Теоретическое Мышление

192

- мышление, не ведущее не­посредственно к практическому действию. Т. М. Противопоставляется практическому мышлению, заключением которого являет­ся, по выражению Аристотеля, поступок. Т. М. Руководствуется осо­бой установкой и всегда связано с созданием специфического «теоретического мира» и проведением достаточно отчетливой грани­цы между ним и реальным миром. Различение Т. М. И практического мышления имеет давнюю тра­дицию. Уже Аристотель различал созерцательную (теоретическую) мысль, ориентированную на поиск истины, мысль, направляющую поведение, и созидание — творчество. Э. Гуссерль пишет, что, сле­дуя теоретической установке, «человек начинает различать пред­ставление о мире от реального мира, и для него встает новый вопрос — вопрос об истине,.

Об истине самой по себе». Такая установ­ка придает ученому «стойкую решимость посвятить всю свою дальнейшую жизнь, осмыслив ее как универсальную жизнь, делу теории, чтобы отныне строить теоретическое знание на теоретичес­ком знании». Интерес теоретического мышления не сводится, та­ким образом, к вопросу. «Что я могу знать?», но включает также вопрос. «Что я должен делать?» в той мере в какой ответом на него не является конкретное действие. Иначе разграничивает Т. М. И практическое мышление И. Кант, согласно которому разум, выступая в своих практических функциях (как «практический разум») дает человеку «законы свободы», т. Е. Моральные принципы, делающие его независимым в своем поведе­нии от «механизма» природы и конечных условий эмпирического существования.

Практический разум имеет дело с проблемами эти­ки и включает «все, что возможно посредством свободы или благо­даря ей». Кант утверждает главенство практического разума над тео­ретическим. Истолкование практического разума как мышления, имеющего дело с сознательным решением и действием, получило дальнейшее развитие в классической немецкой философии (Фихте, Шеллинг, Гегель). Противопоставление «теоретического» вопроса об устройстве мира и «практического» вопроса о направлении челове­ческой деятельности послужило одной из предпосылок характерно­го для начала этого века неоправданно резкого противопоставления «есть» и «должен», «теоретического» и «практического» знания и исключения этики, теории права и других наук, имеющих дело с долженствованием, из сферы Т.

М.  . В последние десятилетия кантовская традиция в истолковании Т. М. Отходит на задний план, уступая место аристотелевской тради­ции, включающей рассуждения о моральном и ином долге в ком­петенцию Т. М. (см. Высказывание, Оценочное высказывание, «Юма принцип")..

Значения в других словарях
Теоретическое Мышление

Мышление, не ведущее непосредственно к практическому действию. Т. М. Противопоставляется практическому мышлению, заключением которого является, по выражению Аристотеля, поступок. Т. М. Руководствуется особой установкой и всегда связано с созданием специфического "теоретического мира" и проведением достаточно отчетливой границы между ним и реальным миром.Различение Т. М. И практического мышления имеет давнюю традицию. Уже Аристотель различал созерцательную (теоретическую) мысль, ориентированную н..

Тезис

- один из элементов доказательства, положение, истин­ность которого обосновывается в доказательстве. Т. Должен удовлет­ворять следующим правилам. 1. Т. Должен быть сформулирован ясно и точно. Соблюдение этого правила предостерегает от неопределенности и двусмысленности при доказательстве того или иного положения. Иногда человек много говорит и как будто что-то доказывает, но что именно он доказы­вает, остается неясным вследствие неопределенности его Т. Иногда  . Двусмысленность Т. Ведет к бе..

Теоретическое И Эмпирическое

- философско-методологические категории, выражающие расчлененность научного по­знания на два уровня. Говорят о Т и Э. Уровнях научного знания, о Т. И Э. Методах познания, о Т. И Э. Языках науки и т. П. Хотя указанная дихотомия представляется достаточно естествен­ной, провести четкое разделение Т. И Э. Весьма трудно. К Э. Относят знание, полученное в результате материальной практики или благо­даря некоторому непосредственному контакту с действительностью. Т. Знание является результатом обобщения,..

Теория

(от греч. Theoria — наблюдение, рассмотрение, исследо­вание) — наиболее развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существен­ных связях определенной области действительности. Примерами Т. Являются классическая механика Ньютона, корпускулярная Т. Све­та, волновая Т. Света, Т. Эволюции Ч.Дарвина, электромагнитная Т. Дж.К. Масквелла, специальная Т. Относительности, хромосомная Т. Наследственности и т. П. В современной методологии научного познания..

Теория Познания

— раздел философии, исследующий при­роду человеческого познания, его общие принципы и источники, отношения знания к реальности, условия его достоверности и ис­тинности. Исходной проблемой теории познания является вопрос о том, познаваем ли окружающий нас мир. Обыденному здравому смыслу такой вопрос может показаться странным. Ну, в самом деле, разве не очевидно, что мы знаем окружающие вещи, что мы свободно ориен­тируемся среди них и уж, конечно, не путаем дерево с камнем или кошку с коровой. Сом..

Дополнительный поиск Теоретическое Мышление Теоретическое Мышление

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Теоретическое Мышление" в словаре Словарь логики, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Теоретическое Мышление, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 22 символа