Духовенство

97

Служители культа в различных религиях, обычно организованные в иерархич. Корпорации. В антагонистич. Клас. Об-ве Д. В своей массе всегда являлось и является опорой эксплуататорских классов, освящая религией существующий обществ. Порядок. "Все и всякие угнетающие классы нуждаются для охраны своего господства в двух социальных функциях. В функции палача и в функции попа. Палач должен подавлять протест и возмущение угнетенных. Поп должен утешать угнетенных, рисовать им перспективы. Смягчения бедст-вийижертв при сохранении классового господства, а тем самым примирять их с этим господством, отваживать их от революционных действий, подрывать их революционное настроение, разрушать их революционную решимость" (Ленин В. И., Соч., т.

21, с. 206). В различ. Религиях представители Д. В той или иной степени почитаются как люди, наделенные сверхъестеств. Силой, что делает их в глазах верующих способными быть посредником между людьми и божеством, узнавать его волю, заручаться его расположением. В зависимости от своего положения и функций в религ. Общине и в церкви Д. Делится на различные группы, а по своему обществ. Положению и роли в церк. Организации - на высшее и низшее. В нек-рых религиях представители высшего Д. Почитаются как непогрешимые заместители божества на земле (папа римский в католицизме) или как живое воплощение божества (далай-лама и панчен-лама в ламаизме, глава секты исмаилитов). Особое положение Д. В религ. Общинах отмечается тем, что его представителям положено носить специальную одежду (всегда или только при отправлении культа), вести особый образ жизни (целибат в католицизме и буддизме, монашество в нек-рых религиях и др.).Как определенная группа людей, специально занимающихся отправлением религ.

Культа, Д. Возникло уже в религиях разлагавшегося доклас. Об-ва с появлением клас. Неравенства, с началом отделения умственного труда от физического, когда стали выделяться люди, обладавшие, по представлению их сородичей, сверхъестеств. Силой. Шаманы, колдуны, жрецы. Уже в эту эпоху принадлежность к Д. Находила свое выражение в ряде специфич. Внеш. Атрибутов, многие из к-рых (особые шапки, жезлы и др.) перешли к Д. Разных религий позднейшего времени. От первобытных колдунов унаследовало жречество, а затем Д. "высших" религий и многие приемы культовой деятельности - молитвы, заклинания, магич. Манипуляции. Колдунами и знахарями нередко выступали племенные вожди. В рабовладельч. Об-ве функции жрецов (см. Жречество) нередко были наследств.

Привилегией. Будучи частью господств. Класса рабовладельцев (иногда верховными жрецами были сами цари), жрецы стремились увековечить рабовладельч. Порядки. Они обожествляли царей, господство рабовладельцев и свою собств. Власть. Жрецы почитались как люди, общающиеся с богами, как толкователи их воли. Они совершали жертвоприношения, занимались гаданием, разрабатывали культовые правила и религ. Ритуал, принявший в религиях Др. Востока пышный и сложный характер. Все более заметную роль начал играть в деятельности жрецов элемент обмана людей, инсценировка "чудес", мнимых исцелений и т. Д.В совр. Религиях (христианство, ислам, иудаизм и др.) жречество древних религий сменилось профессиональным Д., сложившимся как сословие в условиях феодализма.

Так, напр., в ранних христ. Общинах, организованных демократически, не было профессионального Д. Лишь постепенно образовалась христ. Церк. Орг-ция во главе с епископами и подчиненными им священно- и церковнослужителями. Их утверждение в должности оказалось в полной зависимости от епископата и небольшого круга богатых прихожан. Большое значение в христианстве приобрело монашество, возникшее на рубеже 3-4 вв. К сер. 4 в. Из епископских кафедр христ. Церкви выделились наиболее влиятельные Александрийская, Антиохийская, Константинопольская, Римская и Иерусалимская. Юрисдикция епископов этих городов распространилась на ближайшие терр., с 6 в. Эти епископы стали именоваться патриархами. На основе рим. Епископии со временем образовалось папство.Господство религ.

