Валаамская беседа

230

Валаамская беседа («Месяца сентября в 11 день пренесение мощей преподобных отец наших Сергия и Германа, Валамскаго монастыря началников. Беседа и видение преподобных отец наших, игуменов Сергия и Германа, Валамскаго монастыря началников...») – памятник русской публицистики XVI в. В. Б. Посвящена одному из важнейших вопросов внутренней политики Древней Руси XV–XVI вв. – вопросу о церковном и монастырском землевладении. Ожесточенный противник монахов-вотчинодержателей, автор В. Б. Обращается к царю с призывом изменить систему, при которой «непогребенные мертвецы», т. Е. Монахи, вмешиваются в светские дела. По мнению автора В. Б., главе государства, «самодержцу», не следует делить власть с духовенством. В. Б. Написана в жанре беседы-поучения, которое вложено в уста основателей Валаамского монастыря Сергия и Германа.Об авторе В.

Б. В литературе высказывались разнообразные мнения. Первый издатель памятника О. М. Бодянский приписал его Вассиану Патрикееву. К мнению О. М. Бодянского присоединились В. С. Иконников, И. Хрущев, К. И. Невоструев, В. Жмакин, С. Л. Авалиани. С. Л. Авалиани считал, что Вассиан Патрикеев написал В. Б. После собора 1531 г., и этим объясняются ее отличия от других его произведений. Н. Петров высказал предположение, что авторы В. Б. – Адриан, игумен Андросовской пустыни на Ладожском озере, и Геннадий Любимоградский. Ни то, ни другое предположение нельзя признать убедительным. Различные соображения высказывались о социальной принадлежности автора В. Б. Долгое время считалось, что В. Б. Написана сторонником боярской партии. По мнению И. И. Смирнова, памятник вышел из среды черного волостного населения русского Севера.

И. У. Будовниц видел в В. Б. Выражение идеологии рядового монашества. Г. Н. Моисеева, составитель научного издания В. Б., считает произведение памятником дворянской публицистики.Датировка В. Б. Также была предметом оживленного обсуждения. И. А. Стратонов полагал, что памятник возник в связи с секуляризационными мероприятиями начала XVI в. А. А. Зимин относит составление произведения к концу XVI – началу XVII в., присоединяясь к точке зрения А. Е. Преснякова. Наиболее убедительной следует признать датировку В. Б. Серединой XVI в. Г. Н. Моисеева доказывает, что памятник создан во время заседаний Стоглавого собора (не ранее февраля и не позднее мая 1551 г.).Поверив автору В. Б., который в стереотипной формуле заявлял о своей неучености, многие исследователи писали о художественной неполноценности памятника.

Между тем особенности поэтики произведения, которое характеризуется многократными повторениями основной мысли, поочередными обращениями к царю и к инокам (последнее обстоятельство заставило Г. П. Бельченко увидеть в В. Б. Соединение двух сочинений), являются следствием художественного замысла автора В. Б. Во многих отношениях В. Б. Близка к сочинениям И. С. Пересветова. Характерно, в частности, обращение к деловой письменности.В. Б. Получила широкое распространение в рукописной традиции. Г. Н. Моисеева выделяет первоначальную редакцию произведения, распространенный вид первоначальной редакции и вторую редакцию. Во второй редакции, сохранившейся в единственном списке, переработаны места, касающиеся управления государством. Редактор противопоставляет мелким неродовитым феодалам представителей крупной феодальной знати.

В некоторых списках распространенного вида первоначальной редакции текст В. Б. Расширен позднейшими добавлениями – «Иным сказанием тое ж Беседы», «Изветом» Иосифа Волоцкого и «Проречением» Кирилла Новоезерского.Изд. Рассуждение инока князя Вассиана о неприличии монастырям владеть вотчинами / Изд. О. Бодянский // ЧОИДР, 1859, кн. 3, с. 1–16. Дружинин В., Дьяконов М. Беседа преподобных Сергия и Германа, валаамских чудотворцев. Апокрифический памятник XVI в. СПб., 1889. Моисеева Г. Н. Валаамская беседа – памятник русской публицистики середины XVI в. М. Л., 1958..

Значения в других словарях
Боян

Боян (XI в.) – древнерусский поэт-певец. Как «творец песен» Б. Назван в зачине «Слова о полку Игореве» (см. Автор «Слова о полку Игореве»). «Боянь бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серым вълком по земли, шизым орлом под облакы...». Семь раз вспоминает автор «Слова» Б. В своем произведении. Кроме «Слова», Б. Упомянут в «Задонщине». В интерпретации имени Б. С самого начала открытия «Слова» обозначились две основные тенденции. 1) это собственное имя конкретно..

Булев (Бюлов) Николай

Булев (Бюлов) Николай (сер. XV в. – 1548 г.) – врач, переводчик и публицист. Основные сведения о жизни Б. Сохранились в двух документах (1548 и 1585 гг.) из Ревельского архива, связанных с тщетными попытками родственников умершего Б. Получить его наследство, оставшееся в России. Уроженец Любека (известны имена его отца и отчима – Ганс Бюлов и Клавес Штруес, а также матери, братьев и сестер), Б. Получил образование в Ростокском университете (1480–1483/1484 гг.). Об обширных познаниях Б. Известно ..

Варлаам, епископ Суздальский

Варлаам (ум. 1586 г.) – епископ Суздальский, автор повести, в которой рассказывается об обнаружении им текста Жития Евфросинии Суздальской и об обстоятельствах канонизации этой святой. В. Был пострижеником Махрищского монастыря, очень недолго (с конца 1569 г.) был там игуменом, в 1570 г. Получил епископскую кафедру в г. Суздале, погребен в Махрищском монастыре.Известное в одной редакции Житие Евфросинии Суздальской, написанное иноком Евфимиева монастыря Григорием, сопровождается. 1) описанием чу..

Варлаам, игумен Коневского монастыря

Варлаам (кон. XVI в.) – игумен Коневского монастыря, автор Жития Арсения Коневского. Основанием считать В. Создателем Жития Арсения Коневского является упоминание о нем в заглавии Жития. «Месяца июня в 12 день житие и подвизи и отчасти чюдес исповедание преподобнаго Арсения, началника Коневского монастыря. Списано игуменом Варлаамом тоя же обители Коневския» (рук. БАН, Арханг. Собр., Д. 233, л. 490 об.). Строев (Словарь, с. 41) и Филарет (Обзор, с. 209) автором Жития считают Василия-Варлаама. Од..

Дополнительный поиск Валаамская беседа Валаамская беседа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Валаамская беседа" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Валаамская беседа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 17 символа