Демьян, галицкий тысяцкий

176

Демьян (1-я пол. XIII в.) – галицкий тысяцкий, записи и рассказы которого были использованы галицкими летописцами. Имя Д. 12 раз упоминается в Галицко-Волынской летописи (с 1208 по 1231 г.) (см. ПСРЛ, 1908, т. 2. Переизд. М., 1962. Галицко-Волынская летопись / Подг. Текста, пер. И ком. О. П. Лихачевой. – ПЛДР. XIII век. М., 1981, с. 236–425, 564–602). Во всех случаях Д. Выступает на стороне Даниила Романовича Галицкого и его брата Василька либо как воевода, либо как посол князя. Л. В. Черепнин, анализируя состав «Летописца Даниила Галицкого», каковым он считает первую часть (оканчивающуюся 1260 г.) Галицко-Волынской летописи, приходит к выводу, что основой для составителя этого Летописца послужил целый ряд источников. Одним из таких источников он называет (условно) «вторую галицкую повесть».

Это было произведение, описывавшее борьбу Даниила за Галицкое княжение с местным боярством, другими русскими князьями, с соседними Галицко-Волынскому княжеству землями, и охватывающее период с 1230 по 1245 г. Составлена эта «вторая галицкая повесть» была, по гипотезе Л. В. Черепнина, между 1238–1245 гг. Печатником Кириллом и стольником Яковом. «Кроме того, – пишет Л. В. Черепнин, – повесть 1238–1245 гг. Использовала и некоторые более ранние литературные заметки, которые вел какой-то близкий соратник Даниила в его борьбе за Галич» (Черепнин. Летописец, с. 251). По мнению Черепнина, это был Д.В. Т. Пашуто, выделявший из Галицко-Волынской летописи Свод 1246 г. Князя Даниила Романовича, предполагает, что те места этого Свода, в которых упоминается имя Д., были записаны с его слов.

К устным или письменным сообщениям Д. В составе летописного Свода Даниила Пашуто относит. Известие о занятии Галича Даниилом. О позорном изгнании из Галича боярина Судислава. Описание неудачного похода короля Белы IV на Галич. Воспоминание Д. О том, как он спас жизнь своему князю. Описание борьбы с князем Александром Белзским, боярином Судиславом и венграми. В. Т. Пашуто выделяет из современного текста Галицко-Волынской летописи те отрывки, которые, по его мнению, являются текстами Д. «Общий характер сообщений боярина Демьяна позволяет думать, что славный воевода под конец жизни, оставив ратный труд, перешел целиком на дипломатическую работу и, находясь при дворе князя Даниила, способствовал составлению летописного свода, подбирая необходимые летописцу документы и пополняя их сухие известия своими воспоминаниями» (Пашуто.

Очерки, с. 8).Лит. Черепнин Л. В. Летописец Даниила Галицкого. – ИЗ, 1941, № 12, с. 228–253. Пашуто В. Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. Л., 1950..

Значения в других словарях
Даниил, митрополит всея Руси

Даниил (2-я пол. XV в. – 1547 г.) – митрополит всея Руси, писатель и публицист. Родом из Рязани («рязанцем» называет Д. Житие Иосифа Волоцкого, составленное Саввой Черным, и Выпись о начале Волоколамского монастыря. Волоколамские синодики относят к его роду двух рязанских епископов – Симеона и Леонида. Отмечался также повышенный интерес составителя Летописи Никоновской, которым, как установил Б. М. Клосс, был Д., к истории Рязанского княжества), Д. Был поначалу монахом Иосифо-Волоколамского мона..

Дедеркин Феофил

Дедеркин Феофил (XV в.) – автор послания Василию II о землетрясении в Италии 4 декабря 1456 г. В послании, написанном из «Заримья, из латины», повествуется о том, как некий «князь Микалай» «пророчествовал на свою веру на латинскую» и как, через три дня после его прорицания и смерти, «в Римьской стране и земли» произошло страшное землетрясение, в котором погибло около 50 городов, перечисленных в послании (в числе их «Неополь»).Послание Д. Ф. Сохранилось в трех списках XV–XVI вв. – в одном из сбор..

Денис, священник, еретик

Денис (ум. Ок. 1490 г.) – священник, еретик. После присоединения Иваном III Новгорода был – вместе с другим еретиком – Алексеем, приглашен великим князем в Москву, где служил в великокняжеской соборной Архангельской церкви. Только в 1490 г. Новгородскому архиепископу Геннадию удалось добиться созыва церковного собора против еретиков. Епископы, собравшиеся на собор, прежде всего добились изгнания Д. Из храма. Д. Ответил на это обвинениями («речами хульными») против Геннадия Новгородского. Собор о..

Дионисий Звенигородский (Лупа)

Дионисий Звенигородский Лупа (в миру Даниил) (ум. 1538 г.) – монах Иосифо-Волоколамского монастыря, автор послания митрополиту Даниилу, книголюб. Д. Происходил из рода звенигородских князей, был сыном Владимира Глебовича. Он принял пострижение у самого игумена Иосифа, однако не был из числа тех его учеников, которые ревностно служили для упрочения монастыря и славы своего наставника. Видимо, его знатность позволяла проявлять некоторую независимость. Известным фактом его биографии является то, чт..

Дополнительный поиск Демьян, галицкий тысяцкий Демьян, галицкий тысяцкий

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Демьян, галицкий тысяцкий" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Демьян, галицкий тысяцкий, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 25 символа