Зороастризм
В древности дуалистич. Религия народов Востока, названа по имени Зороастра. З. Возник, по мнению большинства исследователей, в Ср. Азии, вероятно, в 7 в. До н. Э. Распространился в Мидию, Персию, Каппадокию и др. Страны Бл. Востока. Осн. Источником наших знаний о З. Является Авеста.Согласно З., в мире борются два начала - добро и зло. Добро олицетворяет бог Ахурамазда и его помощники, персонифицирующие идеи добромыслия, правдивости, совершенства, бессмертия и т. Д., зло - бог Анхра-Майныо и его помощники девы. Человек создан Ахурамаздой, но свободен в своих мыслях и поступках и поэтому доступен воздействию духов зла, он должен своими мыслями, словами, делами, а также телесной чистотой бороться против злых существ. Аскетизм осуждается как дело, способствующее победе духов зла.
Согласно З., существует загробная жизнь. Если человек способствовал на земле победе добра, то душа его попадает в рай, а в противном случае он обречен на вечные муки в аду. В конечном счете добро одержит полную победу над злом и возникнет идеальное царство на небе и на земле.Вначале З. Был религией оседлых скотоводов и содержал много демократич. Элементов. Так, Зороастр выступал против массовых кровавых жертвоприношений и вменял в обязанность каждому верующему перейти от кочевого к оседлому образу жизни, выращивать скот и защищать полезных животных. Но позже, с образованием клас. Общества З. Был приспособлен для защиты интересов господств. Классов. Было создано сложное эсхатологич. Учение, согласно к-рому после 12 тыс.
Лет борьбы добра и зла явится спаситель (саошиант) из рода Зороастра и спасет мир. По-видимому, учения зороастрийских жрецов о конце мира и воскресении мертвых, о грядущем спасителе и последнем суде оказали влияние на возникновение подобных же представлений в иудаизме, христианстве и в др. Религиях.З. Из-за своей абстрактности не имел большого успеха среди нар. Масс, по крайней мере вплоть до эпохи Аршакидов. Ахеменидские цари исповедовали особую религию, к-рая являлась синкретизацией З. И древних нар. Религ. Представлений, а большинство народа оставалось верным старым племенным культам. При сасанидских царях (3-7 вв. Н. Э.) З. Стал гос. Религией феодализирующейся знати, Авеста была канонизирована, а жречество превратилось в организованную гос.
Церковь, глава к-рой был вторым после царя лицом в гос-ве. В 7 в. Н. Э. После завоевания Персии арабами зороастрийцы преследовались и насильственно обращались в ислам. В настоящее время З. Сохранился в сильно измененном виде у гебров в Иране и у парсов в Индии.Лит. Струве В. В., Надпись Ксеркса о "дэвах" и религия персов, "Изв. АН СССР", Серия истории и философии, 1944, т. I, No 3. Дьяконов И. М., История Мидии, М.-Л.,1956. Дандамаев М. A., Иран при первых Ахеменидах М., 1963. Benveniste E., The Persian religion according to the chief Greek texts, P., 1929. Clemen C., Fontes historiae religionis persicae, Bonnae, 1920. Messina G., Der Ursprung der Magier und die Zarathustrische Religion, Rom-München, 1930. Moulton J. Н., Early Zoroastrianism, L., 1913.
Duchesne-Guillemin J., Zoroastre. Étude critique avec une traduction commentée des Gâthâ, P., 1948.M. A. Дандамаев. Ленинград..
Дополнительный поиск Зороастризм
На нашем сайте Вы найдете значение "Зороастризм" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Зороастризм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "З". Общая длина 11 символа