Златая чепь

185

Златая чепь – сборник относительно устойчивого состава, распространенный в древнерусской и южнославянской письменности. Прототипом З. Ч., вероятно, являются византийские экзегетические сборники с аналогичным названием σειραί (цепи). На славянской почве при сохранении того же названия содержание сборников изменилось. Вместо толкований на Св. Писание З. Ч. Содержат подборки учительных статей вперемежку с отрывками из хронографов, патериков, постановлений церковных соборов, т. Е. Являются своеобразными хрестоматиями энциклопедического характера. З. Ч. До сих пор не изучена полностью, хотя к ней часто обращались исследователи, обычно в работах, посвященных другим темам. В. А. Яковлев и П. В. Владимиров рассматривали З. Ч., в связи с Изборником 1076 г., «Златоустом», «Измарагдом», отдельными сборниками.

И. С. Некрасов – в связи с Домостроем. Н. И. Петров упоминает З. Ч. В работе о Прологе, А. С. Орлов – в исследовании Златоуста, Е. В. Петухов – в исследовании творчества Серапиона Владимирского, И. В. Левочкин – в статье об Изборнике 1073 г. В некоторых работах делались попытки определения З. Ч. Как типа сборника и классификации ее списков, но поскольку в научный оборот было включено лишь небольшое число рукописей, складывались ошибочные мнения, закрепившиеся затем в научной литературе. 1) З. Ч. – сборник непостоянного состава (Петухов. Серапион Владимирский, с. 198. Пономарев. Поучения, с. X–XI). 2) З. Ч. – ранняя редакция Златоуста (Тихонравов. Задачи истории литературы, с. 25. Орлов. Сборники Златоуст, с. 4. Истрин. Замечания, с. 116. Алексеева. Сборники постоянного и варьирующегося состава, с.

244). 3) З. Ч. – памятник отреченной литературы, связанный со стригольничеством (Попов. Памятники литературы, с. 45–58. Рыбаков. Смоленская надпись, с. 185–186). Устарели и пересмотрены некоторые шифры и датировки, упоминавшиеся в литературе рукописей. Так список ГИМ, Епарх. Собр., № 561, XVII в. – ныне то же собрание, № 367, кон. XV в. Список ГИМ, собр. Царского, № 691, XVII в. – ныне ГИМ, собр. Уварова, № 740, сер. XV в. Список ГИМ, Синод. Собр., № 339 – ныне Синод. Собр., № 1001, 2-й пол. XVII в. Благодаря ведущемуся, но пока не завершенному текстологическому изучению новых списков З. Ч. Удалось установить, что существуют три разновидности памятника, аналогичные тем, которые выделил Е. В. Петухов в работе «К вопросу о Златых цепях».Первая группа состоит пока лишь из одного списка – ГБЛ, собр.

Тр.-Серг. Лавры, № 11, XIV в., самого раннего из дошедших до нас. Встречаются выписки из этого сборника и в других рукописях, поэтому можно предположить, что данный список был не единственным в этой группе. Возможно, сходным с ним является «новгородский список» XVI в., указанный в работе. Колобанов. Общественно-литературная деятельность, с. 6. Для первой группы З. Ч. Характерно следующее ядро статей. Поучения Матвея Сарайского, Серапиона Владимирского, ряд статей общих со Златоустами. В основном «троицкий список» состоит из статей русского происхождения и, по мнению В. А. Колобанова, не мог возникнуть ранее 70-х гг. XIII в. Отдельные поучения из этого списка публиковались. См. Прибавления к творениям свв. Отцев, 1843, ч. 1, с. 97–111, 193–204.