Идеологии в об-ве, а также огромные богатства, к-рыми владела церковь в ср. Века, сделали Д. Могуществ., политически влият. И привилегированным сословием, к-рое стояло на страже интересов феодалов и освящало феод. Эксплуатацию народа. Д. Освобождалось от гос. Налогов, воинск. Службы, подсудности светской власти и т. Д. В ср. Века Д. Распалось на аристократическую (епископы, архиепископы, аббаты, приоры и др.) и плебейскую (гор. И сельские священники) части. Духовная аристократия по своему обществ. И имуществ. Положению и образу жизни ничем не отличалась от светских феодалов. Она владела огромными землями и эксплуатировала крепостных крестьян и зависимое население. Для выколачивания денег из народа и для удержания его в повиновении она широко прибегала к религ.

Обману - продаже индульгенций, фабрикации святых и чудотворных реликвий, к анафемам и интердиктам. Плебейское Д., вербовавшееся из выходцев из среды бюргерства, крестьян и плебейства, стояло ближе к условиям жизни масс. Революц. Оппозиция против феодализма была направлена и против духов. Феодалов. Представители низшего Д. Нередко оказывались активными участниками или даже руководителями нар. Движений (Джон Болл, Дольчино, Ян Гус и др.), за что подвергались со стороны высшего Д. Отлучениям, гонениям и казням. Порой они выступали с критикой религии, христ. Морали и существующих обществ. Порядков (Жан Мелье, Жак Ру).При капитализме религ. Орг-ции приспосабливаются к условиям бурж. Об-ва, а Д. Становится зависимым от буржуазии и гос-ва.

Прежние политич. И экономич. Связи высшего Д. С землевладельч. Аристократией дополняются связями с буржуазией, с монополиями, интересы к-рых Д. Отстаивает, провозглашая божественность частной собственности, клас. Деления об-ва и решительно осуждая революц. Клас. Борьбу. Низшее Д., хотя и зависит от высшего и от буржуазии, все же ближе стоит к массам верующих и чувствительнее к их нуждам, но связанное церк. Дисциплиной, как правило, слепо следует директивам церк. Иерархии. В бурж. Странах Д. Тесно связано с гос-вом (в том числе и в тех странах, где формально церковь отделена от гос-ва), выполняет его поручения в школах, армии, тюрьмах, колониях и др.Служители религ. Культа всегда были и являются носителями реакц. И антинауч. Идеологии, проповедниками идеалистич.

Мировоззрения. На протяжении всей истории своего существования Д. Вело борьбу с передовой науч. Мыслью. Правда, в религиях Др. Мира Д. При храмах занималось ведением календаря, наблюдением за небесными светилами, врачеванием и т. П. В ср. Века Д., будучи "единственным образованным классом" (Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 495), составляло хроники, переписывало книги в монастырях. Отдельные представители Д., к-рые поднимались выше своего круга и выступали как подлинные носители прогрессивной мысли, подвергались преследованиям (напр., Дж. Бруно). В новое и особенно новейшее время представители Д. В целях укрепления религии путем идеалистич. Истолкования науч. Открытий начало усиленно интересоваться, а частично и заниматься наукой.В эпоху империализма, когда церк.

И религ. Орг-ции стали широко использоваться буржуазией против революц. Рабочего движения и нац.-освободит. Движения народов колониальных стран, Д. Особенно активизировало свою борьбу против науч. Социализма.После победы Окт. Революции, встреченной Д. Повсюду враждебно, антикоммунизм стал одним из осн. Мотивов в обществ. И религ. Деятельности Д. Капиталистич. Стран. Д., особенно высшее, сотрудничало с фашизмом. Оно (особенно папство) выступало проповедником "крестового похода" против СССР и коммунизма, оказывало содействие реакц. Элементам, мешавшим строительству социализма в СССР и др. Социалистич. Странах, поддерживало политику "холодной войны", проводимой империалистич. Гос-вами во главе с США после 2-й мировой войны. При покровительстве империалистич.

Кругов Д. Выступает проповедником клерикализма. В целях противодействия влиянию идей коммунизма, а также упадку религиозности Д. Стало уделять большое внимание пропаганде среди рабочих. Католич. Д. Еще в 1891 разработало в противовес программе науч. Социализма свою социальную программу (см. Энциклика "Рерум новарум"). В кон. 2-й мировой войны католич. Церковь во Франции и нек-рых др. Странах создала институт рабочих-священников, на к-рых была возложена задача вести пропаганду социальной программы церкви непосредственно на предприятиях. Эксперимент был прекращен в 1953 в связи с тем, что рабочие-священники стали подпадать под влияние классово-сознат. Рабочих. Путем организации т. Н. "светского апостолата" католич. Церковь добивается создания из мирян помощников Д.Рост и усиление социалистич.

