Древнеегипетская Мифолугия И Религия

78

Др.-егип. Мифология. Среди егип. Мифов центр. Место занимают осн. Циклы. Сотворение мира, наказание человечества за грехи, борьба Ра с силами мрака и особенно смерть и воскресение Осириса.Создание Вселенной чаще всего приписывалось богу солнца Ра, поднявшемуся из бутона лотоса, к-рый появился в предвечном водном хаосе (Нуне). Согласно представлениям древних египтян, из уст Ра вышли первые боги, а из его слез возникли люди. По другой версии, землю и людей вылепил бог-гончар Птах (или Хнум).Цикл мифов о наказании людей сильно отличается от вавилонского и библейского. Вместо потопа в егип. Мифах Ра, разгневанный на людей, переставших повиноваться богам, посылает на землю свою дочь Сохмет-Хатор в образе львицы. Она начинает истреблять людей.

Лишь с трудом удается богам ее остановить и спасти остаток человечества. Красной нитью через эти мифы проходит мысль о всесилии богов, способных по своему усмотрению карать или осыпать милостями. Нередко др.-егип. Боги выступают как богатыри, в тяжелой борьбе поражающие своих врагов (миф о борьбе Ра с гигантским змеем Апопи. В основе этого мифа лежит обыкновенное явление природы - смена дня и ночи). Смена времен года, расцвет и увядание природы, посев и сбор урожая отразились в мифе об умирающем и воскресающем боге Осирисе. Культ Осириса, культ производит. Силы природы, особенно почитался среди земледельцев. Известны многочисл. Изображения Осириса в окружении деревьев, виноградных лоз и т. Д. Или изображения фигуры Осириса, слепленной из земли, смешанной с нильским илом и семенами, к-рые прорастали и покрывали фигуру Осириса зеленым ковром, символизируя воскресение бога.

Культ Осириса оказал влияние на христианство, особенно на формирование мифа о Христе.Религия древних египтян зародилась в первобытно-родовых общинах и прошла длит. Путь от примитивных верований доклас. Общества до сложных теологич. Систем восточной рабовладельч. Деспотии. Для др.-егип. Религии характерно прочное сохранение древнейших верований на всем протяжении многовековой истории др.-егип. Гос-ва. Фетишизма (напр., поклонение камню бен-бен, связанное позднее с культом бога солнца Ра), обожествления растений (напр., священной сикоморы богини Хатор) и особенно зооморфизма (культа животных).Восходя к тотемизму, свойственному охотничьим племенам, зооморфизм стойко сохранялся в др.-егип. Религии. Почти каждое егип.

Божество почиталось в виде к.-л. Животного. Так, богиню Хатор почитали в виде коровы, мемфисского бога Птаха - в виде черного быка с белой отметиной на лбу (Аписа), богиню Баст - в виде кошки, бога мудрости Тота - в виде ибиса или павиана, бога Гора - в виде сокола и т. Д. Даже в эллинистич. И римский периоды мн. Города Египта носили название обоготворяемого животного. Крокодилополь (город крокодила), Кинополь (город собаки), Леонтополь (город льва) и т. Д. На более позднем этапе наблюдается антропоморфизация божеств. Однако старые представления не исчезли, но стали сочетаться с новыми. Так, богиня Баст изображалась в виде женщины с кошачьей головой, бог Тот - в виде человека с головой ибиса, бог Анубис - в виде человека с головой шакала или собаки.

Священные животные всячески оберегались. Убийство свящ. Животного считалось тягчайшим преступлением и наказывалось смертью. Священных животных и птиц после смерти бальзамировали и хоронили на спец. Кладбищах.Переход от охотничьего х-ва к земледелию и скотоводству и образованию класс. Общества в Египте в 4-м тыс. До н. Э. Привели к значит. Переменам в религ. Верованиях. На первый план выдвинулись боги, олицетворяющие различные стихии. Небо (богиня Нут), землю (бог Геб), солнце (бог Ра), луну (бог Тот) и т. Д. Особенно егип. Земледельцы стали почитать свой жизненный источник - реку Нил в образе бога Хапи.Широкое распространение в Др. Египте получил культ мертвых, в основу к-рого было положено представление о загробной жизни, о полях рая (Иалу), где наслаждаются души праведников, и о страшных наказаниях грешников в преисподней (Дуаут).

