Житие Артемия Веркольского

158

Житие Артемия Веркольского – одно из севернорусских житий, в основе которых лежит верование местного сельского населения в «мощи» своих местных «святых», которым приписывался дар чудотворения. Артемий, сын крестьянина из села Верколы (село с этим названием на реке Пинеге сохранилось до наших дней), в 12 лет был убит молнией, когда вместе с отцом бороновал пашню. Сначала его останки погребли в лесу, но потом перенесли их (через 33 года) в село Верколу к местной церкви, так как в том месте, где он лежал в лесу, люди будто бы видели сияние. У перенесенных останков мальчика начались «исцеления» и другие чудеса. Рассказ о гибели Артемия (собственно житие) очень краток, и основное содержание Ж. – рассказы о чудесах.

В этих рассказах нашли яркое отражение жизнь и быт севернорусского села XVII столетия.До нас дошло несколько редакций Ж. Первая редакция, составленная по повелению новгородского митрополита Макария, была написана в близкое к 1618 г. Время (этим годом датируется последнее чудо в этой редакции), она включает в свой состав 53 чуда. В основе этой редакции лежал первоначальный вид рассказа об Артемии, возникновение которого можно связывать с перенесением останков Артемия из леса в Верколу в 1577 г. Этот первоначальный вид представлял собой краткую справку о нем и описание первых 19 чудес. Следующие после первой редакции Ж. Повторяли текст первой редакции, дополняя его новыми чудесами. Вторая редакция, составление которой следует относить к 1649 г., состоит из 72 чудес.

Третья, созданная в самом начале XVIII в. (последнее чудо в ней датировано 1700 г.), содержит рассказы о 85 чудесах. К этим трем основным редакциям восходят четвертая и пятая (проложная) редакции. Первая редакция представлена тремя вариантами, четвертая – двумя. Заглавие Основного варианта первой редакции. «Житие святаго праведнаго богомудраго отрока новоявленнаго Артемиа Верколскаго чюдотворца. Списано по благословению Макариа, митрополита новгородскаго. Благослови отче». Научного издания текста Ж. Нет.Лит. Ключевский. Древнерусские жития, с. 323–324. Яхонтов И. Жития св. Севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник. Казань, 1881, с. 183–187. Дмитриев Л. А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII–XVII вв.

Л., 1973, с. 249–261..

Значения в других словарях
Житие Арсения Коневского

См. Варлаам, игумен Коневского монастыря. ..

Житие Арсения Тверского

Житие Арсения Тверского – агиографический памятник, посвященный Тверскому епископу Арсению. Сохранилось в двух редакциях – Основной и Макариевской 1764 г. В значительном количестве списков (свыше 50). Древнейший – ГБЛ, собр. Ундольского, № 286, 80–90 гг. XVI в. Первоначальная редакция была создана, по-видимому, в связи с открытием в 1483 г. Мощей тверского епископа Арсения, когда было установлено местное празднование его памяти. Инок Желтикова монастыря Феодосий по благословению тверского еписко..

Житие Богородицы

Житие Богородицы – переведенный с греческого агиографический памятник. Ж. Атрибутируется Епифанию, монаху монастыря Каллистрата в Иерусалиме. Как полагают, Ж. Написано в XI–XII вв. Греческий текст его издан в кн. Dressel A. Epiphanii monachi et presbyteri edita et inedita. Parisiis et Lipsiae, 1843, p. 13–44. PG, t. 120, col. 185–216.Ж. Содержит родословие богородицы, рассказ о ее детстве и юности, включающий описание облика Марии и ее нрава. Далее повествуется об основных эпизодах ее жизни. Обр..

Житие Варлаама Важского

См. Иона, игумен Глушицкого монастыря. ..

Дополнительный поиск Житие Артемия Веркольского Житие Артемия Веркольского

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Житие Артемия Веркольского" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Житие Артемия Веркольского, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ж". Общая длина 26 символа