Власть

184

Авторитет, обладающий возможностью подчинять своей воле, управлять или распоряжаться действиями др. Людей. Христианство признает один источник власти — Бога, свидетельствующего о Себе. «У Меня отмщение и воздаяние. Я — и нет Бога, кроме Меня. Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей» (Втор. 32:35, 39).«Что Бог. Вседержитель, все надзирающий, Промыслитель обо всем, имеющий власть над всем Судия — мы, конечно, и знаем, и исповедуем», — писал еще в VIII в. Прп. Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры». Эта высшая неограниченная самодержавная власть Бога промыслительно охватывает бытие мира во всех подробностях. «Промысл есть воля Божия, по которой все сущее целесообразным образом управляется, — продолжал святой Иоанн.

— Но одно из того, что подлежит Промыслу, бывает по благоволению, другое — по снисхождению. По благоволению — то, что беспрекословно хорошо. Видов же снисхождения — много». Снисхождением святой отец называет в своем сочинении попущение Божие.Итак, источник власти один — Бог. Люди сами по себе не являются источниками власти, как бы много их ни было, в каком бы взаимном согласии они ни находились. Народовластие, «народное представительство», с точки зрения христианства, — абсурд. Народ не может никому поручить свою «власть», ибо у него этой власти просто нет.Но единый Божественный источник власти предполагает два ее вида. Первый, «по благоволению», — «беспрекословно хорош». Это власть богоугодная, находящаяся в соответствии с Законом Божиим, то есть законная.

Об этой власти в Евангелии сказано. «Слово Его было со властию» (Лк. 4:32), «дал им силу и власть над всеми бесами» (Лк. 9:1), «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» (Мф. 9:6). Эта христианская власть направлена всецело ко благу людей. Ее государственным воплощением и является русское самодержавие.Свидетельствуя о своем «подзаконном» отношении к заповедям Божиим самим фактом утверждения власти Царя в Таинстве Миропомазания, самодержавие не имеет своих «самостоятельных» нецерковных идеалов и целей. Вопреки расхожему взгляду, православная государственность России не претендовала на самоценность, в идеале смиренно довольствуясь ролью «ограды церковной». Целью такой власти является всемерное содействие попыткам приблизить жизнь народа во всем ее реальном многообразии к евангельскому идеалу.

Иными словами, цель богоугодной власти — содействие спасению душ подданных, в соответствии со словами Божиими. «Не хощу смерти грешника, но еже обратися нечестивому от пути своего, и живу быти ему» (Иез. 33:11).Однако есть в мире другая власть. Искушая Христа Спасителя господством над миром, сатана прельщал Его, говоря. «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне». Источник этой сатанинской власти — попущение Божие. Сатана только временный ее владелец, он сам свидетельствует, что она ему лишь дана. «Ибо часто Бог попускает, чтоб и праведник впал в несчастия», — говорит прп. Иоанн Дамаскин. Эта попущенная Богом по Одному Ему ведомым причинам беззаконная (противная Закону Божию) власть губительна для народа, всецело направлена к погибели подвластных ей людей.Осмысление религиозного содержания власти стало одной из первоочередных забот Руси после Крещения.

Этой теме посвящено уже «Слово о вере христианской и латинской» прп. Феодосия Киево-Печерского, написанное в промежутке между 1069 и 1074 как поучение вел. Кн. Изяславу Ярославичу, которого послы папы римского пытались склонить к католичеству. В «Слове» на первый план выдвигаются вопросы о долге власти защищать истинную веру и об обязанностях князя-христианина, в частности. Показательно, какое трепетное отношение вызывает вопрос чистоты православного вероисповедания. Католики в «Слове» не называются христианами, «латыньская» вера противопоставляется «хрестьянской», как тьма — свету.«Княже боголюбивый, — начинает поучение святой подвижник, подчеркивая, что обращается к князю как к ревностному христианину, предлагая ему задуматься об обязанностях, налагаемых достоинством властителя.

— Нет другой веры лучше нашей — такой, как наша чистая и святая вера православная. Не следует, чадо, хвалить чужую веру. Если кто хвалит чужую веру, тем самым он свою хулит. Если тебе скажет спорящий. «И ту, и эту веру Бог дал», — то отвечай ему так. «Ты, кривоверный, считаешь и Бога за двоеверца. Так не слышал ли ты, окаянный, развращенный злой верой, что говорится в Писании. Един Бог, едина вера, едино крещение!»Настаивая на самой жестокой позиции там, где дело идет о защите веры, прп. Феодосии не менее строго внушал князю мысль о необходимости милосердия и любви в вопросах гражданских. «Подавай милостыню не только единоверцам, но и чужим. Если увидишь раздетого или голодного, или больного лихорадкой, или одержимого какой-либо другой бедой, даже если это будет иудей.