Согласно религ. Представлениям египтян, у каждого человека было неск. Душ. Ба, изображавшаяся в виде птицы с человеч. Головой, Ка, являвшаяся двойником человека, и др. По поверьям египтян достичь вечного блаженства мог только тот, у кого тело, считавшееся прибежищем души, было сохранено в целости. Отсюда - обычай мумификации трупов. Для сохранения мумифицированного тела строилась гробница, к-рая снабжалась всем необходимым, употреблявшимся покойным при жизни. В гробницу клались также маленькие статуэтки слуг ("ушебти" - "ответчики"). Египтяне верили, что силой магич. Заклинаний покойный оживит эти статуэтки и они будут работать на него в загробном мире. Мумифицировали состоятельных египтян. Особенно пышно хоронили фараонов в эпоху Др.

И Среднего царств. Им строили грандиозн. Сооружения - пирамиды, в более позднее время гробницы высекались в скале. Вокруг пирамид, а позднее скальных гробниц, образовывался комплекс захоронений - город мертвых, некрополь - с заупокойными храмами. После смерти душа покойного, согласно представлениям египтян, отправлялась в путешествие по загробному миру, где ее подстерегали чудовища, спастись от к-рых можно было с помощью заклинаний и молитв, содержавшихся в "Книге мертвых" - неотъемлемой части погребального инвентаря. 125-я глава "Книги мертвых" посвящена загробному суду над человеч. Душой. Перед лицом верховного судьи загробного мира Осириса происходила психостасия - взвешивание сердца покойного на весах, уравновешенных символом истины.

Сердце, отягощенное грехами, нарушало равновесие, и тогда покойный пожирался страшным чудовищем Амамат-Пожирательницей. В списке грехов т. Н. "отрицательной исповеди" (125-я глава) мы находим весьма характерные преступления егип. Бюрократии. Взяточничество, подлоги, кражи и пр. Смертным грехом считалось отведение воды из чужого оросит. Канала, т. К. Это влекло за собой гибель посевов и обрекало потерпевшего на голод. Праведники, сердца к-рых не нарушали равновесия весов, отправлялись в поля Иалу. Изображение др.-егип. Загробного суда несомненно повлияло на христ. Иконографию Страшного суда (изображение весов, чудовищ, пожирающих грешников, и т. Д.).Вначале культы носили местный характер. В каждом номе чтили своего гл. Бога. В Гелиополе поклонялись Ра-Атуму, в Фивах - Амону и т.

Д. Образовывались божеств. Триады (напр., фиванская. Амон - бог солнца, его жена Мут - богиня неба, их сын Хонс - бог луны). Вокруг триады формировалась иерархия богов. Объединение номов в два гос-ва (Верхний и Нижний Египет), а затем в единую рабовладельч. Деспотию (ок. 3-го тыс. До н. Э.) сделало необходимым создание общегос. Культов, унификацию религии. Гл. Место в унифицированной религии занимали боги города-гегемона. Так, когда столицей Египта стал Гелиополь, то на 1-е место выдвинулась гелиопольская теологич. Система из верховных богов и богинь (т. Н. Великая Эннеада во главе с Ра-Атумом). Позднее, в эпоху Среднего и Нового царств, когда столицей Египта стали Фивы, фиванский бог Амон стал гл. Божеством Египта, и егип. Жрецы отождествили его с прежним верховным богом Ра.Иерархия богов с царем богов во главе представляет собой зеркальное отражение порядков вост.

Деспотии. Верховный бог (Ра-Атум, а позднее Амон-Ра) имеет свой двор, своего визиря (бога мудрости Тота), свои канцелярии и т. Д. Офиц. Религия объявляла фараона воплощением бога, живым богом, предписывала воздавать ему божеские почести. Огромные пожертвования и различные льготы, щедро раздаваемые фараонам и храмам, особенно Луксорскому и Карнакскому, привели к усилению жречества, к-рое начало оспаривать власть у фараона. Попытка Аменхотепа IV (Эхнатона) (15 в. - нач. 14 в. До н. Э.) подорвать могущество жречества введением монотеизма не удалась. В II в. До н. Э. Фиванские жрецы захватили престол Египта и установили теократию.В Др. Египте сложилась богатейшая религ. И магич. Лит-ра. Заговоры, молитвы, толкования, призывы богов оформлялись в сборники.