Лагеря, успехи нац.-освободит. Движения, широкое распространение идей коммунизма заставили мн. Представителей Д. В различ. Странах, убедившихся в том, что поддержка "холодной войны" компрометирует церковь и способствует углублению кризиса религии, пересмотреть свои позиции в важнейших вопросах современности. Даже в бурж. Странах представители Д., особенно низшего, стали поддерживать движение за мир и мирное сосуществование. Эти изменения нашли свое отражение в новых моментах в политике Ватикана, начало к-рым положил папа Иоанн XXIII. Укрепление социалистич. Строя, ликвидация эксплуататорских классов побудили Д. В ряде стран прекратить свою враждебную деятельность по отношению к новому строю. Д. В своем большинстве заняло по отношению к социалистич.

Гос-ву лояльную позицию, продолжая в то же время оставаться проводником антинауч. Идеологии.Лит. Энгельс Ф., Крест. Война в Германии, М., 1953. Ранович А., Происхождение христ. Таинств, М.-Л., 1931. Тураев Б. A., История Др. Востока, т. 1-2, Л., 1935-36. Лаврецкий И. Р., Ватикан. Религия, финансы и политика, М., 1957. Каждан А. П., Религия и атеизм в др. Мире, М., 1957. Шейнман М. М., Папство, М., 1961. Пулен Жан-Клод, Церковь и рабочий класс, пер. С франц., М., 1962.М. М. Шейнман. Москва.Духовенство в России. Господствующей церковью была рус. Православная церковь. Православное Д. Состоит из черного Д. (монахи) и белого (священники, дьяконы и дьячки). Оба вида Д. Появились в Древней Руси после принятия христианства. Тогда же создалась церк. Иерархия. Глава рус.

Церкви - митрополит, поставлялся константинопольским патриархом. Во главе отдельных епархий стояли епископы и архиепископы, избиравшиеся из среды черного Д. Митрополитом и собором рус. Епископов при значит. Участии светской власти (князей). Архиерейские кафедры и монастыри получали от князей зем. Пожалования, к-рые росли за счет вкладов "на домин души", покупки земель у светских феодалов и захвата "черных" земель. Постепенно монастыри и архиерейские кафедры стали крупнейшими землевладельцами, пользовались феод. Привилегиями, податным и суд. Иммунитетом. Представители высшего Д. Были людьми образованными, что укрепляло их высокое положение в др.-рус. Обществе и значение в гос. Жизни. В монастырях было положено начало рус.

Летописанию (см. Летописи). С 1448 рус. Церковь освободилась от подчинения константинопольскому патриарху и стала автокефальной, самостоятельной. Митрополит избирался собором рус. Епископов, а в 1589 главе рус. Церкви был присвоен титул патриарха Московского и всея Руси. Но одновременно с этим церковь все больше подчинялась власти монарха (см. Православная церковь). Внутри церкви происходила борьба различных течений, отражавшая клас. И внутри-клас. Борьбу в России. В кон. 14-16 вв. Значит. Распространение получили ереси. Активными участниками еретич. Движений были представители низшего белого Д., ряды к-рого пополнялись выходцами из крест. И посадского населения. Материальное положение плебейских слоев Д. Было незавидно. Они обязаны были платить в архиерейскую казну ежегодную дань и многочисл.

Пошлины. Кроме этого, Д., сидевшее на "черной" земле, не освобождалось от гос. Податей и повинностей. Уровень образования белого Д. Был очень низким, священники в большинстве случаев были малограмотны или безграмотны. Несмотря на то, что низшее белое Д. Было близко по положению к трудящимся, оно не сливалось с ними, т. К. Кормилось за счет своей паствы, являлось проводником офиц. Церк. Идеологии, оправдывавшей эксплуатацию и призывавшей к покорности властям. Практически с 17 в. Установился наследств. Порядок занятия свободных священнических мест, белое Д. Превращалось в замкнутое сословие. Положение черного Д. Было значительно лучше, т. К. Оно не платило повинностей гос-ву, пожертвования на монастыри постоянно увеличивались, но нравств.