— всякого помилуй и от беды избавь, если можешь, и не оставит тебя Бог без вознаграждения».Ход мысли прост. Первый долг христианина — сделать все для спасения души. «Человек — олицетворенный долг», — говорили святые отцы. Выполняй, по мере сил, свой долг перед Богом, и спасешься». Князь, как имеющий от Бога власть, должен будет ответить за то, как он ее использовал — во благо ли. Власть есть лишь особое служение, источник дополнительных религиозных обязанностей. Князь распорядится властью достойно, богоугодно, если употребит ее на защиту веры и помощь нуждающимся, — таков, вкратце, вывод преподобного Феодосия. Его поучение стоит первым в длинном ряду древнерусских литературных памятников, сохранивших для нас многочисленные наставления на эту тему.Власть на Руси всегда осознавалась не как предмет тщеславных вожделений, награда самым наглым, хитрым и беспринципным бойцам политического ринга, не как бездонная кормушка для чиновников и бюрократов, но как религиозное служение заповедям справедливости и добра, как «Божие тягло».

«Гордости не имейте в сердце своем и в уме, — писал в 1117 вел. Кн. Владимир Мономах, поучая княжичей, как надо относиться к власти, — смертные все, сегодня живы, а завтра в гробу, все, что имеем, Ты, Господи, дал. Не наше, но Твое поручил нам еси на мало дней». Эта мысль, что князь (царь, любой «власть имеющий») лишь распорядитель власти, данной Богом, и ответчик перед Ним за врученную его попечению страну и людей, — лежала в основе самовоззрения всякой законной власти на Руси.Такое ее осмысление невозможно в рамках атеистического, рационального, материалистического мировоззрения. К нему не способны люди, ставящие во главу вещественные, материальные интересы быта и низшие потребности человеческого естества, отвергая христианскую духовность.Русская история учит, что общество, желающее сохранить в себе державные черты, должно признавать — верховная власть в стране принадлежит не партии какой-нибудь, не организации или сословию и даже не народу в целом.

Она принадлежит основополагающим принципам нравственности. «Не лги!», «Не воруй!», «Не блуди!», «Не скупись!», «Не завидуй!», «Не злобься!», «Не гордись!» — вот что должно определять нашу жизнь. Это хорошо понимали русские люди уже много веков назад. «Кому уподоблю великого сего князя Димитрия Ивановича, — вопрошает автор жития св. Димитрия Донского, современник князя. — Ты чистоту соблюл, и будучи рабом Божиим, Божий (врученный Господом. — Примеч. Авт.) престол соблюл, явившись державным господином земли Русьской». Эта нравственная чистота, это обоюдное — со стороны народа и власти — признание над собой верховенства Закона Божия есть основа их единения не за страх, а за совесть. В горе и в радости, в блеске величия и пред лицом исторических испытаний и потрясений.Конституцией Православной России всегда были Заповеди Божий.

В евангельских заповедях Сам Господь Бог явил людям Свою святую волю, и потому-то иного источника власти христианство не признает впредь. Именно эту власть воплощал в своем лице Помазанник Божий — Русский Царь. Вот отчего тяготела всегда российская государственность к Самодержавной форме устроения. Русское Самодержавие — система не столько политическая, сколько религиозная, свидетельствующая о высоте нравственных воззрений народа на природу и цель власти.При таком воззрении место самого народа в государственном и общественном организме Русской державы было всегда гораздо более ответственным и почетным, нежели то, которое предлагают ему иные льстивые радетели «народовластия». В своей соборной полноте он являлся живым хранителем святынь религиозной нравственности в их жизненно-практической, бытовой, повседневной определенности.

И такое служение народ не прекращал никогда. Потому-то и сегодня, несмотря на дьявольские усилия по растлению России, жива еще русская душа и есть прочная основа для возрождения страны.Препятствием на таком пути (как бы это ни казалось странным нынешнему общественному мнению) является прежде всего миф о «народовластии». Этот принцип на деле неосуществим. Ответьте мне, русские люди, положа руку на сердце. Кто из вас чувствует себя сегодня «власть имеющим». Лозунг народовластия — всего лишь лукавая приманка для доверчивых, ширма, за которой обделывают свои мрачные делишки политиканы, без чести и совести грабящие народ «от имени народа». Так что давайте скажем честно — никому народ своей власти не препоручал по той простой причине, что власти у него никогда не было.В России во все века Церковь была заинтересована в сильной, здоровой и ответственной власти.

