссии, эти обряды видоизменялись до того, что порой ограничивались только беготнёю мальчишек по улицам с криком «Авсень. Авсень!» или с песнями, вроде следующей:Ой, Овсень, ой, Овсень!Походи, погуляйПо святым вечерам,По веселым теремам.Ой, Овсень, ой, Овсень!Посмотри, погляди,Ты взойди, посетиК Филимону на двор!Н.П.

СтепановИсточник. Энциклопедия "Русская цивилизация".

Значения в других словарях
Аврора

"АВРОРА", крейсер 1-го ранга Балтийского флота. В строю с 1903, в ходе русско-японской войны 1904-1905 участвовал в Цусимском сражении 1905. В 1917 на ремонте в Петрограде. Вечером 25.10(7.11). 1917 "А." холостым выстрелом из носового орудия дала сигнал к захвату большевиками Зимнего дворца. С 1956 - филиал Центрального военно-морского музея (Санкт-Петербург). В результате реставрации 1980-х гг. Многие подлинные детали корабля утрачены.Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Аврорин

АВРОРИН Евгений Николаевич (род. 1932), физик, академик РАН (1992), Герой Социалистического Труда (1967). Труды по уравнениям состояния и термоядерному синтезу. Ленинская премия (1963).Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Авсюк

АВСЮК Григорий Александрович (1906-88), физикогеограф, гляциолог, академик АН СССР (1984). Труды по исследованиям современного оледенения Тянь-Шаня, ледников Арктики и Антарктики, температурного режима ледников. Руководитель (с 1956) гляциологических исследований в СССР по международным программам.Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Автаркия

(греч. «нахожусь в достатке»), самодостаточность, самоудовлетворенность в экономике, создание замкнутого самодовлеющего хозяйства. Экономически Россия вплоть до н. XX в. Была единственной страной в мире, которая приближалась к автаркии, то есть имела такой хозяйственный уклад, который позволял ей самостоятельно и полнокровно существовать независимо от иностранного ввоза и вывоза. По отношению к внешнему миру Россия была автономна, обеспечивая себя всеми необходимыми товарами, и сама потребляла п..

Авсень

АВСЕНЬ м. Так произносят слово это, известное почти только в акающих областях. Вероятно овесень, первая встреча весны. Первый день весны, 1 марта, коим прежде начинался год. Ныне название это перенесено на Новый год и на Васильев> вечер, канун Нового года. В песнях. Тусень, титусень, туасень, таусель. Щедрованье или обсев хозяина житом, с пожеланьями. Свиная голова> к обеду. Вечером гаданья.. ..

Авсень

(овсень, усень, бауцень, баусень, таусень) — прозвища кануна нового года в разных местностях Великороссии. В иных местах, называют Васильев, или богатый, вечер. В Малороссии называют канун колядою. Многие думают, что основание как названия, так и различных символических деяний, связанных со встречею Нового года (варение каши с распределением ролей между членами семьи, ношение зерна в мешке и т. П.) надобно искать еще во времена язычества. Думают, что тогда коляда и Авсень составляли один бо..

Авсень

Овсень, говсень, усень, бауцень, бигусень, таусень - канун нового года, во многих местах России.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)овсень, говсень, усень, бауцень, таусень - канун Нового года в разных местах России.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907). ..

Авсень

Сущ., кол-во синонимов. (3). ..

Авсень

М. Так произносят слово это, известное почти только в акающих областях. Вероятно овесень, первая встреча весны. Первый день весны, 1 марта, коим прежде начинался год. Ныне название это перенесено на Новый год и на Васильев вечер, канун Нового года. В песнях. Тусень, титусень, туасень, таусель. Щедрованье или обсев хозяина житом, с пожеланьями. Свиная голова к обеду. Вечером гаданья.. ..

Авсень

Авсе́нь м. 1. "первый день весны" (1 марта), напр., у Мельникова. 2. "шуточная песня, которую поют в деревне в сочельник под окнами нелюбимых людей". Вряд ли можно вместе с Потебней (у Ляпунова, ЖСт., 1892, I, 148) объяснять из усень (XVII в.), которое он считает родственным лит. Aušrà, лат. Aurora. Это невозможно фонетически. Скорее из *овесень . Весна. Вариант таусень возник, по-видимому, как рифмованное образование к названному слову. Ср. Диал. О́бвесень "пора, близкая к весне" (Даль). Сближ..

Авсень

Баусень, Овсень, Таусень, Усень, в восточнославянской мифологии персонаж, связанный с началом весеннего солнечного цикла («Ехать там Овсеню да новому году») и плодородием. Иногда в народных песнях представляется антропоморфным. Атрибуты А. - кони. Можно предположить генетические связи А. С балтийским Усиньшем и др.-инд. Ушас.Лит. Iльiнський Г., Що таке Овсень, 3бiрник Iсторично-фiлологiчного вiддiлу Українськoі АН», 1927, № 51. Чичеров В. И., Зимний период русского земледельческого календаря XVI..

Авсень

(встречается также неправильное написание и произношение. Овсень, говсень, усень, баусень, таусень, митусень, мисень и бигусень — см. Бигос). Древнерусское блюдо, точнее — древнеславянское, названное по одноименному языческому празднику — первой встрече весны, приуроченному к 1 марта, начиная с которого, вплоть до 1492 г., исчислялся новый год. Праздник и блюдо были распространены и сохранялись в основном до середины XIX в. Лишь в «акающих» областях Центральной России (Смоленской, Калужской, Бр..

Авсень

     (встречается также неправильное написание и произношение. Овсень, говсень, усень, баусень, таусень, митусень, мисень и бигусень - см. Бигос). Древнерусское блюдо, точнее - древнеславянское, названное по одноименному языческому празднику - первой встрече весны, приуроченному к 1 марта, начиная с которого, вплоть до 1492 г., исчислялся новый год. Праздник и блюдо были распространены и сохранялись в основном до середины XIX в. Лишь в "акающих" областях Центральной России (Смоленской, Калужской..

Дополнительный поиск Авсень Авсень

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Авсень" в словаре Русская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Авсень, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 6 символа