Москвитянин, 18, ч. 2, № 6. Кн. 2, с. 119–138. Прибавления к творениям свв. Отцев, 1858, ч. 17, кн. I, с. 49–45. Буслаев Ф. И. Историческая хрестоматия церковно-славянского и древнерусского языков. М., 1861, стб. 477–516. Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. СПб., 1897, вып. 3, с. 1–16, 19–30, 31–36, 43–44, 51–53, 56–57, 73–74, 100–103, 109–114, 168–192. Памятники древнерусского канонического права. – РИБ, 1880, т. 6, с. 111–116. Сухомлинов М. И. Рукописи гр. А. С. Уварова. СПб., 1858, т. 2, вып. 1, с. 3–10, 79–83. Срезневский. Древние памятники, с. 269–271. Постатейное описание этого списка см. Арсений. Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1878, ч. I, с. 15–18.Вторая группа З. Ч., как установлено, представляет собой редакцию «Пандектов» Никона Черногорца.

Она представлена списками. ГПБ, Солов. Собр., № 258/258, XV в. Собр. Погодина, № 102, XVI в. ГБЛ, собр. Тр.-Серг. Лавры, № 214, XVI в. ГИМ, Синод. Собр., № 1001, XVII в.Ядро третьей, самой многочисленной группы З. Ч., составляют выписки из Изборника 1073 г., Торжественника, Палеи Толковой, Хронографа и др. Источников. Состав статей варьируется, и могут быть выделены три его разновидности. К этой группе относятся, например, списки. ГИМ, собр. Уварова, № 740, XV в. ГПБ, Кир.-Белоз. Собр., № 10/1087, сер. XV в. ГИМ, Синод. Собр., № 996, XVI в. И др. Отмечается связь этой группы с «Измарагдом» первой редакции.Все три группы З. Ч. Объединяются лишь названием и общим характером содержания. Можно предположить, однако, что именно первая группа восходит к истинной З.

Ч., возникшей на русской почве, а сборники двух других групп – суть «самозванные чепи». Название в сборниках второй группы перешло из предисловия к «Пандектам» Никона Черногорца, где встречается словосочетание «златая чепъ», а сборники третьей группы, к которой восходит Измарагд первой редакции, получили это название лишь по аналогии.Но нужно учитывать, что «троицкий список» З. Ч. Датируется рубежом XIV–XV вв., а первое упоминание о З. Ч. Содержится в житии Авраамия Смоленского, нач. XIII в. (см. Розанов С. П. Жития Авраамия Смоленского и службы ему. СПб., 1912, с. 14. А также. Летописи Тихонравова, т. 1, отд. 3, с. 94–96). Следовательно, ко времени составления «троицкого» сборника традиция названия уже существовала. Возможно, что началась она с «Пандектов» Никона Черногорца, переведенных на Руси уже в XII в.

Известное переводчику название могло быть применено к устойчивому по содержанию сборнику, похожему по своей структуре на цепь, «анфиладу» поучительных отрывков.Лит. Буслаев Ф. И. Русские пословицы и поговорки. – В кн. Архив историко-юридических сведений, относящихся до России, издаваемый И. Калачовым. М., 1855, кн. 2, 2-я пол., отд. 1, с. 69–70. Некрасов И. С. Опыт историко-литературного исследования о происхождении древнерусского Домостроя. – ЧОИДР, 1872, ч. 3, с. 105, 116–126. Петров Н. И. О происхождении и составе славяно-русского печатного пролога. (Иноземные источники). Киев, 1875, с. 284–331. Тихонравов Н. С. Задачи истории литературы и методы ее изучения. – В кн. Отчет о XIX присуждении наград гр. Уварова. СПб., 1878 (то же. Тихонравов Н. С. Соч. М., 1898, т.

1, с. 25–26, 43). Голубинский Е. История русской церкви. М., 1880, т. 1, с. 726. Петухов Б. В. 1) Серапион Владимирский – великий русский проповедник XIII в. СПб., 1888, с. 189–213. 2) Материалы и заметки из истории древней русской письменности. Киев, 1894, вып. 2. К вопросу о Златых Цепях, с. 35–60. Архангельский А. С. Творения отцов церкви в древнерусской письменности. Казань, 1889, ч. 2, с. 143–146. Яковлев В. А. К литературной истории древнерусских сборников. Опыт исследования «Измарагда». Одесса, 1893, с. 30–41, 168. Владимиров П. В. Из истории древнерусской письменности. Киев, 1895, с. 23, 32–44. Пономарев А. И. Поучения о разных истинах веры, благочестия и христианской жизни. – В кн. Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. СПб., 1897, вып. 3, с. IX–XIV.