Не из подобострастия, конечно, а потому, что такая власть — это мир вместо гражданских конфликтов и войн, это возможность воспитать из русских детей достойных граждан, а не безродных рвачей и беспамятных себялюбцев, это возможность научить русских девушек быть верными женами и любящими матерями, а не размалеванными блудницами, это возможность спокойно и внятно объяснить людям, что смысл жизни — в спасении души, то есть в творении добра и правды, а вовсе не в бешеной гонке за деньгами и славой.Такая власть всегда укрепляла на Руси свое единство с народом бережным отношением к его святыням. Потому-то их взаимоотношения даже в худшие времена быстро теряли характер конфликта, недоверия и отчуждения, без лишнего труда становясь отношениями со-служения, со-работничества на ниве Божией, угождения Господу в делах правды и благочестия.«Душа каждого человека — от рождения христианка», — говорили Святые Отцы.

Здоровые нравственные понятия любого из нас неизбежно тяготеют к евангельскому идеалу. Воцерковление же дает точку опоры этому природному тяготению, сообщает нравственным понятиям стройность, полноту и определенность.На попечительном, отеческом отношении Церкви к духовно-нравственной стороне государственной и общественной жизни веками основывалась «симфония властей» — светской и духовной. Эта симфония есть такое их взаимное отношение, когда каждая несет полноту ответственности в своей области, в то же время взаимно поддерживая, дополняя и обогащая друг друга. К этому идеалу не может не стремиться Церковь, ибо в нем воплощен многотысячелетний опыт христианской национальной государственности — человеколюбивой и сострадательной, в отличие от той беспощадной системы, которую в России ныне пытаются прикрыть фиговым листком «демократии».Митрополит Иоанн (Снычев)Источник.

Энциклопедия "Русская цивилизация".

Значения в других словарях
Власть

авторитет, обладающий возможностью подчинять своей воле, управлять или распоряжаться действиями других людей. Появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. В. Необходима прежде всего для организации общественного производства, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми, связанных с жизнью в обществе. До возникновения классов и государства В. Носила..

Власть

ВЛАСТЬ - в общем смысле способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств - воли, авторитета, права, насилия (родительская власть, государственная, экономическая и др.). Политическое господство, система государственных органов.. ..

Власов

ВЛАСОВ Александр Васильевич (1900-62), главный архитектор Киева (1944-50) и Москвы (1950-55). Руководил застройкой Крещатика в Киеве (проект 1945-47, строительство с 1947), Центрального стадиона им. В. И. Ленина в Лужниках в Москве (1955-56). Ленинская премия (1959), Государственная премия СССР (1950).2.. ..

Власова

ВЛАСОВА Элеонора Евгеньевна (род. 1931), артистка балета, народная артистка РСФСР (1970). В 1949-80 в Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Партии. Жанна ("Жанна д'Арк" Н. И. Пейко), Лауренсия ("Дочь Кастилии" P.M. Глиэра), Девушка ("Поэма" С. Ф. Цинцадзе), Гюльнара ("Корсар" А. Адана), Эсмеральда ("Эсмеральда" Ч. Пуни) и др.Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Влахернская

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Явилась в Антиохии с именем «Одигитрии». В 437 имп. Евдокией была перенесена в Иерусалим, а оттуда в Константинополь, где сестра императора св. Пульхерия поставила ее во Влахернскую церковь. В VIII в., когда возникла в Константинополе иконоборческая ересь, некоторые благочестивые мужи взяли ночью из Влахернской церкви честную икону Богородицы «Одигитрии» и отнесли в обитель Пантократорову. Там они скрыли ее в церковной стене и, затеплив пред нею лампаду, з..

Влодавец

ВЛОДАВЕЦ Владимир Иванович (1893-1992), геолог, вулканолог, петрограф, заслуженный деятель науки РСФСР (1964). Организатор и первый директор Камчатской вулканологической станции АН СССР (с 1953). Автор "Справочника по вулканологии" (1984).Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Власть

ВЛАСТЬ, в общем смысле способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств - воли, авторитета, права, насилия (родительская власть, государственная, экономическая и другая). Политическое господство, система> государственных органов.. ..

Власть

Абсолютная, авторитетная, безграничная, безмерная, безраздельная, беспредельная, божественная (устар.), большая, волшебная, всепокоряющая, всесильная, высшая, грозная, громадная, губительная, державная, дивная, единоличная, железная, жестокая, иллюзорная, колоссальная, магическая, магнетическая (устар.), могучая, мощная, неземная, необъятная, неограниченная, неотразимая, непонятная, огромная, полная, полноправная, призрачная, роковая, сверхъестественная, священная, сильная, слабая, страивая, стр..