Так возникли "Тексты пирамид", "Тексты саркофагов", "Книга мертвых" и множество др. Религ. Сборников. Примером развития теологич. Мысли может служить т. Н. Мемфисский богословский трактат, в к-ром за много веков до христианства проводилась мысль о логосе - слове, созидающем мир. Теологич. Системы Др. Египта получили большое распространение в религиях антич. Мира и оказали значит. Влияние на христ. Догматику, иконографию, обрядность. Так, напр., на христ. Иконах встречаются элементы зооморфизма. Св. Христофор с головой собаки - потомок Анубиса. Очень древние черты сохранили пасхальные обряды и т. Д.Лит. Матье М., Др.-егип. Мифы, М.-Л., 1956. Франк-Каменецкий И. Г., Памятники егип. Религии в Фиванский период, т. 1-2, М., 1917-18. Струве В., Социальная проблема в заупокойном культе древнего Египта, в кн.

Религия и общество, Л., 1926, с. 5-28. Матье М., Религия египетских бедняков, там же. Франк-Каменецкий И. Г., Религиозный синкретизм в Египте в Фиванский период, в кн. Записки коллегии востоковедов при Азиатском музее АН СССР, т. 3, в. 1, Л., 1928. Erman A., Die Religion der Г„gypter, В.-Lpz., 1934. Mercer S. A. В., The religion of ancient Egypt, L., 1949. Kees H., Der Götterglaube im alten Г„gypten, 2 Aufl., В., 1956. Его же, Totenglauben und Jenseitsvorstellungen der alten Г„gypter, 2 Aufl., В., 1956. Drioton E., La religion égyptienne, в кн. Les religions de l'Orient ancien, P., (1957). Vandier J., La religion égyptienne, 2 éd., P., 1949. Bonnet H., Reallexikon der ägyptischen Religionsgeschichte, В., 1952.Е. Н. Максимов. Москва..

Значения в других словарях
Древнее Царство

Старое царство, - егип. Рабовладельч. Гос-во в период правления III-VI династий (28-23 вв. До н. Э.). Для периода Д. Ц. Характерно усиление эксплуатации рабов и земледельцев-общинников и усложнение централизованного гос. Аппарата, сложившегося в предшеств. Период - период Раннего царства (при I-II династиях). Ко времени Д. Ц. Относится постройка наиболее значит. Пирамид. В 23 в. До н. Э. Д. Ц. Распалось на ряд самостоят. Гос-в.Лит. Савельева Т. Н., Агр. Строй Египта в период Древнего царства, М...

Древнеегипетская Культура

Культура долины Нила от Средиземного м. На С. До первого порога на Ю., развивавшаяся со времен неолита (5-4-е тыс. До н. Э.) до 4 в. Н. Э. Зародившись в условиях первобытнообщинного строя, Д. К. Оформилась в рабовладельч. Деспотии, сложившейся в Египте к кон. 4-го тыс. До н. Э. Хотя древние египтяне достигли для своего времени значит. Успехов в различных областях культуры в целом, для Д. К. Характерна известная застойность. Эта застойность была обусловлена медленностью развития производит. Сил и..

Древнеиндийская Мифология

Первые достоверные сведения о мифологии индийцев относятся ко времени создания Ригведы (2-е - нач. 1-го тыс. До н. Э.). Боги Ригведы (их более 3 тыс.) представляли собой персонификацию различных сил и явлений природы (водной стихии, огня, неба и т. Д.). Богов представляли по образу и подобию людей, однако антропоморфизм не развился до четко выраженной индивидуальной характеристики, в частности потому, что явления природы, к-рые представляли эти божества, имели много общего. Так, в значит. Мере с..

Древнеиранская Мифология

Осн. Источниками для изучения Д. М. Являются Авеста и примыкающие к ней памятники среднеперс. Лит-ры ("Бундахишн", "Денкард" и др.), а также знаменитое "Шахнаме" Фирдоуси (10-11 вв.). Мифологич. Сюжеты и образы, имена собственные богов и героев, сохраненные Авестой, перекликаются, а в ряде случаев и совпадают с сюжетами, образами, именами, зафиксированными древнейшим памятником индийской (индоарийской) словесности - Ригведой. Эти общие Авесте и Ригведе мифологич. Сюжеты являются общим наследием ..

Дополнительный поиск Древнеегипетская Мифолугия И Религия Древнеегипетская Мифолугия И Религия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Древнеегипетская Мифолугия И Религия" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Древнеегипетская Мифолугия И Религия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 36 символа