Древнеегипетская Культура

86

Культура долины Нила от Средиземного м. На С. До первого порога на Ю., развивавшаяся со времен неолита (5-4-е тыс. До н. Э.) до 4 в. Н. Э. Зародившись в условиях первобытнообщинного строя, Д. К. Оформилась в рабовладельч. Деспотии, сложившейся в Египте к кон. 4-го тыс. До н. Э. Хотя древние египтяне достигли для своего времени значит. Успехов в различных областях культуры в целом, для Д. К. Характерна известная застойность. Эта застойность была обусловлена медленностью развития производит. Сил и связанных с ними социально-экономич. Отношений и сильным влиянием религ. Идеологии, способствовавшей длит. Сохранению устарелых взглядов и приемов в иск-ве, лит-ре и науке.Материальная культура. В 5-м тыс. До н. Э. В Египте начался переход от охотничьего хозяйства к земледелию и скотоводству.

Появились первые с.-х. Орудия (мотыга, серп). Орудия труда изготовлялись исключительно из камня, дерева и кости. В 4-м тыс. До н. Э. Впервые началась обработка меди (начиная с Бадарийской культуры), появился примитивный плуг, с нач. 2-го тыс. Стала применяться бронза. Железо вошло в широкое употребление лишь к сер. 1-го тыс. До н. Э. Больших успехов достигли египтяне в обработке драгоц. Металлов - золота и серебра, из к-рых они изготовляли подлинные шедевры художеств. Творчества (напр., маска и саркофаг Тутанхамона).В 5-4-м тыс. Развились ткацкие и керамич. Произ-ва. В 4-м тыс. Уже вырабатывался фаянс (раньше чем в Азии). С 3-го тыс. Появляется и стекло.Огромное значение имела ирригация. Были созданы различные приспособления для поливки полей.

Журавль (шадуф), позднее - водоподъемное колесо (сакие). Бассейновая система орошения просуществовала в Египте до 19 в. Н. Э. Пути сообщения проходили в осн. По Нилу. Использовались также вьючные животные (гл. Обр. Ослы). Для перевозки тяжестей употреблялись салазки. Колесный транспорт применялся с 18 в. До н. Э.Строительное дело и архитектура. На всем протяжении истории Др. Египта осн. Материалом для строительства домов служили глина и тростник. Даже дворцы фараонов сооружались из кирпича-сырца. В 3-м тыс. До н. Э. Овальные и круглые хижины додинастич. Периода сменились прямоугольными постройками, иногда двухэтажными с плоской кровлей. С 28 в. До н. Э. (III династия) началось строительство царских гробниц (пирамид) из кам. Блоков. Только интенсивная эксплуатация подневольного труда рабов и бедняков давала возможность сооружать эти огромные и прочные строения с помощью медных орудий и крайне примитивных технич.

Приспособлений. С 16 в. До н. Э. Стали высекаться скальные гробницы фараонов. К этому же времени относятся монументальные храмы (наиболее крупные Карнак и Луксор в Фивах) с огромными колонными залами и открытыми дворами. У входа часто воздвигались пилоны (башни) и обелиски. К ним вели аллеи для процессий, по бокам аллей обычно устанавливались сфинксы.Скульптура и живопись. Непревзойденные шедевры создали египтяне в пластике. Древнейшие глиняные и костяные статуэтки восходят к неолиту (5-4-е тыс. До н. Э.). В кон. 4-го тыс. До н. Э. Ваятели стали применять камень, а с нач. 3-го тыс. - медь.Представления о загробной жизни, согласно к-рым Ка, душа умершего, в случае разрушения тела, должна была иметь вместилище для посмертного существования, способствовали развитию скульптурного портрета.

При этом цари, вельможи и боги в силу религ. Традиций изображались в застывших, условных позах. Зато статуэтки слуг и работников отличались известной динамичностью движений.Те же тенденции прослеживаются в живописи и рельефах на стенах гробниц и храмов, а также на изображениях стел и саркофагов. Стремясь передать наиболее характерные признаки, егип. Художники не считались с требованиями перспективы и показывали предмет (особенно человеч. Фигуру) в нескольких ракурсах одновременно. Попытка полной ломки художеств. Традиций и канонов относится ко времени Эхнатона (15-14 вв. До н. Э.) (напр., изумительные по изяществу и экспрессии скульптурные портреты царицы Нефертити, ее дочерей, Эхнатона, фрески дворца в Амарне).Письменность.