Уровень его был также невысоким. Первая ревизия (1718-27) определяла численность всего Д. В 97 413 душ мужского пола.В царствование Петра I было ликвидировано патриаршество, а управление церковью передано созданному в 1721 Синоду во главе с гос. Чиновником - обер-прокурором. Это означало полное подчинение церкви гос. Власти, превращение ее в часть гос. Аппарата. В 1764 была произведена секуляризация церк. Земель, к-рые с населением св. 2 млн. Чел. (13,8% всех крестьян России) перешли в собственность гос-ва.Белое Д. На протяжении 18 в. Постепенно выдвигалось в ряды привилегированных сословий. Оно было освобождено от архиерейского тягла, выросли его личные права. Вместе с тем оно все больше оформляется в обособленную касту.Д.

Верно служило самодержавию, было проводником духовного и клас. Гнета. На него были возложены некоторые поручения адм. И полицейского характера. Запись актов гражд. Состояния, наблюдение за политич. Благонадежностью прихожан. 40% нач. Школ находилось в руках Синода, во всех школах в обязательном порядке преподавался "закон божий". Д. Постоянно нападало на науку, боролось с передовыми обществ. Идеями. Печать находилась под гнетом духовной цензуры. Д. Было опорой самодержавия в борьбе с революц. Движением. В годы революции 1905-07 Д. Активно участвовало в контрреволюц. Обществах и погромных орг-циях типа "Союза русского народа" или "Союза Михаила Архангела", сеяло нац. Вражду. Оно было вдохновителем евр. Погромов и черносотенных погромов интеллигенции.

Церковь являлась не только союзником и опорой эксплуататоров, но и сама была эксплуататором. Церк. Учреждения владели огромным движимым и недвижимым имуществом - землями, торг. Заведениями, пром. Предприятиями, многие монастыри были миллионерами. В 1912 насчитывалось 110 434 чел. Белого Д. И 91 654 черного Д.Д. Враждебно встретило Окт. Революцию. Всеросс. Поместный собор православной церкви (август 1917 - сентябрь 1918) во главе с патриархом Тихоном стал одним из центров борьбы внутр. И зарубежной контрреволюции с Сов. Властью. В годы гражд. Войны Д. Активно вело антисов. Агитацию и подрывную работу в тылу, многие храмы, монастыри и архиерейские дома превратились в штабы, конспиративные базы контрреволюции. С участием Д. Формировались даже спец.

Воинские отряды для борьбы с Красной Армией - "полки богородицы", "полки Иисуса" и т. Д. В 1922 Д. Пыталось использовать для борьбы с Сов. Властью голод в Поволжье, объявив его "наказанием божиим" за грехи и выступив против декрета об изъятии церк. Ценностей для закупки хлеба за границей. Враждебную позицию в отношении Окт. Революции занимало Д. Всех других вероисповеданий - мусульманского, старообрядческого и др. Упрочение Сов. Власти и всенародная поддержка ее мероприятий вынудили церковь официально прекратить борьбу. Тем не менее и в последующие годы, особенно в период коллективизации, многие представители Д. Продолжали антисов. Деятельность. Лишь победа социализма вынудила Д. Встать на путь лояльного отношения к Сов. Власти.

См. Армяно-григорианская церковь, Баптисты, Грузинская церковь, Ислам, Старообрядчество, Церковь.Лит. Верховский П. В., Очерки по истории рус. Церкви XVIII и XIX ст., Варшава, 1912. Гантаев Н. М., Церковь и феодализм на Руси, М., 1960. Голубинский Е. Е., История рус. Церкви, 2 изд., т. 1-2, М., 1901-1917. Никольский Н. M., История рус. Церкви, 2 изд., М.-Л., 1931. Самсонов А. М., Антифеод. Народные восстания в России и церковь, М., 1955. Скворцов-Степанов И. И., Избранные атеистич. Произведения, М., 1959. Ярославский Е. М., О религии, М., 1957.В. С. Шульгин. Москва..