Истрин В. М. Замечания о составе Толковой палеи. – СОРЯС, 1898, т. 65, № 6, с. 416, 136. Никольский Н. К. Отзыв о трудах профессора А. И. Пономарева. – Журн. Заседаний совета СПб. Духовн. Акад. За 1899–1900 учебные годы. СПб., 1902, с. 111–117. Орлов А. С. 1) Сборник Златоуст и Торжественник. – ПДПИ, № 158. СПб., 1905, с. 4–5. 2) Книга русского средневековья и ее энциклопедические виды. – Докл. АН СССР. Сер. В. Л., 1931, № 3, с. 41–43. Смирнов С. Древнерусский духовник. М., 1914, с. 157–158. Виноградов В. П. Уставные чтения. Очерки по истории греко-славянской церковно-учительной литературы. Сергиев Посад, 1915, с. 183–187. Пономарев Л. И. К литературной истории древнерусских сборников «Златая цепь». – Учен. Зап. Казан, ун-та, 1916, кн. 8, с. 1–32. Попов Н. П. Памятники литературы стригольников.

– ИЗ, 1940, № 7, с. 45–48. Будовниц И. У. «Изборник» Святослава 1076 г. И «Поучение» Мономаха и их место в истории русской общественной мысли. – ТОДРЛ, 1954, т. 10, с. 61, 72–73. Клибанов А. И. Реформационные движения в России в XIV – 1-й пол. XVI в. М., 1960, с. 385–387. Колобанов В. А. Общественно-литературная деятельность Серапиона Владимирского. Автореф. Дис. На соиск. Учен. Ст. Канд. Филол. Наук. Л. Владимир, 1962, с. 6–9. Рыбаков Б. А. Смоленская надпись XIII в. О «врагах игуменах». – Сов. Археол., 1964, № 2, с. 185–187. Алексеева Т. А. Сборники постоянного и варьирующегося состава со словами Кирилла Туровского. – В кн. Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1976, вып. 2, ч. 1, с. 244–245..

Значения в других словарях
Житие Димитрия Прилуцкого

Житие Димитрия Прилуцкого – один из самых ранних памятников вологодской агиографии. Герой Ж. Димитрий родился в начале XIV в., происходил из богатой купеческой семьи г. Переславля-Залесского. М. И. Смирнов, опираясь на местное предание, говорит о нем как об уроженце деревни Веслево Переславского уезда, из рода Покропаевых. Согласно Ж., в юные годы Димитрий принял постриг в переславском монастыре «святыя Богородица, иже на Горицах». В скором времени был рукоположен в иеромонахи и основал близ гор..

Житие Дионисия Глушицкого

См. Иринарх Глушицкий, инок Глушицкого монастыря. ..

Златоструй

Златоструй – широко распространенный в древнерусской книжности XII–XVII вв. Сборник постоянного состава, содержащий слова, надписанные именем Иоанна Златоуста. В русской рукописной традиции известны две редакции З. – Полная и Краткая. В списках Полной редакции тексту З. Предшествует предисловие («Прилог»), где говорится, что З. Был составлен болгарским царем Симеоном (893–927), который «божественного писания испытав и всех учитель нравы, и обычаи, и мудрость разумев», выбрал «словеса от всех кни..

Златоуст

Златоуст – древнерусский учительный сборник устойчивого состава, один из сборников «уставных чтений», состоящих из дидактических и эпидейктических сочинений, приуроченных к определенным дням триодного цикла. З. – популярный памятник древнерусской литературы XVI–XVII вв. Известно три основные разновидности З. З. Постный, содержащий статьи, посвященные только подготовительным к великому посту неделям и периоду великого поста. З. Пятидесятный, в основе которого лежит постный З., продолженный статья..

Дополнительный поиск Златая чепь Златая чепь

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Златая чепь" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Златая чепь, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "З". Общая длина 11 символа