Денис, священник, еретик

188

Денис (ум. Ок. 1490 г.) – священник, еретик. После присоединения Иваном III Новгорода был – вместе с другим еретиком – Алексеем, приглашен великим князем в Москву, где служил в великокняжеской соборной Архангельской церкви. Только в 1490 г. Новгородскому архиепископу Геннадию удалось добиться созыва церковного собора против еретиков. Епископы, собравшиеся на собор, прежде всего добились изгнания Д. Из храма. Д. Ответил на это обвинениями («речами хульными») против Геннадия Новгородского. Собор отлучил Д. Вместе с рядом других еретиков от церкви. Отправленные в Новгород, Д. И его товарищи были подвергнуты по приказу Геннадия публичным истязаниям, завершившимся сожжением шутовских берестяных шлемов на головах осужденных.

После этой расправы Д., по известию Иосифа Волоцкого, сошел с ума («предан бысть всельшемуся в него бесу хульному и пребысть месячное время, козогласуя скверный гласы зверскими и скотии...») и умер.Единственный литературный памятник, сохранившийся от Д., – его Покаяние (или, вероятнее, фрагмент Покаяния), написанное во время собора 1490 г. И обращенное к митрополиту Зосиме. Судя по дошедшему до нас тексту, Д. Никак не упоминал о еретическом характере своих воззрений, а каялся в заблуждении «от пути истиннаго невъздержанием языка злым своим произволением».Изд. Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – начала XVI вв. М. Л., 1955, Приложение, № 21, с. 386–388..

Значения в других словарях
Дедеркин Феофил

Дедеркин Феофил (XV в.) – автор послания Василию II о землетрясении в Италии 4 декабря 1456 г. В послании, написанном из «Заримья, из латины», повествуется о том, как некий «князь Микалай» «пророчествовал на свою веру на латинскую» и как, через три дня после его прорицания и смерти, «в Римьской стране и земли» произошло страшное землетрясение, в котором погибло около 50 городов, перечисленных в послании (в числе их «Неополь»).Послание Д. Ф. Сохранилось в трех списках XV–XVI вв. – в одном из сбор..

Демьян, галицкий тысяцкий

Демьян (1-я пол. XIII в.) – галицкий тысяцкий, записи и рассказы которого были использованы галицкими летописцами. Имя Д. 12 раз упоминается в Галицко-Волынской летописи (с 1208 по 1231 г.) (см. ПСРЛ, 1908, т. 2. Переизд. М., 1962. Галицко-Волынская летопись / Подг. Текста, пер. И ком. О. П. Лихачевой. – ПЛДР. XIII век. М., 1981, с. 236–425, 564–602). Во всех случаях Д. Выступает на стороне Даниила Романовича Галицкого и его брата Василька либо как воевода, либо как посол князя. Л. В. Черепнин, ..

Дионисий Звенигородский (Лупа)

Дионисий Звенигородский Лупа (в миру Даниил) (ум. 1538 г.) – монах Иосифо-Волоколамского монастыря, автор послания митрополиту Даниилу, книголюб. Д. Происходил из рода звенигородских князей, был сыном Владимира Глебовича. Он принял пострижение у самого игумена Иосифа, однако не был из числа тех его учеников, которые ревностно служили для упрочения монастыря и славы своего наставника. Видимо, его знатность позволяла проявлять некоторую независимость. Известным фактом его биографии является то, чт..

Дионисий, архиепископ Суздальский и Нижегородский

Дионисий (ум. 15 X 1385 г.) – архиепископ Суздальский и Нижегородский, автор грамоты, инициатор и возможный участник создания Летописи Лаврентьевской. Московский летописец характеризует Д. Как «мужа. Хитра, премудра, разумна, промышлена же и расъсудна, изящена в Божественных писаниях, учителна и книгам сказателя...» (ПСРЛ, Пгр., 1922, т. 15, вып. 1. Рогожский летописец, с. 105–106). В молодости он подвизался как монах-анахорет на Волге около Нижнего Новгорода. В конце 20-х – начале 30-х гг. XIV ..

Дополнительный поиск Денис, священник, еретик Денис, священник, еретик

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Денис, священник, еретик" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Денис, священник, еретик, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 24 символа