Духовно-рыцарские Ордена
Воен.-монашеские орг-ции зап.-европ. Феодалов, создававшиеся в 12-13 вв. Под рук. Католич. Церкви (иногда по ее инициативе) с целью защиты, упрочения и расширения захваченных во время крестовых походов владений на в., а также для новых терр. Захватов в Европе под предлогом обращения нехрист. Н.аселения в "истинную веру". Д.-р. О. Явились орден иоаннитов (госпитальеров), возникший в нач. 12 в. В Иерусалиме, тамплиеров (храмовников), осн. Ок. 1118 там же, и Тевтонский орден, осн. В 1198 на базе нем. Госпиталя крестоносцев в Иерусалиме. В Испании в период возникли три ордена. Алькантара (с 1156), Калатрава (с 1158) и Сантьяго-де-Компостела (с 1161). Как монахи, члены Д.-р. О. Давали тройной обет. Воздержания, послушания и бедности. Как рыцари, они носили оружие и участвовали в завоеват.
Походах. Д.-р. О. Имели строго иерархич. Структуру. Члены ордена обычно делились на 3 группы - братьев-воинов, капелланов (т. Е. Священников), братьев-служителей. Во главе каждого ордена стоял великий магистр (гроссмейстер), избираемый пожизненно и утверждаемый папой, обладавшим верховной властью над орденами, к-рым он предоставлял различные привилегии. Гроссмейстеру подчинялись должностные лица. Начальник провинции (приор), маршал, командоры, коннетабли и т. Д. Периодически созывался генеральный капитул (собрание должностных лиц ордена), обладавший законодат. Властью. Деятельность Д.-р. О. Носила реакц. Характер. Они были гл. Вербовщиками рыцарей для переселения на в., представляли собой наиболее организованную силу крестоносных гос-в в борьбе против соседних мусульм.
Гос-в, расширяли владения крестоносцев, подавляли возмущение покоренного населения. Накопив в результате пожалований и грабежей большие богатства, Д.-р. О. Превратились в могуществ. Экономич. Силу. Далекие от монашеских идеалов, они занимались ростовщичеством, банковским делом, торговлей. На в. И в Европе им принадлежали огромные зем. Владения (ордену тамплиеров, напр., принадлежали тысячи деревень, луга, виноградники, соляные промыслы, зем. Участки в городах, рынки и т. Д. Его владения имелись во Франции, Сицилии, Испании, Португалии, Венгрии, Чехии, Италии и др.). Как крупные феод. Собственники, Д.-р. О. Беспощадно эксплуатировали крестьян на своих землях, вызывая жгучую ненависть, выливавшуюся в крест. Волнения (напр., в кон.
12 в. На Кипре). Они постоянно вмешивались в дела европ. Гос-в. С ослаблением своих позиций на в. Иоанниты и тамплиеры перенесли свою деятельность в Зап. Европу. Тевтонский орден, вытесненный из Палестины еще к 1226, в результате соперничества с др. Орденами перебрался в сев.-вост. Р-ны Европы, где, слившись в 1237 с образовавшимся в 1202 Орденом меченосцев, стал гл. Орудием феод.-католич. Экспансии в Прибалтике и в сев.-зап. Рус. Княжествах. Д.-р. О. В Испании, участвовавшие в отвоевании земель у арабов, с окончанием реконкисты в кон. 15 в. Утратили воен. Значение. В результате укрепления в европ. Странах королев. Власти, заинтересованной в ослаблении Д.-р. О., к-рые пользовались самостоятельностью по отношению к государям, Д.-р. О. Перестали играть прежнюю роль.
Нек-рые Д.-р. О. Существуют до сих пор (Тевтонский - в Зап. Германии, иоанниты - в Италии, Зап. Германии, Швейцарии, Финляндии), превратившись в почетные орг-ции католич. Церкви, служащие опорой клерик. Реакции.Лит. Заборов М. A., Папство и крестовые походы. М., 1960. Рамм Б. Я., Папство и Русь в X-XV вв., М.-Л., 1959. Runciman S., A history of the crusades, v. 1-3, Camb., 1954-55. Waas A., Geschichte der Kreuzzüge, Bd 1-2, Freiburg, 1956.Б. Я. Рамм. Ленинград..
Дополнительный поиск Духовно-рыцарские Ордена
На нашем сайте Вы найдете значение "Духовно-рыцарские Ордена" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Духовно-рыцарские Ордена, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 24 символа