Значения в других словарях
Духовенство

в современных религиях служители культа, обычно (но не во всех религиях) организованные в иерархической корпорации. Верующими представители Д. Почитаются как люди, наделённые сверхъестественной силой, способные быть посредниками между людьми и богом. В зависимости от своего положения и функции в церкви Д. Делится на высшее и низшее. В некоторых религиях представители высшего Д. Почитаются как наместники бога на земле (папа римский в католицизме) или как воплощение божества (далай-лама и панчен-..

Духовенство

ДУХОВЕНСТВО - служители культа в монотеистических религиях. Лица, профессионально занимающиеся отправлением религиозных обрядов и служб и составляющие особые корпорации. В православной церкви духовенство делится на черное (монашество) и белое (священники, дьяконы).. ..

Духовенство

ДУХОВЕНСТВО, служители культа, обычно организованные в иерархические корпорации. На территории России существуют различные культы и вероисповедания, имеющие своё Д. (см. БУДДИЗМ, ИСЛАМ, ИУДАИЗМ, ЛАМАИЗМ, ХРИСТИАНСТВО). В Русской православной церкви Д. Делится на белое - церковнослужители и священнослужители, и чёрное (см. МОНАШЕСТВО).Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Духовенство

ДУХОВЕНСТВО, служители культа в монотеистических религиях. Лица, профессионально занимающиеся отправлением религиозных обрядов и служб. Почитаются верующими как люди, наделенные некой сверхъестественной силой (благодатью). В православии духовенство делится на белое духовенство> и черное духовенство. Составляет 3 чина (степени). Дьякон>, иерей и архиерей (архиерейство достижимо только для монашествующих). В русской православной церкви духовенство содержится за счет церковных приходов. Кадры готов..

Духовенство

О духовенстве в Зап. Европе см. Клир.Духовенство русское православное. История. Еще до принятия христианства велик. Кн. Владимиром в Киеве существовала уже церковь св. Илии — следов., было и духовенство. Один из священников, Григорий, сопровождал вел. Кн. Ольгу в ее путешествии в Царьград. Наподобие Византии и у нас Д. Является сразу классом привилегированным, и у нас различаются два вида его — черное и белое. Монашество пользовалось большим уважением в древней Руси как убежище святой жизни. Ник..

Духовенство

- священнослужители. Различается белое (немонашествующее) и черное (монашествующее) духовенство.. ..

Духовенство

-а, ср., собир.. ..

Духовенство

Священник — представитель своей части неба на земле. Геннадий Малкин Архиепископ. Христианский священник, достигший более высокого ранга, нежели Иисус Христос. Генри Луис Менкен Власть — от Бога, а иерархия — от власти. Аркадий Давидович Католический поп шествует так, словно небо — его полная собственность. Протестантский же, напротив, ходит так, будто небо он взял в аренду. Генрих Гейне Верует ли духовенство в Бога. Оно не понимает этого вопроса, потому что оно служит Богу. Василий Ключевский Е..

Духовенство

(Патриарх, митрополит, архиепископ, епископ, архиерей, викарий, архимандрит, игумен, монах, протопресвитер, пресвитер, протоиерей, священник, иерей, протодиакон, диакон, псаломщик, пономарь, папа, кардинал, прелат, ксендз, патер, католикос, пробст, пастор, суперинтендент. Гахам, газзан, шамаш, раввин, мулла, ахун, муфтий, кадий, хатын, имам, муэдзин. Лама, шаман).. ..

Духовенство

Служители культа в монотеистических религиях. Лица, профессионально занимающиеся отправлением религиозных обрядов и служб и составляющие особые корпорации. В православной церкви духовенство делится на черное (монашество) и белое (священники, дьяконы).. ..

Духовенство

Ср.Служители религиозного культа.. ..

Духовенство

ДУХОВЕ́НСТВО -а. Ср. Собир. Служители религиозного культа. Православное д., католическое д., мусульманское д. Он принадлежит к духовенству. Отец мой из духовенства. Белое д. (немонашествующие служители православной церкви). Чёрное д. (монашествующие служители православной церкви, давшие обет безбрачия, воздержания и т.п.).. ..

