Варлаам, игумен Коневского монастыря

140

Варлаам (кон. XVI в.) – игумен Коневского монастыря, автор Жития Арсения Коневского. Основанием считать В. Создателем Жития Арсения Коневского является упоминание о нем в заглавии Жития. «Месяца июня в 12 день житие и подвизи и отчасти чюдес исповедание преподобнаго Арсения, началника Коневского монастыря. Списано игуменом Варлаамом тоя же обители Коневския» (рук. БАН, Арханг. Собр., Д. 233, л. 490 об.). Строев (Словарь, с. 41) и Филарет (Обзор, с. 209) автором Жития считают Василия-Варлаама. Однако ни Строев, ни Филарет не приводят никаких доказательств для отождествления псковского Варлаама с коневским игуменом. Ключевский держался мнения, что, кем и когда было написано это произведение, остается неизвестным. Биографических сведений о игумене В.

Не сохранилось. В «Списке иерархов» П. Строев помещает В. Среди игуменов Коневского монастыря после Пимена (1551 г.) и до Леонтия (1610 г.). Даты игуменства В. Неизвестны. Имя В. Как автора Жития Арсения повторяется в нескольких списках (количество списков вообще невелико), поэтому нет оснований не признавать этого известия за достоверный факт. По дошедшим документам известно два Варлаама, имеющих отношение к Коневскому монастырю. В новгородской летописи под 1571 г. Упоминается игумен Деревяницкого монастыря Варлаам (ПСРЛ, СПб., 1841, т. 3, с. 167). С 1573 г. По 1594 г. После разорения шведами Коневского монастыря монахи его поселились в Деревяницком монастыре. Возможно, в какие-то годы после 1573 г. Этот Варлаам руководил братией Коневского монастыря.

Грамоту 1610 г. К царю от Коневского монастыря вместе с игуменом Леонтием подписал «бывший крутицкой епископ Варлам» (Историко-статистическое описание Рождественского Коневского монастыря. СПб., 1869, с. 9). Однако приведенных сведений недостаточно, чтобы автора Жития Арсения отождествить с одним из названных Варлаамов.По мнению Ключевского, полная редакция Жития основана на первоначальной, которая была лишена книжных риторических украшений. Существование этой первоначальной редакции доказывается наличием двух отрывков (в рук. ГБЛ, собр. Тр.-Серг. Лавры, № 806, XVII в., л. 244–246), отличающихся простотой изложения. Списки полной редакции относятся к XVII–XVIII вв. Текст Жития этой полной редакции изобилует наличием местных географических названий, конкретных дат и имен лиц, с которыми Арсению приходилось общаться.

Любопытным в этом отношении является традиционность авторского предисловия, в нем сообщается. «Времени же лет рождения его и звания мирскаго и родителей, иже по плоти того родиста, именования обрести невозмогохом, прехождения ради многих лет». Это предложение является данью канону, оно повторяется, например, в Житии Саввы Крыпецкого (отметим, автором его признается Василий-Варлаам). Далее в Житии Арсения Коневского сообщаются хотя и кратко, но вполне конкретные данные из его биографии – он родился в Новгороде и был «ковач меди», затем ушел в монастырь «Лисья гора». Все это позволяет считать, что жизнеописание Арсения начало вестись задолго до составления полной редакции. Однако окончательный вывод о литературной истории Жития можно сделать только после изучения всех его списков.

Это произведение представляет интерес для изучения закономерностей создания произведений житийного жанра, а также содержащейся в нем большой информацией об условиях жизни и быта населения русского севера в XIV–XVI вв. Текст Жития Арсения вместе со службой и похвальным словом ему издан в Синодальной типографии, общего титульного листа издание не имеет, экземпляр книги хранится в рукописном отделе БАН, 24.7.14 (из библиотеки И. И. Срезневского). Изданный текст представляет иную редакцию, чем в списке БАН, собр. Археогр. Ком., № 3, л. 7 об.–29 об.Изд. Житие Арсения, служба ему и похвальное слово. СПб., 1850..

Значения в других словарях
Валаамская беседа

Валаамская беседа («Месяца сентября в 11 день пренесение мощей преподобных отец наших Сергия и Германа, Валамскаго монастыря началников. Беседа и видение преподобных отец наших, игуменов Сергия и Германа, Валамскаго монастыря началников...») – памятник русской публицистики XVI в. В. Б. Посвящена одному из важнейших вопросов внутренней политики Древней Руси XV–XVI вв. – вопросу о церковном и монастырском землевладении. Ожесточенный противник монахов-вотчинодержателей, автор В. Б. Обращается к цар..

Варлаам, епископ Суздальский

Варлаам (ум. 1586 г.) – епископ Суздальский, автор повести, в которой рассказывается об обнаружении им текста Жития Евфросинии Суздальской и об обстоятельствах канонизации этой святой. В. Был пострижеником Махрищского монастыря, очень недолго (с конца 1569 г.) был там игуменом, в 1570 г. Получил епископскую кафедру в г. Суздале, погребен в Махрищском монастыре.Известное в одной редакции Житие Евфросинии Суздальской, написанное иноком Евфимиева монастыря Григорием, сопровождается. 1) описанием чу..

Варлаам, митрополит Новгородский

Варлаам (ум. IV 1601 г.) – митрополит Новгородский, автор послания валаамским старцам и нескольких распорядительных грамот. В. Был поставлен на митрополию «Великому Новугороду и Великим Лукам», согласно летописям Новгородской II (Прибавление) и Новгородской III, в 7100 (1592) г. Из архимандритов московского Чудова монастыря. Похоронен был В. В Софийском соборе в Новгороде в Мартириевской паперти. Сведения, читаемые у Филарета, Толля, Венгерова, о том, что В. Был митрополитом с 1594 по 1604 гг., ..

Варлаам, соловецкий монах

См. Сказание о Иоанне и Логгине Яренгских. ..

Дополнительный поиск Варлаам, игумен Коневского монастыря Варлаам, игумен Коневского монастыря

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Варлаам, игумен Коневского монастыря" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Варлаам, игумен Коневского монастыря, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 36 символа