Моисей, автор поучений

143

Моисей (ум. 1187 (?)) – автор поучений. Ему атрибутируются «Поучение Моисея о безвременном пиянстве» (нач. «Бог вложил есть всякое похотенье человека...») и «Слово отца Моисея о ротах и о клятвах» (нач. «Пророк глаголет. Того рещи завяза небо...»). А. И. Соболевский приписывал эти сочинения игумену новгородского Антониева монастыря М. (ум. 1187 г. Иных сведений в Летописи Новгородской первой о нем нет), а А. Попов и Н. Гальковский – новгородскому архиепископу М. (ум. 1362 г.). Вторая атрибуция вряд ли верна, поскольку и темы безыскусных поучений М. Ближе к потребностям церкви XII в., и стилистически они совпадают с оригинальными новгородскими текстами домонгольского периода. См., например, употребление в них некоторых слов и понятий.

Пьянство понимается широко – как излишество вообще, представлена языческая символика желто-зелено-черного цвета, в текстах имеются грамматические архаизмы и т. Д. Относительно авторства архиепископа М, сомневался еще И. И. Срезневский, указавший на текст, в котором сказано, что этот М. «добро пасяще свое стадо. И многы писца изыскав и книгы многы исписав. Скончася много писание оставив» (см. Новгородская вторая летопись. – ПСРЛ, 1965, т. 30, с. 198–199) – речь идет о переписке книг, а не о литературном творчестве иерарха. Поучение и Слово – типичные для древненовгородской литературы увещевательные слова, направленные против языческих пороков в среде новопосвященных христиан. Произнесенные на разговорном языке своего времени, русским по рождению человеком, в своеобразной поэтической форме, лаконично и в народном ритмическом исполнении, такие слова затрагивали нравственные проблемы общественного значения.

Их особенность – в полном отсутствии цитат из Св. Писания (последнее характерно для торжественного красноречия и вообще становится типичным только в более поздней традиции) и в той системе эмоциональных по своему характеру доказательств, которые диктуются обращением не к церковному авторитету, а к простой и понятной житейской мудрости, А. И. Соболевский указал также на связь содержания второго слова, написанного по случаю засухи, с засухой и голодом в новгородской земле 1161 г.Известны списки сочинений М. XIV–XV вв. ГИМ, собр. Хлудова, № 30д. ГПБ, Кир.-Белоз. Собр., № 297/1081.Изд. Срезневский. Памятники, с. 275. Попов А. Первое прибавление к описанию рукописей. А. И. Хлудова. М., 1875, с. 56–57. Соболевский А. И. Материалы и заметки по древнерусской литературе.

I. Слова отца Моисея. – ИОРЯС, 1912, т. 17, кн. 3, с. 77–80. Гальковский Н. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. М., 1913, ч. 2, с. 133–140. Поучения к простой чади / Подг. Текста, пер. И ком. В. В. Колесова. – ПЛДР. XII век. 1980, с. 400–403, 690..

Значения в других словарях
Митяй, нареченный митрополит Великой Руси

Митяй (в иноках Михаил) (ум. 1379) – нареченный митрополит Великой Руси, составитель подборки выписок из «Пчелы правоверия». Коломенский поп, ставший духовным отцом московского великого князя Дмитрия Ивановича и виднейших бояр, а также «печатником», хранителем княжеской печати. Основной источник сведений о нем – Повесть о М. По-видимому, князь заметил и приблизил к себе М., когда в 1366 г. В Коломне праздновал свою свадьбу. Начиная, по крайней мере, с весны 1376 г. Великий князь стремится сделат..

Михаил, инок Владимирского Рождественского монастыря

Михаил (сер. XVI в.) – инок Владимирского Рождественского монастыря, автор служб русским святым. О деятельности М. Как писателя свидетельствуют только материалы, связанные с канонизацией русских святых в 1547 и 1549 гг. Он безусловно входил в число писателей круга митрополита Макария, усиленно трудившихся в сер. XVI в. По созданию и усовершенствованию отечественной церковно-служебной и агиографической литературы. М. Были написаны службы Александру Невскому, муромскому князю Константину с сыновья..

Моисей, игумен Михайловского Выдубицкого монастыря

Моисей (кон. XII – нач. XIII в.) – игумен киевского Михайловского Выдубицкого монастыря, автор похвального слова. Его имя дважды упоминается в Летописи Ипатьевской. В статье 1198 г. Сообщается, что князь Рюрик Ростиславич созывает на «духовный пир» по случаю освящения церкви духовных лиц и среди них – «Моисея игумена святаго Михаила Выдобичьского». В статье 1199 г. Рассказывается о постройке стены, укрепляющей берег под монастырской церковью. На торжествах по случаю окончания строительства М. Пр..

Мудрость Менандра

Мудрость Менандра – сборники кратких изречений (моностихов), выбранных из сочинений знаменитого древнегреческого драматурга Менандра (ок. 343 – ок. 291), сложившиеся еще на греческой почве. Время их славянского перевода и появление на Руси не может быть точно определено, но характер взаимоотношений текстов в старших списках (сербского XIV в. И русских XV в. – пергаменного списка ГПБ, F.n.I, № 44 и ГБЛ, собр. ОИДР, № 189) позволяет считать датой перевода XIV или даже XIII в.И. В. Ягич полагал, чт..

Дополнительный поиск Моисей, автор поучений Моисей, автор поучений

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Моисей, автор поучений" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Моисей, автор поучений, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 22 символа