Власть

• абсолютная власть. ..

Власть

Владычество, господство, держава, сила. Могущество, полномочие, право (полное). Престол, царство.. ..

Власть

Абсолютная, авторитетная, безграничная, безмерная, безраздельная, беспредельная, божественная (устар.), большая, волшебная, всепокоряющая, всесильная, высшая, грозная, громадная, губительная, державная, дивная, единоличная, железная, жестокая, иллюзорная, колоссальная, магическая, магнетическая (устар.), могучая, мощная, неземная, необъятная, неограниченная, неотразимая, непонятная, огромная, полная, полноправная, призрачная, роковая, сверхъестественная, священная, сильная, слабая, страивая, стр..

Власть

В общем смысле способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств - воли, авторитета, права, насилия (родительская власть, государственная, экономическая и др.). Политическое господство, система государственных органов.. ..

Власть

Ж. Право, сила и воля над чем, свобода действий и распоряжений. Начальствование. Управление. | начальство, начальник или начальники. Всякому дана власть над своим добром. Закон определяет власть каждого должностного лица, а верховная власть выше закона. Великая власть от Бога. Всякая власть от Бога. Всякая власть Богу ответ дает. Сельския власти, из крестьян, голова, староста и пр. Бог дает тому власть, кому похочет. Разошлась новгородская власть, разошелся и город, стар. Гость во власти хозяина..

Власть

Ж.1) Право и возможность повелевать, распоряжаться действиями, поведением кого-л.2) Могущественное влияние чего-л., неодолимая сила чего-л.3) Инструмент поддержания определенного порядка в обществе, государстве, его организации и управлении. Форма управления страной.4) а) Право и возможность управления государством.б) Права и полномочия органов государственного управления.в) Права и полномочия должностных лиц.5) см. Также власти.. ..

Власть

ВЛАСТЬ -и. Ж.. ..

Власть

-и, мн. -и, -ей, ж. 1. Право и воз-можность распоряжаться кем-чем-н., подчинять своей воле. Родительская в. Превышение власти. Под чьей-н. Властью быть, находиться. В. Употребить (заставить подчиниться себе как имеющему власть). Терять в. Над собой (терять самообладание). Во власти предрассудков (перен. О том, кто полон предрассудков). 2. Политическое господство, государственное управление и его органы. В. Народа или народная в. Верховная в. Прийти к власти. Быть у власти. 3. Мн. Лица, облечённы..

Власть

Мн. Власти, властей, ж. 1. Только ед. Право и возможность подчинять кого-что-н. Своей воле, распоряжаться действиями кого-н. Государственная власть. Родительская власть. Законодательная власть. Исполнительная власть. Брать, взять, потерять власть. Подчиняться власти кого-н. Быть под властью кого-н., во власти кого-н. Властью председателя, лишаю вас слова. Иметь власть над кем-н. Власть имущие (см. Имущий). 2. Права и полномочия правительства, правительственного лица (полит.). Вся власть Советам...

Власть

Заимств. Из ст.-сл. Яз. Образовано, подобно страсть, с помощью суф. -tь от *voldti (>. Власти «господствовать, владеть»). Dt >. Tt >. Ст.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Власть

Вла́ствовать, заимств. Из цслав. Вместо во́лость (см.).Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Власть

В классических философских концепциях - особое отношение между людьми, способность осуществлять свою волю. Традиция интерпретации В. В терминах воли (субъективной или коллективной) и дихотомии "господин - раб" восходит к Платону и Аристотелю. Преодолевая доминировавшие в средневековье сакральные представления о В., Макиавелли выдвинул идею о светском характере В., необходимой для сдерживания эгоистической природы человека и определяемой тактическими соображениями в отношениях "государь - подданн..

Власть

Право распоряжения, управления посредством наделенных полномочий, обеспеченных законодательными нормами.. ..

Власть

Власть - возможность действовать или способность воздействовать на ситуацию или поведение других людей.. ..

Власть

Особые общественные отношения господства и подчинения, при которых воля и действия одних людей, организаций преобладает (доминирует) над волей и действиями других людей, организаций (подвластными). Властвующие имеют возможность повелевать. В первобытном обществе В. Носила сугубо общественный характер. Такими властными структурами являлись родовые органы управления. Всякая В. Реализуется в определенных отношениях - властных отношениях. Потребность в установлении властных отношений возникает в сил..

