Повесть о Луке Колочском

136

Повесть о Луке Колочском (в рукописной традиции известна под названиями. «О явлении чюдотворнаго образа пречистыя богородицы и о начале монастыря ея Колочьскаго». «Сказание о явлении чюдотворнаго образа пречистыя богородицы, иже на Колоче». «Слово о явлении чюдотворнаго образа пречистыя богородицы и о начале монастыря ея Колочскаго». «Повесть о явлении чюдотворныя иконы пречистыя владычицы нашея богородицы и присно девы Марии в Можайских пределех») – памятник литературы кон. XV – нач. XVI в. П. Рассказывает об основании одного из можайских монастырей. В основе ее сюжета лежат события 1413 г. На Колоче, в 15 верстах от Можайска, где простому поселянину явилась икона божией матери. М. О. Скрипиль приводит П. В качестве примера такого жанра древнерусской литературы, который «стоит на грани церковной легенды и светской историко-бытовой повести» (Скрипиль М.

О. Опыты изучения древнерусской историко-бытовой повести. Докт. Дис. Машинопись. С. 444–445). В комментарии к изданию П. 1958 г. М. О. Скрипиль ограничивается общими замечаниями о ней. Он пишет, что памятник появился не позднее 1-й пол. XVI в. И что в основе его сюжета лежит устное сказание.Зерно фабулы П. Сохранили почти все общерусские летописи XV в. Больший интерес к событиям на Колоче проявили летописи независимого характера, потому что «чудесами и видениями защищались областные сепаратисты от наступления централизующей московской власти» (Адрианова-Перетц В. П. Основные задачи изучения древнерусской литературы в исследованиях 1917–1947 гг. // ТОДРЛ. М. Л., 1948. Т. 6. С. 9). Летописные материалы XV в. Свидетельствуют о том, что к формированию сюжета П.

Имел отношение Кирилло-Белозерский монастырь, патрональный монастырь можайских князей, который в последней четв. XV в. Был замешан в конфликте великого московского князя с митрополитом Геронтием. Полный текст П. Дают лишь летописи XVI в. Летопись Никоновская под 1413 г. Рассказывает о том, что «некий человек, именем. Лука, простых людий, ратоев убогих, последний в нищете сый, на некоем древе, в некоем месте наиде икону», что от нее многие исцелились, и ходил Лука из Колочи к Можайску, где «изыде во сретение князь Андрей Дмитриевич», а «оттуду поиде Лука со иконою к Москве и сретоша ея митрополит со епископы». Так ходил Лука «от града во град, и все давали ему имениа многа в милостыню» и стали чтить его, «яко апостола».

Возвратившись в Колочу, он построил церковь и дом себе «созда, яко некий князь, и в житие неполезное» пустился. Стал грабить сокольников, ловчих князя Андрея Дмитриевича. «Князь же Андрей Дмитриевич терпяше вся сия, иногда же и посылаше к нему, он же к нему сурово и жестоко отвещеваше, князь Андрей же Дмитриевич с смирением и терпением умлъчаваше». Лука же «начал ловчих княжь Андреевых бити и грабити, и медведи с ларми взимаше к себе». Но один ловчий князя решил проучить дерзкого Луку. Однажды он «улови медведя, велми зла и люта суща, и повеле его вести близ двора Лукина. Ловчий же лукавьство сътвори над Лукою и в той час пусти медведя, Луке не отшедшу. И прииде медведь на Луку и едва отняша Луку от медведя, точию дыхание в ноздрех имуща».

Князь Андрей Дмитриевич, видя живого Луку, обращается к нему с речью о «неполезном» житии Луки и о законном наказании, его постигшем. «...почто еси бесовьское позорище и плясание възлюбил и пианству совокупился. Како тя бог прославил своея матери богородици образом чюдотворным, ты же сиа ни во что же положи, но к неполезному к мирскому житию сшел еси, так тебе и случися». Лука раскаивается, просит князя распорядиться его богатством, князь строит монастырь, Лука в нем постригается и живет до своей кончины.П. Вошла в состав крупных летописных сводов XVI–XVII вв. И представлена в них тремя редакциями. Никоновская летопись, Румянцевская (ГБЛ, ф. 256, № 255), Архивский летописец (ЦГАДА, ф. 181, № 11) содержат редакцию Летописную 1 (Л-1), свод 1533 г.

(ГИМ, собр. Черткова, № 115. ЦГАДА, ф. 201, № 48) – редакцию Летописную 2 (Л-2), свод кон. XVI в. (ГИМ, Музейск. Собр., № 3058), свод 1652 г. (ГБЛ, собр. Большакова, № 423) – редакцию Летописную 3 (Л-3). В своем развитии П. Утрачивала беллетристические элементы и приобретала окраску церковной легенды, мотив явления иконы привлекал большее внимание книжников и тщательнее ими выписывался. Рассказ о Луке, подробно переданный в Л-1, в следующих редакциях сокращается, Сюжет П. Начинает трактоваться с точки зрения христианской морали. Так, в Л-2 редактор объясняет, что князь терпел бесчинства Луки «пречистыя ради богоматере», образ смирного и терпеливого князя оправдывается его боготерпимостью, тогда как в Л-1 потомок московских князей оказывается бессильным в конфликте с убогим земледельцем.