В 4-м тыс. До н. Э. В Египте появилось рисуночное письмо (идеограммы). В дальнейшем нек-рые знаки стали употребляться (по созвучию) для передачи сочетаний 2 или 3 согласных (фонограммы), а в нач. 3-го тыс. Выработался алфавит из 24 согласных букв (гласные звуки в егип. Письме не передавались). Все три вида иероглифич. Знаков (идеограммы, фонограммы и буквы) сосуществовали. После слова, написанного фонетич. Знаками, часто ставился детерминатив, определявший категорию понятий, к к-рой оно относится. Наряду с иероглифич. Письменностью употреблялись различные виды скорописи. С конца эпохи Древнего царства - иератика, а с 8 в. До н. Э. - демотика. Материалом для письма служили папирус, кам. Плиты, деревянные доски, острака и пр.Наука. Др.-егип.

Наука носила преим. Эмпирич. Характер. Развитие математич. Знаний, начиная с эпохи Древнего царства, объяснялось нуждами централизованного гос-ва с его сложной системой исчисления податей и определения зем. Наделов, а также необходимостью точных расчетов для ирригац. И строит. Работ. Египтяне впервые ввели десятичную систему исчисления. Сохранились задачи на 4 правила арифметики, с учетом дробных чисел. Была известна арифметич. И геометрич. Прогрессия. Исчислялись площади прямоугольников, треугольников, круга (p определялось как 3, 16, т. Е. С ошибкой на 0,02), а также поверхности простой и усеч. Пирамиды. Появились зачатки алгебры (понятие неизвестной величины, уравнение с 2 неизвестными). Разливы Нила и цикл с.-х. Работ заставили очень рано накапливать наблюдения над явлениями природы, в т.

Ч. За движением небесных тел, что привело к зарождению начатков астрономии и возникновению, возможно еще в 4-м тыс. До н. Э., календаря. Год делили на 365 суток (12 месяцев по 30 дней и добавочная пятидневка, без учета лишних часов и минут). Егип. Жрецы и писцы, в чьих руках преим. Накапливались науч. Знания, отмечали положение звезд и группировали их в созвездия. Для ориентировки зданий фиксировалась полярная звезда. Использовались солнечные и водяные часы. Составлялись примитивные геогр. Карты и списки городов, с учетом расстояния между ними.В медицине проводилась специализация (офтальмология, гинекология, ветеринария и пр.). Обычай вскрытия тела при мумификации способствовал ознакомлению с анатомией. Были изучены функции сердца и открыт закон кровообращения.

Имелись нек-рые представления о значении мозга. Егип. Врачи производили трепанацию черепа, пломбировали зубы, применяли антисептич. Средства, хирургич. Шины и т. Д. Однако вполне реалистич. Представления переплетались с верой в магию и колдовство.Известные химич. Познания использовались при мумификации трупов, приготовлении благовоний, лекарств и в стекольном ремесле (применение примесей окиси цинка, меди, марганца, кобальта при произ-ве цветного стекла).Лит.ратура была весьма разнообразна по содержанию и по жанрам. Особенно много дошло до нас религ.-магич. Сборников, тексты к-рых по представлениям древних египтян должны были обеспечить умершим загробное блаженство ("Тексты пирамид", "Тексты саркофагов", "Книга мертвых"), а также гимны богам и ритуальные, т.

Н. Драматич. Тексты, предназначенные для мистерий, во время к-рых жрецы играли роль богов. В то же время в егип. Лит-ре можно найти проявление скептицизма в отношении офиц. Религ. Догм. Так, в "Разговоре разочарованного со своим духом" подвергается сомнению загробная жизнь.Начиная с Древнего царства (3-е тыс. До н. Э.) сохранились многочисл. Автобиографии вельмож, позднее послужившие образцом для приключенч. Повести (напр., "Рассказ Синухета"). Записывались мифы, басни, сказки (напр., о потерпевшем кораблекрушение, о 2 братьях, о взятии Яффы), произведения любовной лирики. Весьма популярными были поучения (в т. Ч. Царей), носившие характер политич. Завещаний.Социальная борьба особенно резко отражена в "Речениях Ипусера", проникнутых нескрываемой ненавистью к восставшим нар.

Массам. Ист. Лит-ра представлена погодными записями Палермского камня и надписями, анналами царей (Тутмоса III, Рамсеса II и др.). В 4 в. До н. Э. Жрец Манефон составил обзор истории Египта на греч. Языке.Судя по изображениям в гробницах, были весьма распространены музыка и пение как в быту, так и при богослужении. Египтянам были известны муз. Инструменты. Струнные (арфа, лютня), ударные (систр, тамбурины, барабан) и духовые (флейты, трубы).Д. К. Оказала значит. Влияние на культуру народов Куша, азиат. Стран, позднее на Грецию и Рим.После завоевания Др. Египта Александром Македонским религия, иск-во и лит-ра Др. Греции, смешавшись с местной, образовали синкретическую эллинистическую культуру, воздействие к-рой ярче всего проявилось в городах Дельты, особенно в Александрии.В 4 в.