Власть

- особые общественные отношения господства и подчинения, при которых воля и действия одних людей, организаций преобладает (доминирует) над волей и действиями других людей, организаций (подвластными). Властвующие имеют возможность повелевать. В первобытном обществе В. Носила сугубо общественный характер. Такими властными структурами являлись родовые органы управления. Всякая В. Реализуется в определенных отношениях - властных отношениях. Потребность в установлении властных отношений возникает в ..

Власть

Это волевое отношение между людьми, при котором один человек воздействует на другого с целью заставить его поступать определенным образом. Власть есть влияние особого рода, и эта особенность заключается в свойстве принудительности власти. Властные отношения объективно присущи общественной жизни. Человек ограничивает свои действия и подчиняется власти природы, общества и власти другого человека, общностей людей. В основе подчинения одного человека другому лежит естественное и социальное неравенст..

Власть

Возможность управлять, командовать, распоряжаться людьми, материальными объектами, территориями. Осуществляется посредством авторитета, слова, акта, действия, в том числе принуждения (см. Также. Государственная власть. Законодательная власть. Исполнительная власть. Политическая власть. Непосредственная демократия. Представительная демократия. Судебная власть). (С. А.). ..

Власть

- способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью таких инструментов, как авторитет, право, насилие, даже вопреки сопротивлению, и независимо от того, на чем такие способность и возможность основаны. Властвующий может достигать своих целей, действуя различными методами. Демократическими и авторитарными, честными и нечестными, насилием и местью, обманом, провокациями, вымогательством, стимулированием и т. Д. В. Как яв..

Власть

- один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение по крайней мере между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы. (Словарь, с. 34-36). ..

Власть

-духовная сила (Лк 4.36). В мирском понимании-это подчинение и подавление, основанное на страхе. Первое-это Божественный дар (Ин 1.12. 10.18), второе-это человеческое стремление воспользоваться этим даром в личных или партийных (что в конечном итоге одно и то же) целях. В первом смысле власть принадлежит Богу (Мф 28.18. Рим 13.1), во втором-диаволу (Лк 4.6). В первом смысле она осуществляется Божией милостью, любовью, долготерпением. Во втором-обманом и насилием. Понятие власти в умах людей, ост..

Власть

В классических философских концепциях - особое отношение между людьми, способность осуществлять свою волю. Традиция интерпретации В. В терминах воли (субъективной или коллективной) и дихотомии 'господин - раб' восходит к Платону и Аристотелю. Преодолевая доминировавшие в средневековье сакральные представления о В., Макиавелли выдвинул идею о светском характере В., необходимой для сдерживания эгоистической природы человека и определяемой тактическими соображениями в отношениях 'государь - подданн..

Власть

ВЛАСТЬ - в классических философских концепциях - особое отношение между людьми, способность осуществлять свою волю. Традиция интерпретации В. В терминах воли (субъективной или коллективной) и дихотомии "господин - раб" восходит к Платону и Аристотелю. Преодолевая доминировавшие в средневековье сакральные представления о В., Макиавелли выдвинул идею о светском характере В., необходимой для сдерживания эгоистической природы человека и определяемой тактическими соображениями в отношениях "государь ..

Власть

- один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение по крайней мере между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы. (Словарь, с. 34-36). ..

Власть

— в классических философских концепциях — особое отношение между людьми, способность осуществлять свою волю. Традиция интерпретации В. В терминах воли (субъективной или коллективной) и дихотомии "господин — раб" восходит к Платону и Аристотелю. Преодолевая доминировавшие в средневековье сакральные представления о В., Макиавелли выдвинул идею о светском характере В., необходимой для сдерживания эгоистической природы человека и определяемой тактическими соображениями в отношениях "государь — подда..

Власть

Под "властями" в Библии подразумеваются люди и учреждения, осуществлявшие управление страной (Лк 12:11. Рим 13:1-3. 1Тим 2:2. Тит 3:1). Свящ. Писание требует от верующих повиноваться властям (Рим 13:1-7. Тит 3:1. 1Пет 2:13,14) и молиться за них (Иер 29:7. 1Тим 2:2), потому что всякая В. Устанавливается Богом и всякий начальник является Его слугой (Рим 13:1,4. См. Чиновник, V). Во всех указ. Местах Библии имеются в виду языч., рим. Или вавил. Правители. В этой связи возникает вопрос. А нужно ли и..

Дополнительный поиск Власть Власть

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Власть" в словаре Русская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Власть, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 6 символа