Л-2 оказалась наиболее перспективной в литературной истории П., она легла в основу следующей редакции, которая вошла в Степенную книгу (редакция Cm), где сюжет еще более нивелировался в духе прославления предков великих московских князей и норм христианской морали, а наказание Луки получает следующее объяснение. «Человеколюбивый бог, иже судьбами своими хотяи спастися и в разум истинный приити и тако и сего Луку не презре в нечювьствии пребывающа, но прежде конца на покаяние обрати его сицевым образом». В таком виде П. Вошла в состав многочисленных сборников смешанного состава XVI–XX вв.На основе редакции Cm складываются в XVII в. Краткая редакция (К), Синодальная (Синод), Проложная (Пр). В К нет рассказа о неправедной жизни Луки, весь сюжет построен на мотиве явления иконы.

К вошла в печатный Пролог 1662 г., Латухинскую степенную пространной редакции и в сборники XVII–XVIII вв. Пр известна в одном списке (ЦГИА, ф. 834, оп. 2, № 1296, кон. XVII в.), главной особенностью этой редакции является сокращение беллетристических элементов. Единственным списком представлена Синод (ГИМ, Синод. Собр., № VI-1200, 2-я пол. XVII в.), которая отличается чертами, местного сказания. Завершает летописную историю П. Л-3. Эта редакция текстологически связана с Л-2, но уделяет большее внимание религиозным мотивам, что отличает и другие редакции XVII в. Списки П. В сборниках XVII–XX вв. Не позволяют выделить особых вариантов и редакций, так как не имеют существенных разночтений и восходят к Ст. В это время П. Представляла собой уже «мертвый» текст, который переписывался в сборниках, составлявшихся по теме.

Сказания об иконах, явившихся на Руси.Изд. Никоновская летопись // ПСРЛ. М., 1965. Т. 11. С. 221–223. Книга Степенная царского родословия // Там же. СПб., 1908. Т. 21, ч. 2. С. 446–448. Мазуринский летописец // Там же. М., 1968. Т. 31. С. 99–100. Русские повести XV–XVI веков / Сост. М. О. Скрипиль. Л., 1958. С. 116–118. Древнерусские предания (XI–XVI вв.). М., 1982. С. 309–317. ПЛДР. Конец XV – первая, половина XVI века. М., 1984. С. 52–57..

Значения в других словарях
Повесть о житии Александра Невского

Повесть о житии Александра Невского – историко-агиографическая повесть о выдающемся государственном и военном деятеле Древней Руси. П. Дошла до нас в нескольких редакциях XIII–XVIII вв. История ее текста необычайно сложна, многое остается пока спорным, в частности начальная история памятника, взаимоотношения между его старшими редакциями – Первоначальной, Особой, Лихачевской и редакцией СIЛ.Первым жизнеописанием Александра Невского, по мнению некоторых ученых (Н. И. Серебрянского, В. Л. Комарови..

Повесть о Куликовской битве летописная

Повесть о Куликовской битве летописная – литературный памятник, посвященный битве «за Доном» «на усть Непрядвы», дошел в составе летописных сводов под 1380 (6888) г. Создание П. Исследователи относили обычно к кон. XIV в. (С. К. Шамбинаго, А. А. Шахматов, Л. В. Черепнин и др.). Спорным был лишь вопрос, какой из видов П. – краткий или пространный – считать первоначальным. В настоящее время представляется доказанным, что П. Составлена на основе краткого рассказа «О побоище иже на Дону», отразившег..

Повесть о Меркурии Смоленском

Повесть о Меркурии Смоленском (в рукописях. «Главизна изъявляется от чудес дивнейшеи заступницы нашеи и великую ее милость святую и бывшую и бывающую тогда и ныне на граде нашем неисчетно от госпожи владычицы нашей богородицы и матере Христа. Бога нашего. И память сказуется ея святого Меркурия иже есть гроб его в Смоленске, граде нашем, бывших от него чудес». «В той же день от чудес дивнейшей заступницы нашей...». «Сказание о чудесах дивнейшия заступницы нашеи...». «Месяца ноября в 24 день. О пр..

Похвала к богу о сотворении всякой твари

См. Шестодневы. ..

Дополнительный поиск Повесть о Луке Колочском Повесть о Луке Колочском

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Повесть о Луке Колочском" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Повесть о Луке Колочском, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 24 символа