Летописец Соловецкий

151

Летописец Соловецкий – летописец Соловецкого монастыря, составленный в кон. XVI в. О существовании местного летописания на Соловках в кон. XVI в. Свидетельствуют три рукописи с летописными текстами. ГИМ, собр. Хлудова, № 184. ГПБ, Солов. Собр., № 877/987 (далее – Сол. 877) и № 22/1481 (далее – Сол. 22). Эти летописцы не имеют между собой полного тождества в содержании, но восходят к общим источникам, в частности в передаче местных соловецких известий. Для установления точного взаимоотношения между ними требуется проведение специального исследования. М. Н. Тихомиров обратил внимание на текст летописной компиляции в рук. Собр. Хлудова, № 184 и определил в ее составе как самостоятельный летописец текст, начинающийся с венчания на царство Ивана IV (1547 г.) и оканчивающийся смертью Федора Иоанновича (1598 г.).

Этот летописец, по мнению М. Н. Тихомирова, безусловно, написан на Севере, так как в него включены известия местного характера, особенно подробно изложено о борьбе со шведами на Беломорском побережье. Но автор летописца по преимуществу основывался на новгородском летописании.Летописчики Сол. 22 и Сол. 877 начинают свое повествование с даты прихода Рюрика на Русь (862 г.), а заканчивают, так же как и летописчик рук. Собр. Хлудова, № 184, известиями о борьбе со шведами на Беломорье в кон. XVI в. Как эти известия, так и общерусские во всех трех летописцах имеют общее происхождение. В списке собр. Хлудова, № 184 значительно меньше приведено местных соловецких известий и иногда в меньшем объеме передан общерусский и особенно новгородский материал.Ведение местного летописания на Соловках наиболее наглядно прослеживается в содержании летописцев в списках Сол.

22 и Сол. 877. Сразу же надо отметить, что они не идентичны. В Сол. 22 общерусские известия переданы в значительно меньшем объеме, чем в Сол. 877, причем они не представляют собой сокращения текста Сол. 877, а являются самостоятельной выборкой отдельных фактов. По сравнению со списками собр. Хлудова, № 184 и Сол. 22 наиболее полным в передаче общерусских известий является список Сол. 877. Вопрос о том, сокращал ли Сол. 22 текст списка Сол. 877 или, наоборот, последний вторично обращался к источнику с общерусскими известиями, остается открытым. Судить об общем источнике, передающем общерусские и новгородские известия, легче всего на основании текста Сол. 877. В летописи, из которой делались заимствования в Л. С., содержались некоторые оригинальные, не упоминаемые в официальном летописании факты, но они известны по новгородскому летописанию.

Особенно характерными и наглядными являются совпадения в Л. С. С Летописью Новгородской II. 1) история сведения с архиепископства Серапиона (ПСРЛ. СПб., 1843. Т. 3. С. 147–148), 2) описание «грома» и «труса» во всей Русской земле в день рождения Ивана IV (там же. С. 14). Большой интерес составителя Л. С. К новгородской архиепископии и новгородским событиям позволяет думать, что источником для него послужил один из списков новгородского владычного летописания, близкий НIIЛ, которая очень плохо изучена (Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М. Л., 1947. С. 444).Известия, относящиеся непосредственно к Соловецкому монастырю, почти полностью совпадают в списках Сол. 877 и Сол. 22, за исключением двух-трех случаев.

Первым известием, имеющим отношение к Соловецкому монастырю, является дата кончины Савватия – 6944 г. Затем сообщается о Зосиме под 6986 г. «Того же лета, апреля в 17 день преставися преподобный отец наш Зосима, Соловецкого монастыря началник» (Сол. 877, л. 150 об.). Записи эти сделаны, безусловно, на основании текста Жития Зосимы и Савватия. С 1538 г. В Л. С. Включаются сведения о монастыре, носящие поначалу характер отдельных припоминаний о наиболее важных событиях. О пожаре, о строительстве церквей. В пользу такого происхождения записей свидетельствует то, что при этом не говорится о митрополите Филиппе II. В дальнейшем регулярно сообщается о смене игуменов и о их поездках в Москву и Новгород. Единственное лицо, деятельность которого прослеживается с момента приезда его в монастырь в 1564 г., – это Соловецкий игумен Иаков.

