Жречество
Особая обществ. Группа служителей культа, почитавшаяся как посредник в общении с воображаемым миром богов и духов. Слово "жрец" происходит от старослав. "жрати" - приносить жертву (родств. С "жрать", "пожирать"). Ж. Неразрывно связано с развитием религии. Предшественниками жрецов в эпоху общинно-родового строя были колдуны, заклинатели, гадатели, шаманы, "делатели дождя", знахари. У самых отсталых из совр. Народов - австралийцев, папуасов, андаманцев, ведда, огнеземельцев и др. - религ.-магич. Обряды совершаются преим. Главарями родовых групп от имени всего рода, либо людьми, по своим личным качествам снискавшими себе репутацию "знающих" приемы воздействия на воображаемый мир духов и богов. Это - знатоки лечебных приемов (знахари-врачеватели), опытные и наблюдат.
Люди, якобы умеющие предвидеть перемену погоды, люди особо мрачного и злобного характера ("черные колдуны"), люди, подверженные особым нервным припадкам (шаманы) и пр. С разложением первобытной общины, углублением разделения труда и общей социальной дифференциацией выделяются и профессионалы-жрецы, присваивающие себе монопольное право сношения с духами и богами. Они проходили особую длит. Подготовку и "посвящение" под рук. Старых жрецов. Иногда на них налагаются особые запреты - табу, резко обособляющие их от прочих людей. Закрепляется преемственность "знаний" (иногда путем прямой наследственности жреческого звания), недоступных простому народу. Складываются особые корпорации жрецов. Они обычно и по происхождению, и по интересам близки к вождям, воен.
Предводителям, к-рые и сами зачастую выполняют жреч. Функции (священные вожди, "цари-жрецы"). Примеры такого обособленного положения Ж. На грани доклас. И клас. Общества обнаружены на о-вах Полинезии и мн. Областей Африки в 19 в. Там существовали сплоченные корпорации жрецов, нередко (особенно в Африке) с нек-рым разделением функций и профессий. Лечение, предсказания, гадания, воен. Магия и особенно судебные функции. Действуя рука об руку с вождями, царьками, жрецы в Африке и в Полинезии достигали огромной обществ. Власти, держали народ в подчинении и вели паразитич. Жизнь. Наряду с "официальным" (храмовым, корпоративным) Ж. Существовали "вольнопрактикующие" жрецы (шаманы, колдуны), выполнявшие заказы отд. Лиц.В классовых рабовладельч.
И феод. Обществах Ж., как правило, составляет часть господствующего класса и всемерно поддерживает эксплуататорский строй. В Др. Египте, Вавилонии, Иране храмовое Ж. Владело огромными богатствами, землей, рабами, располагало большой политич. Властью. Жрецы держали в своих руках и все имевшиеся науч. Знания, скрывая их от народа. В Др. И ср.-век. Индии жрецы-брахманы, соперничавшие со светской властью, составляли самый верхний слой населения. Такое же положение занимали жрецы и в древних гос-вах Америки (особенно в Мексике и Перу). В Иудее 6-1 вв. До н. Э., когда не стало светской власти (царей), все экономич., политич. И идеологич. Могущество сосредоточилось в руках иерусалимского Ж. Это была "иерократическая" форма гос-ва. Лишь в антич.
Греции и Риме Ж. Не играло самостоят. Роли - должности жрецов были выборными и замещались обычно гражд. Лицами, но и в этих гос-вах жрецы пользовались значит. Преимуществами и играли известную роль в политич. Жизни. То же было в Японии. В Китае даосскую религию возглавляли многочисл. Ж. (даосы), но конфуцианский культ всегда находился в руках светских лиц - от императора до главы рода. С самого начала жрецы были не только служителями духов и богов, но и их создателями. Религ.-мифологич. И богослов. Спекуляции профессиональных жрецов способствовали усложнению религии, созданию новых мифов, вероучений, религ. Догматов и систем. В большинстве клас. Обществ религия жрецов сильно отличается от нар. Верований. Ж. До наст. Времени сохранилось у нек-рых народов Африки, Юж.
Америки, Океании.Лит. Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 21. Ранович А., Очерк истории древнеевр. Религии, М., 1937. Фрэзер Дж., Золотая ветвь, в. 1-2, М.-Л., 1928. Darwin R. Gh., Die Entwicklung des Priestertums und der Priesterreiche..., Lpz., 1929. Landtman G., The origin of the priesthood, Ekenaes, 1905. Lippert J., Allgemeine Geschichte des Priesterthums, Bd 1-2, В., 1883-84.С. А. Токарев. Москва..
Дополнительный поиск Жречество
На нашем сайте Вы найдете значение "Жречество" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Жречество, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ж". Общая длина 9 символа