Н. Э. Христианство полностью одержало победу над язычеством. Одновременно с этим иероглифич. Письменность (считавшаяся языческой) была заменена коптским алфавитом. С этого времени начинается ср.-век. Егип. Культура (коптская, а позднее арабская).Лит. Лурье И. И др., Очерки по истории техники Древнего Востока, М.-Л., 1940. Лукас А., Материалы и ремесл. Произ-ва Др. Египта, пер. С англ., М., 1958. Веселовский И. Н., Егип. Наука и Греция. Из истории древней математики и астрономии, в кн. Тр. Ин-та истории естествознания АН СССР, т. 2, М., 1948. Коростовцев М. A., Писцы Древнего Египта, М., 1962. Тураев Б. A., Егип. Лит-ра, т. 1, М., 1920. Фараон Хуфу и чародеи. Сказки, повести, поучения Др. Египта, М., 1958. Матье М. Э., Иск-во Др. Египта, Л.-М., 1961. Коростовцев М.

A., Егип. Язык, M., 1961. Петровский Н. С., Егип. Язык, Л., 1958. Posener G., Dictionnaire de la civilisation égyptienne, P., (1959). Erman A., Aegypten und aegyptisches Leben im Altertum, (neu bearb. Von H. Ranke), Tübingen, 1923. Wiedemann A., Das alte Г„gypten, Heidelberg, 1920. Mathematischer Papyrus des Staatlichen Museums der schönen Künste in Moskau, hrsg. Und kommentiert von W. W. Struve, В., 1930. Grapow H., Grundriss der Medizin der alten Г„gypter, Bd 1-7, В., 1954-61. Lefebnre G., Romans et contes égyptiens, P., 1949. Posener G., Littérature et politique dans l'Egypte de la XII dynastie, P., 1956. Wolf W., Die Kunst Г„gyptens, Stuttg., 1957. Hickmann H., 45 siècles de musique dans l'Egypte ancienne, P., (1956).И. С. Кацнельсон.

Москва..

Значения в других словарях
Древнегреческая Мифология И Религия

Древнегреч. Мифология как совокупность сказаний древних греков о богах, демонах и героях представляла попытку первобытного человека осмыслить окружающую действительность и являлась обобщенным перенесением родовых отношений на природу и общество. Др.-греч. Мифология, не представлявшая застывшей картины, должна рассматриваться в постоянном изменении, отражающем развитие социально-экономич. Отношений в обществе.В пределах первобытнообщинной формации, когда др.-греч. Мифология была наивной идеологие..

Древнее Царство

Старое царство, - егип. Рабовладельч. Гос-во в период правления III-VI династий (28-23 вв. До н. Э.). Для периода Д. Ц. Характерно усиление эксплуатации рабов и земледельцев-общинников и усложнение централизованного гос. Аппарата, сложившегося в предшеств. Период - период Раннего царства (при I-II династиях). Ко времени Д. Ц. Относится постройка наиболее значит. Пирамид. В 23 в. До н. Э. Д. Ц. Распалось на ряд самостоят. Гос-в.Лит. Савельева Т. Н., Агр. Строй Египта в период Древнего царства, М...

Древнеегипетская Мифолугия И Религия

Др.-егип. Мифология. Среди егип. Мифов центр. Место занимают осн. Циклы. Сотворение мира, наказание человечества за грехи, борьба Ра с силами мрака и особенно смерть и воскресение Осириса.Создание Вселенной чаще всего приписывалось богу солнца Ра, поднявшемуся из бутона лотоса, к-рый появился в предвечном водном хаосе (Нуне). Согласно представлениям древних египтян, из уст Ра вышли первые боги, а из его слез возникли люди. По другой версии, землю и людей вылепил бог-гончар Птах (или Хнум).Цикл м..

Древнеиндийская Мифология

Первые достоверные сведения о мифологии индийцев относятся ко времени создания Ригведы (2-е - нач. 1-го тыс. До н. Э.). Боги Ригведы (их более 3 тыс.) представляли собой персонификацию различных сил и явлений природы (водной стихии, огня, неба и т. Д.). Богов представляли по образу и подобию людей, однако антропоморфизм не развился до четко выраженной индивидуальной характеристики, в частности потому, что явления природы, к-рые представляли эти божества, имели много общего. Так, в значит. Мере с..

Дополнительный поиск Древнеегипетская Культура Древнеегипетская Культура

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Древнеегипетская Культура" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Древнеегипетская Культура, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 25 символа