Инвеститура
(позднелат. Investitura, от лат. Investio - облачаю) - в ср. Века в Зап. Европе юридич. Акт передачи лена, должности, сана, закреплявший вассальную зависимость и сопровождавшийся символич. Обрядом. Передачей сеньором вассалу горсти земли, перчатки, меча, копья, знамени, скипетра и т.п. Символов власти. Церк. И. Состояла в назначении на церк. Должность и введении в сан. Она сопровождалась двумя актами. Вручением посоха и кольца, символизировавших духовную власть, и передачей зем. Владения и скипетра, символа светской власти. До кон. 11 в. И. Епископов и аббатов, как правило, осуществлялась королев. (императорской) властью. Папство, усилившееся во 2-й пол. 11 в., пыталось запретить светскую И. Епископов и аббатов, освободив их от местной ленной зависимости и подчинив своей неогранич.
Власти. Так началась борьба за И. Наибольшего напряжения она достигла в Германии, где со времени Оттона I (936-973) епископат служил важнейшей опорой королев. Власти. И. Прелатов, не располагавших наследств. Правами, давала возможность императорской власти пользоваться доходами от церк. Собственности и использовать епископов и аббатов в качестве противовеса светской знати. Лишение императоров права И. Было вместе с тем одним из гл. Рычагов упразднения всякой зависимости папства от империи и подчинения императора папскому престолу. В борьбе за И. Выступали с одной стороны приверженцы церк. Реформы (см. Клюнийская реформа) во главе с Гильдебрандом (с 1073 - папа Григорий VII) и с другой - сторонники сохранения светской И. Во главе с имп.
Генрихом IV. Борьба породила обширную полемич. Лит-ру, в к-рой нашли отражение как взгляды крайних групп (защищавших или папскую теократию, или императорское господство над церковью), так и взгляды сторонников компромисса, требовавших разделения И. Между папством и светской властью (см. "Libelli de lite imperatorum et pontificorum saec. XI et XII conscripti, 3 d.", MGH, Hannov., 1890-97).Борьба за И. Переплеталась с выступлениями светской и церк. Знати против попыток Генриха IV укрепить королев. Власть в Германии. Нем. Епископы сопротивлялись попыткам как императора, так и папы, ограничить их самостоятельность и помешать их превращению в терр. Князей.Открытая борьба папства с императорской властью, гл. Стержнем к-рой был вопрос об И., началась в 1075, после вступления на папский престол Григория VII.
Собор 1075 объявил И. Духовенства светскими лицами недействительной (что было повторено соборами 1078 и 1080 для всей католич. Церкви). Григорий VII потребовал от Генриха IV прекращения И. И смещения ряда нем. Прелатов, получивших свой сан в нарушение канонич. Правил. В ожесточ. И длит. Борьбе, критич. Эпизодом к-рой была Каносса (1077), ни той, ни другой стороне не удавалось одержать победу. В 1111 была сделана попытка заключить компромиссное соглашение на условиях отказа императора от церк. И. Епископов и аббатов взамен возвращения ими гос-ву всех ленов и регалий, полученных со времени Карла Великого (проект папы Пасхалия II). Но эта попытка провалилась Из-за сопротивления прелатов, для к-рых церк. Сан без бенефициев терял значение.
В 1122 был заключен Вормский конкордат, окончивший борьбу за И. Избранные капитулами прелаты получали духовную И. От папы, а светскую от императора. В Германии обеспечивалось участие императора в избрании прелатов, к-рым сразу же давалась светская И. В Италии и Бургундии император был лишен участия в избрании прелатов и давал им светскую И. В шестимесячный срок. Вормский конкордат был более выгоден папе, чем императору, он закреплял фактич. Крушение оттоновской епископальной системы и способствовал победе княж. Партикуляризма.Нем. Бурж. Историография почти единодушно считает Вормский конкордат поворотным пунктом в истории Германии, но по-разному оценивает борьбу императоров с папами. В прошлом нем. Бурж. Историки видели в этой борьбе столкновение национальных нем.
Церк.-гос. Принципов с космополитич. Теократич. Устремлениями папства и положительно оценивали сопротивление императоров папству. В историографии ФРГ появилась другая оценка, согласно к-рой союз этих двух сил якобы создавал основу для возвышения империи и папства, а борьба между ними явилась причиной падения их мирового величия (Th. Mayer, Papsttum und Kaisertum im hohen Mittelalter, "HZ", 1959, Bd 187).Спор об И. Распространился и на др. Страны Зап. Европы, но нигде не приобрел таких острых форм, как в империи. Папы, вступив в столкновение с императорами за верховное господство, стремились смягчить противоречия с королями Франции и Англии и пошли в вопросах И. На нек-рые уступки. По соглашению Пасхалия II с франц.
Королем Филиппом I от 1104 духовная И. Осуществлялась папой после канонич. Избрания на церк. Должность. За королем обеспечивались право участия в выборах и светская И. Избранный приносил при этом присягу верности королю. По соглашению 1107 Пасхалия II с англ. Королем Генрихом I духовную И. Давал папа. Король сохранял решающее влияние при выборах епископов и аббатов, к-рые производились в королев, дворце. Избранный до своего посвящения приносил клятву верности королю и получал от него лен и светскую И.Источн. Bernheim E., Quellen zur Geschichte des Investiturstreites, Tl 1-2, Lpz.-В., 1913-14.Лит. Scharnagl A., Der Begriff der Investitur..., Stuttg., 1908. Haller I., Papsttum und Kirchenreform, Bd 1, (s. 1.), 1903. Brooke Z.
N., Lay investiture and its relation to the conflict of impire and papacy, Oxf., 1939. Schwarz W., Der Investiturstreit in Frankreich, "Zeitschrift für Kirchengeschichte", 1923, H. 2, 1924, H. 1.Н. P. Колесницкий. Москва..
Дополнительный поиск Инвеститура
На нашем сайте Вы найдете значение "Инвеститура" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Инвеститура, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 11 символа