Впервые в связи с этим известием упомянуто и о Филиппе Колычеве, при котором Иаков постригся в монахи. Отдельной летописной статьей является сообщение о том, что Иаков в 1573 г. С Соловков был взят в игумены в Палеостровский монастырь, о его двух поездках в Новгород как игумена этого монастыря, о возвращении его на Соловки в 1579 г., о назначении его игуменом Соловецкого монастыря по просьбе соловецких монахов. Это назначение он получил в Москве и по приезде в монастырь в 1582 г. Приступил к строительству каменной крепости. Такое исключительное внимание к личности Иакова скорее всего может объясняться тем, что он был одним из организаторов ведения летописных записей в монастыре. Если учесть, что Иаков известен как любитель книжности и, будучи игуменом, поддерживал книгописную деятельность в монастыре, то мысль о роли его в создании соловецкого местного летописания покажется еще более убедительной.В.

И. Корецкий обратил внимание на некоторые замечания в летописце Сол. 22, из которых следует, что составитель летописца говорит о себе как об участнике передаваемых событий (так, в статье 1570 г. Он пишет. «А мы в ту пору зимовали на Москве с Терентием» – л. 61). Сопоставив подобные заметки в Л. С. С данными соловецких расходных книг 1571–1572 гг., исследователь пришел к выводу, что с кон. 50-х до кон. 80-х гг. XVI в. Составителем летописца Соловецкого монастыря мог быть келарь, а затем соборный старец Петр по прозвищу Ловушка. Деятельность старца Петра, связанная с его поездками для нужд монастыря, достаточно четко прослеживается по расходным книгам до кон. 80-х гг. XVI в. Последнее упоминание о нем среди соборных старцев относится к 1587 г.Сообщения Петра Ловушки о его участии в поездках для нужд монастыря не вошли в текст более обширного исторического повествования в рук.

Сол. 877. Между прочим, в летописце Сол. 877 оказалось опущенным известие о времени возвращения Иакова на Соловки из Палеостровского монастыря.Изд. Тихомиров М. Н. Малоизвестные летописные памятники // ИА. М., 1951. Т. 7. С. 217–236 (переизд. В кн. Тихомиров М. Н. Русское летописание. М., 1979. С. 192–206). Корецкий В. И. Соловецкий летописец конца XVI в. // Летописи и хроники. 1980 г. В. Н. Татищев и изучение русского летописания. М., 1981. С. 223–243..

Значения в других словарях
Летописец Постниковский

См. Постник Губин. ..

Летописец Рогожский

Летописец Рогожский – летопись 1-й пол. XV в. Единственный список Л. Р. Сер. XV в. (ГБЛ., ф. 247, Рогожск. Собр., № 253) был открыт в нач. XX в. Н. П. Лихачевым. Л. Р. Состоит из нескольких частей. Вплоть до 6796 (1288) г. Текст его представляет довольно краткую компиляцию, основанную на двух источниках – суздальском летописце, доведенном до посл. Четв. XIII в., и кратких выдержках из Летописи Новгородской IV. Во второй части Л. Р., за 6796–6835 (1288–1327) гг., помещен текст тверского летописан..

Летописи белорусско-литовские (западнорусские)

Летописи белорусско-литовские (западнорусские) – летописи XV–XVI вв., представленные тремя основными сводами. Свод 1446 г., дошедший в нескольких вариантах XV–XVI вв. (Никифоровский, Академический, Супрасльский и Слуцкий), именуется в литературе «Белорусской первой летописью» (В. Чемерицкий). Основной текст летописи, доведенный до 6954 (1446) г. Озаглавлен «Избрание летописания изложено вкратце» и представляет собою, действительно, сильно сокращенный летописный текст. Этот текст состоит из четыр..

Летописи Псковские

Летописи Псковские – летописи XV–XVII вв., связанные единством происхождения, но представляющие собой несколько самостоятельных памятников. Уже издатели Л. П. В ПСРЛ в 1848–1851 гг. Выделили две летописи под этим наименованием – Псковскую первую летопись (Архивский 1-й, Архивский 2-й, Строевский и другие списки) и Псковскую вторую (Синодальный список). А. Н. Насонов в издании 1941–1955 гг. Привлек неизвестный прежде Тихановский список Л. П., близкий к Архивскому 1-му, и обнаружил важные различия..

Дополнительный поиск Летописец Соловецкий Летописец Соловецкий

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Летописец Соловецкий" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Летописец Соловецкий, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 20 символа