Духовенство

-а, ср., собир. В монотеистических религиях. Лица, отправляющие религиозные, церковные обряды, служители церкви. Д. Православное, католическое, мусульманское. Чёрное д. (монашествующее). Белое д. (не монашествующее).. ..

Духовенство

Духовенства, мн. Нет, ср., собир. Служители религиозного культа.. ..

Духовенство

Служители культа в монотеистических религиях. Лица, профессионально занимающиеся отправлением религиозных обрядов и служб и составляющие особые корпорации. В православной церкви духовенство делится на черное (монашество) и белое (священники, дьяконы).. ..

Духовенство

— служители культа в ряде современных религий. Удовлетворяет духовные потребности верующих, совершает культовые обряды и действия, проповедует вероучение. В православии делится на черное (монашество) и белое (священники, диаконы). Господствующее сословие, наряду с дворянством, в средние века.. ..

Дуумвиры

Дуовиры (от лат. Duo - два и vir - муж), - два высших должностных лица в рим. Муниципиях и колониях. Избирались ежегодно и соответствовали рим. Консулам. Председательствовали в местном сенате и были верховными судьями. Во времена империи значение этой должности сильно упало в связи с ограничением самостоятельности городов.. ..

Духоборы

Духоборцы, - христианская секта, сложившаяся в России в сер. 18 в. Осн. Положения учения Д. Связаны с именами первых проповедников - С. Колесникова и Л. Побирохина и изложены в "Животной книге". Д., считая себя борцами "за дух", объявили веру делом внутр. Убеждения, отрицали церк. Обряды и иерархию, иносказательно трактовали осн. Догматы христианства. Учение Д. Об общности имуществ, неподчинении местным властям отражало интересы крестьян, в первую очередь государственных. Социальные утопии Д. В ..

Духовно-рыцарские Ордена

Воен.-монашеские орг-ции зап.-европ. Феодалов, создававшиеся в 12-13 вв. Под рук. Католич. Церкви (иногда по ее инициативе) с целью защиты, упрочения и расширения захваченных во время крестовых походов владений на в., а также для новых терр. Захватов в Европе под предлогом обращения нехрист. Н.аселения в "истинную веру". Д.-р. О. Явились орден иоаннитов (госпитальеров), возникший в нач. 12 в. В Иерусалиме, тамплиеров (храмовников), осн. Ок. 1118 там же, и Тевтонский орден, осн. В 1198 на базе не..

Духовные Грамоты

Назв. Завещаний в России 12-18 вв. Наиболее ранние Д. Г. Частных лиц известны (в копии) с 12 в. Сохранившиеся Д. Г. Вел. И удельных князей датируются 14-16 вв. В Д. Г. Частных лиц имеются распоряжения о зем. Владениях, движимом имуществе завещателя, об уплате его долгов и получении розданных им ссуд, о холопах и т. Д. Д. Г. Феод. Государей содержат также распоряжения политич. Характера. Д. Г. - важный источник для изучения х-ва, социально-экономич. И политич. Истории, а также быта. В 18 в. Терми..

Духовенство

Совокупность всех служителей церкви. Церковь как организация основывается на делении всех верующих на руководство (д.) и рядовых верующих (мирян, паству). В первоначальном христианстве д. Не было, первые христиан, общины имели демократич. Устройство. Церк. Организация окончательно сложилась на протяжении II—III вв. Только д. Могло совершать обряды и богослужения, распоряжаться материальными средствами церкви. Д. Было высшей инстанцией в вопросах веры, только оно определяло, что соответствует вер..

Духовенство

Служители Церкви, имеющие духовный сан, полученный ими при посвящении (рукоположении), дающий право и благодать совершать богослужения и таинства Церкви. Имеет три степени. Диаконат, пресвитериат и епископат. Диакон - низшая ступень, пресвитер (священник) - средняя, епископ (архиерей) - высшая. Духовенство делится на белое и черное. К белому духовенству относятся диаконы и священники, состоящие в браке. К черному духовенству относятся диаконы и священники, принявшие монашество. Они именуются соо..

Духовенство

- священнослужители. Различается белое (немонашествующее) и черное (монашествующее) духовенство.. ..

Дополнительный поиск Духовенство Духовенство

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Духовенство" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Духовенство, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 11 символа